Межрегиональные ассоциации экономического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том что, Российская Федерация занимает обширную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Далее, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации. Наконец, на все вышеперечисленное накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества.

Содержание

Введение 3
1. История создания ассоциаций 4
2. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия 7
Заключение 10
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

контра.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования 

      «Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина»

      Факультет социологии и управления

      Кафедра государственного и муниципального управления

      Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

      По  дисциплине: «Региональная экономика и управление» 

      На  тему: Межрегиональные ассоциации экономического воздействия 
 

      Контрольная работа

      студентки 2 курса,

      группы  ГМУ на базе

      среднего  профессионального образования

      Копыловой Ю.О. 

      Проверил:

      ________________________

      «____» ________________2011 г. 
 

Рязань 2011

     Содержание

 

Введение                                                                                                                    3

  1. История создания ассоциаций                                                                      4
  2. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия            7

Заключение                                                                                                             10

Список  литературы                                                                                                11

 

Введение

     Актуальность  данной темы заключается в том что, Российская Федерация занимает обширную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Далее, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации. Наконец, на все вышеперечисленное накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества.

     Экономическим обоснованием процесса стало то, что  Сибирь, Дальний Восток, Урал, Северный Кавказ и др. экономико-географические регионы представляют собой крупные  социально-экономические комплексы, которым характерна общность природных, климатических, национальных, хозяйственных и др. факторов. Также необходимо учитывать сходство структуры промышленности, единую транспортную и энергетическую системы, близость уклада жизни населения.

     Все вышеперечисленные мотивы поиска путей интеграции привели к тому, что на территории Российской Федерации появились несколько видов межрегионального сотрудничества: союзы городов, ассоциации территорий, объединенные по различным признакам, и др.

     В качестве одной из таких форм в настоящий момент выступают межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. 
 
 
 
 
 

1. История создания  ассоциаций

     Ослабление  контроля Центра над периферией и  изменение сложившегося положения  дел в экономике первыми ощутили  отдаленные и промышленно развитые районы России. Уже в сентябре 1990 г. в г. Челябинске руководителями областей и республик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехода к рыночной экономике», где подтверждено намерение сохранить единое экономическое пространство. А в июне 1991 г. руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный договор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин подписывает Распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР». В сентябре 1991 г. на первом заседании ассоциации, проходившем в г.Екатеринбурге, к ней примкнули Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.

     Процесс формирования территориального союза  регионов Сибири проходил подобным образом. Первые межрегиональные совещания проходят еще до выхода санкционирующего работу ассоциации Указа Б.Ельцина. Подписание «Сибирского соглашения» вызвало некоторое замешательство в федеральных властных кругах. Это объясняется тем, что создание Сибирской республики в обстановке хаоса в федеративных отношениях между Центром и регионами могло стать следующим шагом после создания ассоциации, а так как изначально «Сибирское соглашение» подписали руководители двух краев, трех республик и четырех областей, огромный географический размах территориального образования очевиден.

     Межрегиональное объединение областей Центральной  России оформилось примерно в тоже время. Ассоциация «Центральная Россия»  образована 15 декабря 1990 года администрациями 11 областей экономического региона. Основной задачей нового объединения была названа гармонизация интересов регионов без создания новых властных структур при попытке поиска нового режима распределения власти.

     Затем последовало образование союза  территорий, объединяющий непосредственно Северо-Запад и Север России. Ассоциация «Северо-Запад» создавалась при ведущей роли Санкт-Петербурга, во многом по инициативе мэра города А.Собчака. Во многом цели и задачи Ассоциации предопределило геополитическое положение этого региона: важнейшие морские торговые порты Российской Федерации находятся на территориях этих субъектов федерации.

     В июне 1991 года в Самаре, при непосредственном участии председателя Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина, прошло организационное  заседание представителей республик и областей Поволжья по проблемам экономического взаимодействия. Итогом явилось решение об образовании ассоциации, утвержденное распоряжением Б.Ельцина от 10 июня 1991 г. «Об образовании ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона РСФСР». В состав ассоциации «Большая Волга» на добровольной основе вошли семь областей и четыре республики Поволжья.

