Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:39, доклад
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данном докладе будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.
1. Международная миграция рабочей силы, её виды и причины
2. Международный рынок рабочей силы
3. Регулирование рынка рабочей силы.
4. Особенности, проблемы и тенденции рынка рабочей силы в России
4.1. Занятость и безработица в Российской Федерации
5. «Утечка Мозгов». Вчера, сегодня, завтра.
Вместо заключения
Окончание таблицы 1. Уровень миграции стран мира за 2011г.
№ | Страна | Мигрантов 1000 чел. |
211 | Самоа | -11.16 |
212 | Сирия | -11.18 |
213 | Сомали | -11.81 |
214 | Мальдивы | -12.62 |
215 | Иордания | -14.26 |
216 | Гайана | -14.32 |
217 | Науру | -15.55 |
218 | Тонга | -17.94 |
219 | Микронезия, Объединенные государства | -20.99 |
220 | Северные Марианские острова | -57.46 |
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. В России среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Структура занятости иностранных работников показывает, что основными отраслями, привлекающими гастарбайтеров, являются строительство, промышленность и сельское хозяйство.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу, выражается в следующем:
- повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
- иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них:
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.
Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
- налоги с прибыли фирм-посредников
- переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
- личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
По расчетам российских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США.
Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания[4].
Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.
Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов ( в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).
Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .
Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.
Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.
Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.
Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80- е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.
Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.
Уровень безработицы в странах мира приведен в таблице 2[5].
Таблица 2. Уровень безработицы за май 2005г. и май 2011 г., %
Страны | 01.05.2005 | 01.05.2011 | Страны | 01.05.2005 | 01.05.2011 |
ЮАР | 26,70 | 24,00 | Португалия | 7,20 | 11,10 |
Польша | 18,20 | 12,60 | Венгрия | 7,20 | 11,00 |
Венесуэла | 12,60 | 9,00 | Канада | 6,90 | 7,40 |
Колумбия | 12,30 | 11,20 | Нидерланды | 6,50 | 5,10 |
Германия | 11,90 | 7,00 | Гонконг | 5,70 | 3,50 |
Аргентина | 11,10 | 7,40 | Австрия | 5,40 | 4,30 |
Перу | 10,30 | 8,80 | Великобритания | 5,20 | 7,90 |
Индонезия | 10,26 | 6,80 | Дания | 5,20 | 3,80 |
Бразилия | 10,20 | 6,40 | США | 5,10 | 8,90 |
Греция | 9,90 | 15,90 | Австралия | 5,10 | 4,90 |
Словения | 9,60 | 11,80 | Люксембург | 4,70 | 5,80 |
Чили | 9,60 | 7,20 | Ирландия | 4,50 | 14,60 |
Испания | 9,40 | 20,33 | Япония | 4,50 | 4,50 |
Турция | 9,20 | 11,40 | Китай | 4,20 | 4,10 |
Франция | 9,20 | 9,70 | Новая Зеландия | 3,80 | 6,60 |
Израиль | 8,90 | 6,00 | Швейцария | 3,80 | 3,40 |
Чешская Республика | 8,60 | 9,20 | Южная Корея | 3,70 | 3,60 |
Бельгия | 8,60 | 7,70 | Норвегия | 3,30 | 3,30 |
Финляндия | 8,40 | 9,80 | Малайзия | 3,10 | 3,00 |
Швеция | 7,90 | 8,20 | Мексика | 2,43 | 5,20 |
Россия | 7,70 | 7,20 | Исландия | 2,20 | 8,10 |
Италия | 7,60 | 8,10 | Таиланд | 2,03 | 1,01 |
2
3. Регулирование рынка рабочей силы.
Как правило, существует два вида регулирования рынка рабочей силы – регулирование импорта и регулирование экспорта рабочей силы.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели.
1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов[6].
Таблица 3. Последствия трудовой миграции для стран-реципиентов
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии – 10,2%, в Германии – 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше. | 1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране. |
2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. | 2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции. |
3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население. |
|