Мировая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:12, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении международной торговли. В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
- рассмотреть понятие международной торговли;
- показать виды международной торговли;
- исследовать сущность и основные виды мировых цен.
Информационной базой для написания работы являлись учебные пособия и другие публикации специальных периодических изданий по мировой экономике.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды международной торговли 4
2. Сущность и основные виды мировых цен 16
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Мировая торговля.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

 

     Введение

 

     В условиях рыночной экономики мировая торговля представляет форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

     Цель  работы заключается в изучении международной  торговли. В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:

     - рассмотреть понятие международной торговли;

     - показать виды международной  торговли;

     - исследовать сущность и основные виды мировых цен.

     Информационной  базой для написания работы являлись учебные пособия и другие публикации специальных периодических изданий по мировой экономике.

 

     1. Понятие и виды международной торговли

 

     Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными  хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.[11]

     Мировая торговля в современных условиях выступает как результат глубокого  международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.

     Экспорт (вывоз) товаров означает, что возмещение их стоимости происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки, производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальной и интернациональной стоимости данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

     При импорте (ввозе) товаров страна приобретает  товары, производство которых  в  настоящее время экономически невыгодно, то есть покупаются изделия с меньшими затратами, чем стоимость производства данной продукции внутри страны [1, c.33].

     При подсчете эффективности внешней  торговли подсчитывается тот экономический  выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих  потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, необходимых на производство подобных товаров в стране.

     Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными  странами.

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

     Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

     Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого  ввоза (импорта) и оплачиваемого  вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.[4]

     Мировые цены различаются в зависимости  от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются  цены крупных, систематических и  устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

     Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все  государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

     В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

     Национальные  производственные различия определяются разной наделенностью факторами  производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

     Эффект, оказываемый внешней торговлей (в  частности, экспортом) на динамику роста  национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

     Динамика  и структура мировой торговли зависят от развития производительных сил, структуры мирового производства. Так, если в XIX в. в обмене преобладали сырье, продовольствие и продукция легкой промышленности, то в современных условиях существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

     За  послевоенный период доля сырья в  стоимости международного экспорта понизилась с 3/5 до 1/3, а доля готовых промышленных изделий возросла до 2/3. Увеличивается обмен комплектующими изделиями и запасными частями, быстро растет реэкспорт, например, после сборки и монтажа узлов машин [2, c.74].

     В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно-технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Отмечается быстрое развитие торговли технологически сложной продукцией, лицензиями. Если в 1970 г. объем мирового экспорта лицензий составлял 2,2—2,7 млрд долл., то во второй половине 80-х гг. эта цифра превысила 17 млрд долл. в год.

     К числу объектов международной торговли в настоящее время относятся  и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования), инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ) и др.[12]

     Таким образом, международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны. Мировая торговля в современных условиях выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями. Динамика и структура мировой торговли зависят от развития производительных сил, структуры мирового производства. 
 

     Рассмотрим  виды международной торговли:

     Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады [3, c.100].

     Промышленные  компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции  фирмам и могут иметь свою оптовую  сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя  специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих  товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

     Распространены  вертикальные объединения «контрактного  типа» - когда промышленный концерн  объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются  центральные закупочные конторы, а  самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» -  контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

     Вертикальные  объединения дают их участникам ряд  преимуществ: более благоприятные  условия воспроизводства по сравнению с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт.

     Важный  параметр в оптовой торговле - соотношение  универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку. Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.

     Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи. Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более [4, c.106].  
 

     Существует  несколько основных видов товарных бирж:

     - Открытые - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.

     Открытые  биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.

     - Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом.

     В настоящее время биржи реального  товара сохранились лишь в некоторых  странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу [5, c.108].

Информация о работе Мировая торговля