     В октябре 1991г. в Воронеже областные  Советы и исполнительные комитеты областей, традиционно относящиеся к Черноземью, и одна из областей, входящая в Центральный Российский экономический регион, подписали учредительный договор о создании Ассоциации «Черноземье». Ассоциация была образована согласно к тому времени уже вышедшему указу Президента РСФСР «Об организации ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РСФСР и мерах по созданию условий для их ускоренного развития».

     В марте 1992 г. образована ассоциация «Северный  Кавказ», куда вошли все субъекты региона, в том числе и Чечня.

     Ассоциация  территорий Дальнего Востока и Забайкалья (АДВЗ) приступила к работе в январе 1994 г. В ассоциацию вошли главы  администраций российских регионов от Курильских островов до Бурятии. Новая  ассоциация заменила Дальневосточную  ассоциацию экономического взаимодействия (ДВАЭВ), которая была учреждена Советами народных депутатов региона 1990 г. по “Соглашению об основных принципах социально- экономического сотрудничества и образования на добровольных началах Дальневосточной ассоциации Советов народных депутатов” от 11.08.1990г., которое подписали Республика Саха, Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области, Еврейская автономная область. После подписания Договора о социально-экономическом сотрудничестве и утверждения Устава вошли Бурятия, Читинская область, Чукотский и Корякский автономные округа. Это образование носило больше политический характер, но дальнейшее развитие экономического кризиса показало, что основную роль в работе ассоциаций должен играть экономический фактор. Решение о реорганизации было принято в июле 1993 г.1

     Межрегиональные ассоциации создавались в большой  мере как противовес центру, как  способ отстаивания своих интересов  на федеральном уровне. Вполне очевидно, что отдельные области, не представляющие собой значительной политической силы поодиночке, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает каждой вошедшей в объединение территории реализацию своих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Межрегиональные  ассоциации экономического  взаимодействия 

     Ассоциации  экономического взаимодействия как  формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция  на разрушение единого народнохозяйственного  комплекса бывшего Советского Союза, и возникшие при этом необходимость  складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций. ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.

     К настоящему времени созданы:

  • Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”);
  • Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);
  • Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”);
  • Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;
  • Ассоциация социально-экономического сотрудничества республики, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”);
  • Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”);
  • Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”)
  • Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья .2

     Межрегиональные ассоциации создавались в большой мере как противовес центру, как способ отстаивания своих интересов на федеральном уровне. Вполне очевидно, что отдельные области, не представляющие собой значительной политической силы поодиночке, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает каждой вошедшей в объединение территории реализацию своих целей.

     В рамках рассмотрения проблемы места  и роли межрегиональных ассоциаций в современной региональной политике представляется целесообразным проведение сравнительного анализа целей и задач, содержащихся в уставах ассоциаций, и целей и задач, содержащихся в анализируемом законопроекте.

     Основными целями деятельности ассоциаций являются:

  • формирование необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
  • развитие возможностей территориальных образований по скоординированному использованию их экономических потенциалов;
  • отработка и практическая реализация принципов экономического пространства в рамках Российской Федерации;
  • стабилизация экономического положения и социальная защита населения, проживающего в соответствующих регионах;
  • активизация и поддержка предпринимательской деятельности;
  • отработка и совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
  • достижение устойчивого состояния в развитии экономики субъектов Российской Федерации в новых условиях хозяйствования и создание базы для повышения уровня жизни населения регионов;
  • соединение интересов регионов с целями и задачами упрочения целостности и единства Российской Федерации;
  • представление и защита интересов членов ассоциаций.3

     К основным задачам ассоциаций относятся:

  • осуществление координации совместной деятельности субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
  • разработка и реализация совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
  • оптимальное размещение производительных сил;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
  • содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между регионами;
  • подготовка предложений по реализации государственной валютной политики в регионах, внешнеэкономической деятельности, региональных программ и проектов с участием иностранного капитала;
  • изучение рынка труда в регионах с целью подготовки и координации совместных мер по обеспечению максимально возможной занятости населения, по повышению квалификации и переподготовки кадров;
  • регулирование миграционных процессов;
  • создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений на региональном и межрегиональном уровнях;
  • координация деятельности по разработке и совершенствованию правовой базы региона.4

Информация о работе Межрегиональные ассоциации экономического воздействия