Мировая экономика Ответы на тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Общие черты стран с переходной экономикой:
а) либерализация;
б) высокий уровень развития производительных сил;
в) многоукладность;
г) высокий уровень доходов;
д) финансовая стабилизация;
е) приватизация.
Ответ: а) либерализация; д) финансовая стабилизация; е) приватизация.
Тест 2
Главное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что в зоне свободной торговли:
а) пошлины отменяются в торговле между странами-участницами;
б) по отношению к третьим странам проводится общая внешнеторговая политика;
в) по отношению к третьим странам каждое государство проводит самостоятельную внешнеторговую политику;
г) осуществляется свободное движение факторов производства.
Ответ: б) по отношению к третьим странам проводится общая внешнеторговая политика.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика Алена.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
 

Решение

Таблица 2

 Счета баланса Ден.ед.
 I. Счет текущих операций  
 1. Товарный экспорт 80
 2. Товарный импорт 90
 Сальдо  баланса внешней  торговли -10
 3. Экспорт услуг 210
 4. Импорт услуг 20
 5. Чистые доходы от инвестиций 70
 6. Чистые трансферты 50
 Сальдо  баланса по текущим  операциям 200
 II. Счет движения капитала  
 7. Приток капитала 150
 8. Отток капитала 300
 Сальдо  баланса движения капитала -150
 Сальдо  баланса по текущим  счетам и баланса  движения капи- 50
 III. Изменение официальных резервов -50
 

Ответ:

Сальдо  по текущим счетам и движению капитала составляет 50 ден.ед.

Официальные резервы изменились на 50 ден.ед.

За счет экспорта услуг платежный баланс является положительным.

Страна  является кредитором, так как наблюдается отток капитала

Задание

      Чем объясните ускоренное развитие непроизводственной сферы в мировой экономике в настоящее время?

       Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее  количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода.   

       Непроизводственная  сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию  и т д. Многообразие условий их функционирования и организации  труда   делает ее гарантом практически  всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность  выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.

       В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу - непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности и безусловно менее важна. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми. Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.

     Рассмотрим  соотношение производственной и непроизводственной сферы. Процесс производства, а именно он составляет основу общества, осуществляется в двух сферах: производственной и непроизводственной. Между ними существует ряд отличий, обусловленных характером труда и условиями организации производства. Критерии различия между производственной и непроизводственной сферой проявляются через совокупность таких признаков как уровень организованности, базовый тип продукта труда, особый характер коммуникации производителя и потребителя. Так, сфера производства характеризуется:

- созданием продуктов в вещной форме,

- размещением производства на мелких, средних или крупных предприятиях,

- высоко организованными формами производства, широко использующих преимущества разделения труда, кооперации работников, механизации и автоматизации.

     К ней традиционно относят промышленность, сельское хозяйство, частично строительство (производственное) и транспорт (грузовой).

     Непроизводственная  сфера, в свою очередь, отличается

- вещным и не вещным характером производимого продукта,

- индивидуальным способом его производства,

- особенностью коммуникации производителя и потребителя, определяемой как обслуживание,

- низкой степенью организованности производства, минимальной механизацией, отсутствием разделения труда и  кооперации работников.

       В схематичной форме различия между  производственной и непроизводственной форме приведены в таблице 3.

     Рассмотрим  услугу, как особый продукт производства. По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.

      Современное общество все больше становится  производителем услуг,  а не продуктов. Потребление, таким образом,  все  меньше является лишь способом поддержания  жизни и ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Через потребление осуществляется  социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т.д.

      Изучение  услуг как товара особого рода, выявление специфики их производства и потребления, анализ новых тенденций  в структуре общественного воспроизводства - все это должно стать предметом  исследования российской науки, как это имеет место за рубежом.

      Значимость  анализа услуг вытекает из того, что их производство составляет заметную долю в ВВП, в нем занята преобладающая  часть работающего населения, а  сама  сфера услуг является динамичным, постоянно растущим сектором экономики.                        

      Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно  широк. Это - способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения  предприятиями торговли, оказание бытовых  услуг),  коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), обще-национальных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.).

      Однако  при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание - они продукт  труда, причем продукт труда особого  рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна, направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства. Производитель услуги каждый шаг или действие соизмеряет с желанием заказчика. Профессиональные знания или навыки производителя, - используя прием К. Маркса при описании роли средств производства как продолжателя рук и возможностей обобщенного работника, - передаются в пользование потребителю. При этом обеспечивается максимально полное удовлетворение желаний потребителя.

      Услуги, как правило, нематериальны; они  духовны: советы, консультации, передача информации и знаний, обслуживание в целях отдыха и развлечения.

        В таблице 3 показаны особенности производства сферы услуг, которые определяют его важнейшие черты и проявления: внешнюю форму, тип предприятия-производителя, характер процесса труда.

      Таким образом, услуга это продукт труда  особого рода, включающий как производственные, так и коммуникативные (обслуживающие) функции и призванный удовлетворить индивидуальные или коллективные потребности заказчика через его соучастие с производителем.   

      Таблица 3. - Система различий между производственной и непроизвод- ственной сферой

Различия Производственная сфера Непроизводственная сфера
1. цель производства             экономное производство Удовлетворение  индивидуальных запросов
2. тип  производства           серийное индивидуальное
3. вид продукта материальный (вещи) вещный и не вещный
4. характер труда производительный производительный

и обслуживающий

 

      Уточним разницу между понятиями: сфера  услуг и непроизводственная сфера. В целом их можно использовать как синонимы, однако, характеризуя производство в разных плоскостях, они таковыми не являются. Непроизводственная сфера - характеристика предприятий с точки зрения уровня их организации. В нее включается совокупность тех, которые отличает незначительность размеров, малая кооперация,  низкая механизация труда. Она включает  предприятия, производящие и вещи (ателье, шьющие не на заказ, а на продажу), и  не вещи: советы, духовные блага.

      Сфера услуг - характеристика предприятий с точки зрения специфики производимого ими продукта. Она включает те, которые занимаются как правило обслуживанием.  При этом уровень организации заметной роли не играет. Предприятия услуг могут быть и большими и малыми, и механизированными и нет. Понятно, что для индивидуального производства малые размеры, а поэтому и низкий уровень механизации труда, более вероятны, хотя исключения возможны. Примерами этого могут служить крупные дома быта, больницы, где работает персонал в сотню и более человек, где имеет место процесс разделения труда, используются механизмы для повторяющихся трудовых операций.

      С развитием научно-технического прогресса  сфера услуг стремится механизировать (хотя бы частично) процесс труда, сократив издержки на производство. Одновременно, многие производственные предприятия  имеют в своем составе мастерские по обслуживанию (например, по ремонту своих изделий). Здесь ими изучается спрос на  продукцию, ее качество, соответствие потребительскому стандарту.

      Названные примеры, а на них обращают внимание западные исследователи, говорят о  растущей доли предприятий, соединяющей преимущества производства и спрос на обслуживание. Эта тенденция  отражает мировой прогресс, и она ускоренно развивается. Пока же доля таких предприятий не значительно (5%), что дает основание использовать понятие сферы услуг и непроизводственной сфера как синонимы, взяв за основу первый термин как более короткий и звучный.

 

Список  использованной литературы 

    1. Г.А. Меньшикова, Экономика и социология непроизводственной сферы , учебно-методическое пособие для заочников, Cанкт-Петербург, 2001г.

    2. И.В. Дегтярева, Л.Р. Зайнутдинова, Мировая экономика: учебно-методическое пособие, Уфа: УГАТУ, 2005г.

    3. Экономика.  Макроэкономика: Учебное пособие./ Под  общ. Ред. И.В. Дегтяревой. УГАТУ  – Уфа, 2004г.

Информация о работе Мировая экономика Ответы на тесты