Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:56, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I.Сущность мировой торговли…………..………………………………..4
Глава II. Теоретические основы международной торговли………………..…..8
Глава III. Структура и виды мировой торговли……………………………….13
Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли…….…….25
Заключение. …………………………………………….…………………….….30
Литература. ……………………………………………….……………….…….33
Модель Хекшера - Олина.
В конце XIX - начале XX вв. в результате структурных сдвигов в международной торговле роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в 20-30 гг. XX в.) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. По мнению авторов, различные страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах.
В
стране, где, к примеру, трудовых ресурсов
много, а капитала недостаточно, труд
будет сравнительно дешевым, а капитал
— дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых
ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном
количестве, труд будет дорогим, а капитал
- дешевым. Согласно теории Хекшера-Олина,
товары, требующие для своего производства
значительных (максимальных) затрат избыточных
факторов производства и небольших (минимальных)
затрат дефицитных факторов, экспортируются
в обмен на товары, производимые с использованием
факторов в обратной пропорции.
Концепция Самуэльсона и Столпера.
В
середине XX в. (1948 г.) американские экономисты
П. Самуэлъсон и В. Столпер
усовершенствовали
теорию Хекшера – Олина, представив,
что в случае однородности факторов производства,
идентичности техники, совершенной конкуренции
и полной мобильности товаров международный
обмен выравнивает цену факторов производства
между странами. Авторы основывают свою
концепцию на модели Рикардо с дополнениями
Хекшера и Олина и рассматривают торговлю
не просто как взаимовыгодный обмен, но
и как средство, позволяющее сократить
разрыв в уровне развития между странами.
Парадокс Леонтьева.
В середине 50-х годов XX в. американский экономист русского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием «парадокс Леонтъева». Используя теорему Хекшера – Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
Во
второй половине 60-х годов XX в. распространение
получила теория «цикла
жизни продукта», разработанная Р. Верноном,
а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом.
Каждый новый продукт проходит цикл, включающий
стадии внедрения, расширения, зрелости
и старения, на основе которого могут быть
объяснены современные торговые связи
между странами при обмене готовыми изделиями.
В соответствии с циклом, страны специализируются
на производстве экспорта одного и того
же товара на разных стадиях зрелости.
Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера.
Рассмотренные выше теоретические объяснения международного обмена товарами показывают, что традиционные внешнеторговые теории недостаточны для объяснения современного международного обмена товарами. Тем не менее, они являются базовыми в теоретических исследованиях западных ученых и объясняют возникновение и направленность международной торговли товарами сравнительными преимуществами вследствие товарной дифференциации и различий в наборах факторов отдельных стран. Страна экспортирует товары, при производстве которых она имеет сравнительные преимущества в издержках, и импортирует товары, при производстве которых у нее нет этих преимуществ.
В основе дальнейшего развития теории сравнительных преимуществ и новых теорий интернационализации лежит включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.
В
последние два десятилетия
Наиболее
известной из них является теория
конкурентных преимуществ
Майкла Портера. В ней последовательно
проводится идея, что на международном
рынке конкурируют фирмы, а не страны,
поэтому очень важно понять, как фирма
создает и удерживает конкурентные преимущества,
и уяснить роль страны в этом процессе.
Конкурентоспособность страны в международном
обмене определяется воздействием и взаимосвязью
следующих четырех основных составляющих,
называемых «конкурентным ромбом»: факторных
условий (наличие в стране основных факторов
производства); условий внутреннего спроса,
вызывающих эффект масштаба; наличия
смежных и поддерживающих отраслей (кластеров);
стратегия фирмы, её структуры и места
во внутриотраслевой конкуренции.
Глава III. Структура и виды мировой торговли.
Отраслевая структура мировой торговли.
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10—15 процентов. Еще в 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов.
Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, финансовыми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл.
(экспорт товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.
Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.
Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.
Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа.
Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция - это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием.
Особое место в системе международной торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.
Существенное распространение «электронная торговля» (ЭТ) получила в США. Это объясняется тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением. Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер.
Наиболее успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе информационные, рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства: ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на
перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.
Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.
Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.
Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.
Информация о работе Мировая торговля, её структура, виды, направления развития