Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:41, реферат
С точки зрения изменений в структуре собственности к этой группе стран можно отнести и бывшие республики СФРЮ, где после реформ, проведенных президентом И. Броз Тито (1958 — 1965 гг.), сложилась специфическая форма рыночного хозяйства на базе групповой собственности производственных коллективов (формально она называется «общественной»). Она не может быть приватизирована на основе решений государства, ибо не принадлежит ему. Подлежащих приватизации государственных предприятий здесь сравнительно немного. В целом экономическая трансформация этих стран движется в направлении рыночного хозяйства западного типа с имманентным ему набором форм собственности.
Мировая практика приватизации
1.1. Общие проблемы, тенденции и противоречия
С точки зрения изменений в структуре собственности к этой группе стран можно отнести и бывшие республики СФРЮ, где после реформ, проведенных президентом И. Броз Тито (1958 — 1965 гг.), сложилась специфическая форма рыночного хозяйства на базе групповой собственности производственных коллективов (формально она называется «общественной»). Она не может быть приватизирована на основе решений государства, ибо не принадлежит ему. Подлежащих приватизации государственных предприятий здесь сравнительно немного. В целом экономическая трансформация этих стран движется в направлении рыночного хозяйства западного типа с имманентным ему набором форм собственности.
Интенсивность приватизации в странах с переходной экономикой
По пути приватизации различные страны с переходной экономикой прошли неодинаковые отрезки. Об этом свидетельствует доля негосударственного сектора, т.е. частных предприятий и предприятий со смешанной собственностью, в производстве ВВП, % (данные за 1996 г.).
Во всех указанных странах после 1996 г. эта доля несколько повысилась.
Такой разброс показателей
В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой проявились примерно одинаковые важнейшие тенденции, проблемы и противоречия. Среди них выделим следующие.
1. Приватизация в первую очередь
охватила промышленность и
2. В большинстве стран первой
и второй группы новые правя
Вследствие таких
3. Практически все страны
считали, что к приватизации
удастся быстро привлечь
4. Малая приватизация оказалась
в институциональном и орга
5. Гораздо более сложной и
медленной, как и следовало
ожидать, во всех странах стала
большая приватизация, которая все
еще далека от завершения. Она
оказалась сопряженной с целым
рядом сложных проблем. Так,
ни в одной стране не удалось
гармонично увязать
1.2. Чешский путь приватизации
Наиболее справедливым и взвешенным в социальном отношении, безусловно, оказался чехословацкий путь купонной приватизации, который начал применяться с 1991 г. (после разделения бывшей ЧСФР с 1 января 1993 г. на Чешскую и Словацкую Республики он последовательно претворялся в жизнь только в первой).
Все совершеннолетние граждане ЧСФР получили за административную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.) именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книжек) до 70 000 крон. Купонная приватизация обеспечила довольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколько-нибудь заметной криминализации большой приватизации.
Вместе с тем, бесплатный характер
распределения купонных книжек привел
к тому, что в Чехии и Словакии
приватизация не сопровождалась реальным
накоплением капитала. В результате
этого большинство крупных
1.3. Польский путь приватизации
С точки зрения экономической эффективности
приватизации наиболее удачным, пожалуй,
оказался опыт Польши. Из 8000 предприятий,
предназначавшихся к началу 90-х
гг. для большой приватизации, первоначально
были переданы на возмездной основе в
частные руки (в значительной части
— иностранным инвесторам) только
1150 из них. Другие 5000 объектов были превращены
в принадлежащие приватизационному
ведомству предприятия, которые
должны были провести исключительно
своими силами, т.е. без финансовой помощи
государства, собственное санирование
(кредиты для этого они могли
получать только на обычной коммерческой,
возвратной и платной, основе), добиться
самоокупаемости и рентабельности
и тем самым подготовить себя
к последующей приватизации уже
на выгодной для государства и
производственных коллективов
основе. Остальные 1850 объектов, наиболее
слабых в финансово-экономическом
отношении и поэтому
Продажа акций указанных 5000 предприятий
проходит поэтапно с августа 1995
г. (первоначально 413 из них) через специально
созданные национальные инвестиционные
фонды. Граждане Польши могут приобретать
акции либо за деньги, либо за распределяемые
с ноября 1995 г. приватизационные сертификаты,
которые, как и российские ваучеры,
подлежали свободной купле-про
Польская приватизация оказалась достаточно жесткой для населения из-за резкого роста безработицы вследствие уменьшения персонала предприятий в ходе их санирования и гораздо менее привлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационного кризиса.
1.4. Общая перспектива
До завершения рыночной трансформации доля государственного сектора в производстве ВВП объективно должна оставаться в странах с переходной экономикой выше, чем в развитых странах. Только после того, как частный капитал завершит стадию своего первоначального накопления и окрепнет до такой степени, что сможет обеспечивать эффективное хозяйствование крупных предприятий и фирм, он окажется в силах поэтапно заместить государственный капитал в производстве товаров и услуг. Такой прогноз подтверждается и историческим опытом развитых стран в те периоды, когда частный капитал по различным причинам испытывал временную слабость (например, в Западной Европе и Японии в первые годы после Второй мировой войны вследствие военных разрушений и других связанных с войной причин) и на определенный срок замещался государственным. По всей видимости, раньше других приблизят свою структуру собственности к развитым странам те 10 из рассматриваемых стран, которые официально признаны Европейским союзом кандидатами на вступление в него в качестве полноправных членов и ведут с ЕС переговоры об этом или готовятся их начать.