Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:32, контрольная работа
Особое место среди международных валютно-кредитных институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ).
МВФ наряду с МБРР были учреждены на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июня 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Их создание было направленно на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны, обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков.
Введение 2
1. МВФ: история, задачи, проблемы
1.1.История возникновения МВФ, его сущность и структура 4
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ 9
1.3. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран 10
1.4. Проблемы в деятельности МВФ 13
2. Россия и МВФ 14
2.1. Начало взаимоотношений МВФ и России 14
2.2. Россия и МВФ: смена ролей 16
2.3. Россия и МВФ: утверждение нового курса 19
Заключение 24
Список литературы 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Экономический факультет
Кафедра
бухгалтерского учета, анализа и
аудита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Мировая экономика
Тема МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
по специальности
080109 Бухгалтерский учет, анализ и
аудит
Выполнил:
Студент 4 курса заочного отделения
Долгополов Александр Иванович
Проверил:
Достов
Валентин Иванович
НОВОКУЗНЕЦК
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. МВФ: история, задачи, проблемы
1.1.История возникновения МВФ, его сущность и структура 4
1.2. Основные
цели и функциональные
1.3. Порядок вступления
в МВФ и обязательства
2. Россия и МВФ 14
2.1. Начало
взаимоотношений МВФ и России
2.2. Россия и МВФ: смена ролей 16
2.3. Россия и
МВФ: утверждение нового курса
Заключение 24
Список
литературы 25
Особое
место среди международных
МВФ
наряду с МБРР были учреждены на
международной валютно-
Именно Фонд является организацией, которая определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.
Крушение
жесткой Бреттон-Вудской и
В этом контексте анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере.
Участие
в программах стабилизации и развития
национальных экономик обуславливает
высокий уровень наличия
Безусловный научный интерес вызывает также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов Россия нуждается в выработке нового подхода к взаимоотношениям с МВФ.
Принципиально важным для данной работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.
Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114].
Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.
В 1944 г. СССР брал активное участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры. Все бывшие республики СССР вступили в МВФ в мае – сентябре 1992 г. Украина стала членом этой организации 3 сентября 1992 г.[18, с. 89 ].
Сейчас членами организации являются 183 государства. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) на сегодняшний день 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.
Международный валютный фонд является кооперативной организацией, объединяющей страны на добровольной основе. Целью этого института является проведение консультаций друг с другом для поддержания стабильности системы покупки и продажи валют с тем, чтобы платежи в иностранной валюте протекали гладко и вовремя. Члены МВФ считают, что открытый обмен мнениями относительно политики, которой руководствуются правительство и резиденты одной страны, осуществляя платежи правительству и резидентам другой, выгодно всем. Они также считают, что проводимые время от времени коррекции политики в случае, если все члены согласны, что они в общих интересах, могут способствовать росту международной торговли и созданию дополнительных и более высокооплачиваемых рабочих мест в развивающейся мировой экономике.
МВФ ссужает деньги своим членам, которые сталкиваются с трудностями по погашению обязательств перед другими членами, с условием, что они предпримут экономические реформы, способствующие устранению этих трудностей для их собственного блага и блага остальных. Однако МВФ не имеет эффективных рычагов вмешательства во внутреннюю экономическую политику своих членов. Он не может заставить правительство некоторого своего члена больше тратить на школы и больницы и меньше - на военные закупки. Но он может побудить своего члена к лучшему использованию скудных ресурсов, не допуская финансовых излишеств. Если страна пренебрегает этими советами, МВФ может лишь попытаться убедить ее в выгодах принятия политики, одобренной сообществом в целом, как во внутренних, так и международных делах.
МВФ может лишь требовать от своих членов, чтобы они раскрывали информацию о валютной и финансовой политике и, по возможности, не применяли ограничений на обмен национальной валюты на иностранную и на осуществление платежей другим членам.
Члены МВФ уступают часть полномочий организации в том, что касается платежной политики, поскольку эта политика имеет огромное значение для денежных потоков между странами. Кроме того, опыт подсказывает, что без глобального мониторингового центра современная система платежей в иностранной валюте не работает.
Структура органов управления:
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
В
МВФ действует принцип «
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF — World Bank Development Committee).