Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Дать определения следующим понятиям:
1. Социально-ориентированная экономика - это экономика, функционирование которой призвано в первую очередь удовлетворять потребности человека, семьи, людей в материальных и духовных благах, обеспечивать социальное развитие, гарантировать социальную справедливость .
2. Многоукладность экономики - это наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство)

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

САНКТ  - ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Мировая экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

                                                                                   Студентка 2 курса                  

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Дать определения следующим  понятиям:

1. Социально-ориентированная экономика - это экономика, функционирование которой призвано в первую очередь удовлетворять потребности человека, семьи, людей в материальных и духовных благах, обеспечивать социальное развитие, гарантировать социальную справедливость .

2. Многоукладность экономики  - это наличие в стране разных  видов экономических укладов  в виде форм осуществления  хозяйственной деятельности, собственности,  организации хозяйства (частное,  коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство) 

3. Открытая экономика - это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки

4. Трансформация административно-командной системы в рыночную систему - это смена хозяйственного механизма, который подразумевает переход от командно - административно системы хозяйствования в рыночную

5. Портфельные инвестиции - это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой владение ценными бумагами, например, акциями компаний, облигациями, и не предусматривает со стороны инвестора участия в управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги

6. Интенсивный тип экономического роста - это экономический рост, основным источником которого выступает рост производительности труда

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением  масштабов выпуска продукции, который  основывается на использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства.

7. Прирост ВВП - индикатор,  измеряющий темпы увеличения  валового внутреннего продукта 

8. Таможенный союз - это  соглашение двух или более  государств об отмене таможенных  пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран . Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

9. Специальные права  заимствования (СДР.) - международные  резервно - расчетные средства в  рамках Международного валютного фонда (МВФ). Существуют в виде записей на специальных счетах стран - членов МВФ и предназначены для покрытия их платежных балансов, пополнения валютных резервов и расчетов с фондом.

10. Вертикальная диверсификация  означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей стадии производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить на нее комплектующие (назад по цепочке), например, производитель компьютеров сам начинает производить и продавать ЖК - матрицы, либо выходить на рынок продукции и услуг еще более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например, производитель процессоров начинает производить компьютеры.

Задание 2

2. Какие нижеприведенные  процессы и явления, происходящие  в мировом хозяйстве, описываются  при помощи понятий из задания  №1:

ТНК;

уровни интеграции;

процесс транснационализации;

современный этап развития мирового хозяйства;

развивающиеся страны;

мировая валютная система;

промышленно - развитые страны;

новые индустриальные страны

Решение:

В рамках приведенных  определений могут быть описаны  такие процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве, такие как  ТНК, современный этап развития мирового хозяйства, промышленно - развитые страны; новые индустриальные страны, мировая валютная система.

В частности можно  определить к каждому процессу и  явлению относимые названные  выше определения.

ТНК может быть описана  с помощью понятия вертикальная диверсификация,

Современный этап развития экономики описывается следующие  понятия социально - ориентированная  экономика; многоукладность экономики; открытая экономика; интенсивный тип  экономического роста, таможенный союз, прирост ВВП.

Мировая валютная система - портфельные инвестиции, специальные права заимствования.

Промышленно - развитые страны описывается следующие понятия  социально - ориентированная экономика; многоукладность экономики; открытая экономика; интенсивный тип экономического роста, таможенный союз, прирост ВВП.

Новые индустриальные страны описывается следующие понятия  социально - ориентированная экономика; многоукладность экономики; открытая экономика; интенсивный тип экономического роста, таможенный союз, прирост ВВП.

Задание 3

Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец XX века. Заполнить таблицу.

 
   
 

Структура ВВП

(в%%)

Доля подсистемы в мировом экспорте (в%,%)

Темпы прироста ВВП

(в%,%)

Тип экономии

ческого роста

Доля подсистем в создании МВВП (в%%)

   

ПРС

47%

51%

53%

54%

Более 60%

2,91%

Интенсивный

20,1%

   

НИС

3,3%

3,4%

4,5%

7,5%

21,6%

7,6%

Интенсивный

7,5%

   

СЭЭ

31%

33%

37%

38%

39%

33%

Экстенсивный

12%

   

НРС

0,4%

0,5%

0,7%

0,8%

9%

0,2%

Экстенсивный

0,6%

   

СЦиВЕ

7,6%

7,8%

8,5%

8,8%

18%

4%

Экстенсивный

6,0%

   
                     
                     



сельское хозяйство  промышленность сфера услуг

Задание 4

Найти среднедушевой  ВВП за 2008 год по ППС следующих  стран:

ВВП характеризует стоимость  конечных товаров и услуг в  рыночных ценах (ценах конечного  покупателя), произведенных резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Этот показатель, измеряющий конечные результаты экономической деятельности страны, применяется для характеристики экономической мощи и уровня экономического развития страны (прежде всего в международных сопоставлениях), для оценки экономического роста (после устранения влияния изменения цен на объем стоимостного показателя, каким является ВВП)

Также одним из основных показателей международных сопоставлений  является индекс физического объема ВВП на душу населения.

Хотя индекс физического  объема ВВП на душу населения является основным показателем международных  сопоставлений, для того чтобы его  получить, рассчитываются паритеты покупательной  способности (ППС)

Для проведения международных сопоставлений  показатели ВВП различных стран должны быть выражены в единой валюте.

Проведение международных сопоставлений  макроэкономических стоимостных показателей  требует решения двух основных проблем:

1) унификация экономического содержания  сравниваемых показателей;

2) выбор метода пересчета показателей  из национальных валют в единую  денежную единицу, то есть выбор  метода расчета результатов сопоставлений. 

Первая проблема решается на основе использования стандартных международных  классификаций и применения единой методологии

Решение второй проблемы (выбор формулы  расчета, весов, способов агрегирования  частных индексов) определяется экономическим  содержанием, целями и задачами проводимого  сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам.

Сложившаяся после второй мировой  войны система валютных курсов с 60-х годов и особенно после  распада Бреттон-Вудского соглашения в начале 70-х годов и создания плавающих и фиксированных валютных курсов перестала обеспечивать удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей, так как система валютных курсов стала обслуживать только сферу внешнеэкономической деятельности. Современные валютные курсы могут колебаться в течение года, месяца и дня по различным политическим и конъюнктурным причинам и в результате таких колебаний не отражают реальное изменение покупательной способности валют.

Кроме того, применение в этих целях  валютных курсов не может обеспечить удовлетворительную степень точности результатов расчета, так как официальные валютные курсы обслуживают далеко не все операции, включаемые в ВВП, и на их величину оказывают влияние факторы, не имеющие прямого отношения к сопоставлению объемов произведенных товаров и услуг, например международные потоки капиталов, соотношение между спросом и предложением валюты той или иной страны и т.д. Кроме того, использование официальных валютных курсов, хотя и позволяет обеспечить сравнимую оценку ВВП различных стран, однако не устраняет различий в уровнях цен сопоставляемых стран.

Поэтому с середины 50-х годов  в основе Программы международных  сопоставлений ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН  с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют, которые представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами стран.

Паритет представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны, например доллар США.

Согласно данным МВФ на душу населения  от 2008 года:

Турция - 6,4 тыс. $;

Латвия - 2,29 тыс. $;

Россия - 11,861 тыс. $;

Бразилия - 7,8 тыс. $;

Германия - 82,52 тыс. $;

Малазия - 26, 39 тыс. $.

Задание 5

На каком уровне интеграции находится  НАФТА и МЕКОСУР

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и 17 декабря 1992 года заключен договор  о Североамериканской зоне свободной  торговли (НАФТА). Договор, вступивший в силу 1 января 1994 года, подписали США, Канада и Мексика

Объединение дало дополнительный импульс  взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. Только Соединенным  Штатам рост экспорта их товаров и  инвестиций в Канаду и Мексику  принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран - благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры - отменены.

Несмотря на эффективные действия по преодолению финансового кризиса  в Мексике и успехи, достигнутые  в процессе реализации соглашения о  создании НАФТА, период 1995-1997 гг. оказался одним из наиболее сложных в недолгой истории этого объединения. Свидетельством тому стали первые торговые споры между участниками НАФТА (по хвойной древесине, автоперевозкам и т.д.). Одной из самых серьезных диспропорций в НАФТА остается громадная разница в уровнях социального развития составляющих ее государств, особенно между Соединенными Штатами и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой. НАФТА не было предназначено для решения социальных проблем, но участие Мексики в соглашении налагает на нее определенные обязательства, касающиеся данной сферы.

Вместе с тем, создание в 1994 г. НАФТА  отражает новый подход в теории и  практике интеграции. Впервые государство  «третьего мира» добровольно  объединилось с двумя высокоразвитыми  странами. С полномасштабным вступлением  в силу соглашения об интеграции Мексика должна получить дополнительные возможности доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США - увеличение числа рабочих мест, в Мексике - рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. Всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь.

Бразилия, Аргентина, Уругвай  и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и  добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и  политической областях. Они учредили Общий рынок стран Южного конуса - «Mercado Comun del Sur» (МЕРКОСУР) в 1991 году

Реализация положений  Асунсьонского договора в позволила  им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и  заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 г) в зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных политик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. Были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка - исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Информация о работе Мировая экономика