Микроэкономика в системе экономических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей.

Содержание

Введение

1 Сущность микроэкономики

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Функции современной микроэкономики

1.3. Позитивная и нормативная микроэкономика

2 Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки

2.1.Предмет микроэкономики

2.2. Объект микроэкономики

2.3. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа

3 Методология и методы микроэкономики

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

График представляет собой масштабное изображение показателей или чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур.[4,c.36]

 

Такие построения (чаще всего в  двухмерном пространстве) не только выполняют  роль наглядной иллюстрации. Очень часто они имеют и аналитическое значение, так как позволяют выявить возможную тенденцию развития (эффект корреляции и т. д.).

 

Среди графиков выделяются диаграммы, рисунки и т. п.

 

Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные и фигурные. По содержанию диаграмма сравнения показывает соотношение разных объектов (предприятий, фирм и других объектов) по какому-либо показателю. Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей или исходных элементов, удельный вес отдельных частей в общей величине объекта (показателя). Изображение дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых принимается за 100 % или за единицу. Величина сектора, соответствующая определенному показателю, определяется его удельным весом.

 

При изучении взаимосвязей между отдельными величинами широко используются линейные графики. На оси абсцисс (горизонталь) откладывается значение факторного переменно го показателя (Х), а на оси ординат (вертикаль) отражается значение результативного показателя (У) в соответствии с функцией: Y = F (Х).

 

Нужно помнить, что графики и  схемы сами по себе в отрыве от теоретического анализа ничего не доказывают. Это  лишь иллюстрация экономического процесса и не более того.

 

Поэтому методологически неверно  изложение теоретической или  практической проблемы начинать с построения графика, схемы и т. п. Вместе с  тем нельзя и недооценивать те большие возможности «художественного изображения» отразить в доходчивой форме содержание исследуемого экономического процесса.

 

Эксперимент. Такой прием часто  используется в хозяйственной практике. Эксперимент выступает как искусственное  воспроизведение объекта (экономического процесса) в наиболее благоприятных  условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.

 

Эксперимент всегда ограничен по масштабу. По сути дела в рамках существующей национальной экономической системы  искусственно создается небольшой  «экономический заповедник», где отрабатываются новые приемы хозяйствования (налогообложение, порядок банковских платежей, кредитование, привлечение иностранного капитала, интеграция, управление собственностью, оплата труда и т. д.). Следует отметить, что возведение такой резервации часто выступает как единственно возможный способ не только проверить имеющиеся теоретические выводы, но и получить новый практический материал, необходимый для продолжения проводимого научного исследования.

 

Эксперимент всегда затрагивает сложившиеся  экономические интересы, поэтому и отношение к нему в обществе может быть разным. Не исключены и открытое противоборство со стороны определенных структур, стремление дискредитировать результаты практического опыта. К этому и многому другому надо быть готовым. Не следует забывать, что, по крупному счету, экономический эксперимент — это практический опыт людей над людьми. Поэтому к разработке условий проведения такого эксперимента необходимо относиться предельно ответственно.[1,c.38]

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

 

Микроэкономика является одной  из двух составных частей современной  экономической теории.

 

Микроэкономика – часть экономической  теории в целом, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.

 

Предмет ее исследования - процесс  рыночного ценообразования и  его роль в национальном хозяйстве.

 

Субъектами микроэкономики являются домашние хозяйства, предприятия, государство.

 

Объектами микроэкономики выступают  проблемы редкости и оптимального выбора, вопросы эффективности производства, процессы формирования полезности, механизм взаимодействия спроса и предложения.

 

Специфика микроэкономического подхода  состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.

 

Чтобы проникнуть в сущность экономических  явлений, выдвинуть обоснованный прогноз  развития и конкретные практические рекомендации, микроэкономика руководствуется научной методологией. Методология проявляется как способность мыслить научными категориями и понятиями, обнаруживается как технология теоретического мышления, включает метод и теоретическую основу.

 

Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания. Частные приемы исследования логически вытекают из общенаучных методов познания, изменяются наиболее динамично, призваны максимально учитывать специфику изучаемого экономического явления, сориентированы на решение конкретных научных и практических задач. Они включают моделирование и эксперимент, факторный анализ, предполагают пост роение структурно-логических схем и графиков, аналитических таблиц.

 

 

Основным методом экономического анализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия - с помощью равновесных моделей. По степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами - статические, сравнительной статики и динамические.

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Базылев  Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003.-672с.

 

2. Гальперин  М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.  Микроэкономика, М.:"Экономическая  школа", 2003.-641с.

 

3. Лемешевский  И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс.- Мн: ООО «ФУАинформ», 2002.-632с.

 

 4. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.2. Микроэкономика. - Мн: ООО «ФУАинформ», 2003.-720с.

 

5. Лутохина  Э.А. Основы микроэкономики. 2005. - 325c.

 

6. Нуреев  Р. М. Курс микроэкономики. Учебник. 2008 г.

 

6. Седов  В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб.пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115 с.

 

7. Тарасевич  Л., Гребенников П., Леусский А.  Микроэкономика: Учебник. – Спб.: СПбГУЭФ, 2004.- 347с.

 

8. Хорошун  К. Н. Микроэкономика.-Мн., 2005.-321c.


Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний