Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

В современном гражданском законодательстве любого государства содержится понятие гражданских прав сторон. Исходя из этого, партнеры вступающие в экономические отношения, в том числе и инвестиционные отношения, должны быть уверены в том, что в случае возникновения инвестиционного спора они смогут найти правовые возможности для защиты своих интересов и что решения, вынесенные компетентными органами (например, хозяйственными судами разных уровней), будут исполнены.

Содержание

1. Введение
2. Деятельность Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)
3. Компетенция МЦУИС. Понятие инвестиционных споров
4. Организационная структура МЦУИС
5. Процедура урегулирования споров
6. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 35.69 Кб (Скачать)

Оршанский филиал

Государственное учреждение образования

«Институт бизнеса и менеджмента технологий»

Белорусского государственного университета

 

 

 

 

«Международная экономика»

Реферат на тему:

«Международный центр по урегулированию инвестиционных споров»

 

 

Выполнила:               Т.А.Дзядович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

Содержание:

 

1.

Введение

 3

2.

Деятельность Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

 4

3.

Компетенция МЦУИС. Понятие  инвестиционных споров

 6

4.

Организационная структура  МЦУИС

 8 

5.

Процедура урегулирования споров

 10

6.

Список использованных источников

 12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Повышение экономической  активности государств порождает увеличение количества инвестиционных споров.

В современном гражданском  законодательстве любого государства  содержится понятие гражданских  прав сторон. Исходя из этого, партнеры вступающие в экономические отношения, в том числе и инвестиционные отношения, должны быть уверены в  том, что в случае возникновения  инвестиционного спора они смогут найти правовые возможности для  защиты своих интересов и что  решения, вынесенные компетентными  органами (например, хозяйственными судами разных уровней), будут исполнены.

Механизм такой правовой защиты должен выступать одним из основных элементов эффективной  национальной нормативной и судебной власти, призванной обеспечить реализацию прав иностранных инвесторов в стране.

Спецификой разрешения инвестиционных споров является неоднородность международных  экономических отношений. Экономические  споры между отдельными государствами  разрешаются на основе международного права, как и другие международные  споры.

Как известно, согласно принципам  международного права, каждое государство  и любые субъекты международного права обязаны разрешать свои споры мирными средствами так, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных  споров является императивным принципом  международного права. Он закреплен  в п. З ст.2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, которые касаются дружественных  отношений и сотрудничества между  странами, в заключительном акте совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975г. и многих других договорах.

В современных условиях, когда наблюдается усложнение и  углубление международного экономического сотрудничества, в том числе в  области инвестиционных отношений, государства стремятся развивать  практику и метод мирных средств  разрешения международных споров, совершенствовать механизм их применения.

Проблема создания надежного  механизма урегулирования инвестиционных споров неразрывно связана с вопросами  утверждения принципов и норм международно-правовой защиты капиталов  в принимающих инвестиции государствах. Осуществляя инвестиции в развивающихся  странах и странах "переходной экономики" со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть национализированы, реквизированы  без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Кроме того, существует реальная опасность, что  при введении жестких валютных ограничений  государством-реципиентом инвестор не сможет обратить свою прибыль от участия в инвестиционном проекте  в свободно конвертируемую валюту и  перевести ее за рубеж. Не исключена  также ситуация, когда иностранные  инвестиции могут быть утрачены в  результате военных действий или  гражданских волнений.

Деятельность  МЦУИС

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. Он был создан в 1966 г. соответствии с Вашингтонской Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, которую, по состоянию на апрель 2006 г., ратифицировали 143 стран.

Центр образован для урегулирования споров в рамках международного имущественного права. Имеются в виду споры, возникающие  между государствами, с одной  стороны, и иностранными физическими  и юридическими лицами-инвесторами, с другой стороны. Такие споры  рассматриваются как частноправовые, но сложность в том, что государства  в силу их суверенности обладают юрисдикционными  и иными иммунитетами. Цель Конвенции  и резон создания Центра - изъятие  таких инвестиционных споров из национальной юрисдикции и передача их в международный  арбитраж.

Конвенция по урегулированию инвестиционных споров была разработана  в рамках Международного банка реконструкции  и развития (МБРР), подписана в  Вашингтоне 18 марта 1965 г. 46 государствами - членами Банка и в соответствии с ее положениями вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с  Вашингтонской конвенцией был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - International Center for Settlement of Investment Disputes.

Анализ Вашингтонской  конвенции показывает, что этот международно-правовой документ создает единый механизм, направленный на защиту иностранных  инвестиций. При этом она исходит  из единых принципов регулирования. Очевидно, что белорусское законодательство не может игнорировать этот механизм и эти принципы.

В структурном отношении  положения Конвенции можно разделить  на две группы: нормы, регламентирующие деятельность МЦУИС как международной  организации, обладающей полной международной  правосубъектностью, и нормы, регулирующие механизм рассмотрения инвестиционных споров. Наибольший интерес для нас  представляют нормы, которые относятся  ко второй группе, потому как именно в них заложена процедура защиты интересов инвесторов. В свою очередь  положения Конвенции о порядке  разрешения инвестиционных споров можно разделить на три группы:

1) нормы, определяющие  компетенцию ИКСИД( Международный центр по урегулированию инвестиционных споров), или, пользуясь терминологией Конвенции, Центра по рассмотрению инвестиционных споров;

2) положения, регулирующие  порядок проведения примирительной процедуры;

3) нормы, регламентирующие  порядок исполнения решений Центра.

Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. При этом ст. 25 гласит, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется. Данные положения Конвенции, по словам французского юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью удовлетворить излишнюю чувствительность государств, особенно проявляющуюся при ратификации Конвенции, и направлены на то, чтобы сохранить действие национальных норм об иммунитете государства.

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Первичная цель МЦУИС состоит  в том, чтобы создать необходимые  условия для примирения и арбитражного рассмотрения международных инвестиционных споров.

МЦУИС был создан как беспристрастный  международный орган, обеспечивающий средства обслуживания для решения  юридических споров между сторонами, через процедуры арбитража или  примирения.

МЦУИС играет важную роль в  области международного инвестиционного  и экономического развития, доказательствами чего являются значительная клиентура, а также многочисленные упоминания и ссылки на его деятельность в  инвестиционных соглашениях и законах  разных стран.

Сегодня МЦУИС является ведущим  международным учреждением, занимающимся урегулированием международных  инвестиционных споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция МЦУИС. Понятие инвестиционных споров

Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные  с инвестициями правовые споры между  договаривающимся государством и физическим или юридическим лицом другого  договаривающегося государства, которые  стороны в письменной форме согласились  передать Центру, т.е. одной из сторон такого спора обязательно должно быть государство, ратифицировавшее данную Конвенцию.

Если обе стороны выразили свое согласие на разрешение спора  в соответствии с Конвенцией, то ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке. Причем согласие сторон на арбитраж на основании данной Конвенции исключает  любые другие средства правовой защиты. Договаривающееся государство может  потребовать, чтобы прежде были исчерпаны  все внутригосударственные административные и судебные средства защиты Вашингтонская  Конвенция 1965 г. «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами, физическими или юридическими лицами других государств» ст. 25.

В соответствии со ст. 25 Вашингтонской  конвенции 1965 г. "Об урегулировании инвестиционных споров между государствами, физическими или юридическими лицами других государств" к категории "инвестиционные споры" относятся споры, возникающие  в связи с прямыми иностранными инвестициями между договаривающимся государством и лицами других договаривающихся государств, а именно:

а) инвестиционные споры, которые  вытекают из отношений, связанных с  иностранными инвестициями;

б) споры, возникающие между  договаривающимся государством и иностранным  частным инвестором;

в) правовые споры, касающиеся сущности и объема юридических прав и обязанностей сторон, условий и  размеров компенсации за нарушение  обязательств по данному инвестиционному  контракту.

Как видно, Вашингтонская  конвенция довольно широко определяет категорию инвестиционных споров. Вероятно, ее авторы предполагали, что более  конкретное определение будет дано в национальных законодательствах  стран-участниц. Этот вывод подтверждается положениями п. 4 ст. 25 Конвенции, где  сказано, что государство, давая  свое согласие на рассмотрение инвестиционных споров согласно процедуре Международного центра урегулирования инвестиционных споров, предусмотренной Конвенцией, может "уведомить Центр о категории  или категориях споров, которые оно  будет или, напротив, не будет рассматривать  на предмет передачи в Центр". Это дает возможность, по мнению специалистов, сделать следующие выводы:

- во-первых, государству  - участнику Конвенции предоставляется  возможность дать определение  понятия "инвестиционные споры"  в национальном законодательстве.

- во-вторых, государство,  самостоятельно определяя категории  инвестиционных споров, передаваемых  в МЦУИС для рассмотрения, косвенным  образом дает определение названного выше понятия.

Следует заметить, что в  сложившейся практике зарубежных государств под влиянием действующих в данной области норм международного права  понятие "инвестиционные споры" трактуется достаточно широко и включает споры, возникающие из связанных с инвестициями отношений между принимающим  государством и лицом другого  государства, которое выступает  в качестве инвестора.

Инвестиционным спором является "спор иностранного инвестора, возникший  в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории республики.

Как уже отмечалось ранее, компетенцию МЦУИС составляют споры  между инвестором и принимающим  инвестиции государством. Принято считать, что данную категорию инвестиционных споров можно разделить на три  группы:

1. К первой группе относятся  инвестиционные споры, которые  касаются условий и порядка  выплаты компенсации в случае  национализации и осуществления  других принудительных мер, возмещения  убытков в случае вооруженных  конфликтов, причинения убытков  инвестору действиями органов  государства и должностных лиц  в аналогичных случаях.

2. Во вторую группу  включаются различные имущественные  и хозяйственные споры: между  участниками совместных предприятий,  одного участника с самим совместным  предприятием; между предприятиями  и фирмами страны местонахождения  предприятия с иностранными инвестициями  или с юридическими и физическими  лицами других стран. По мнению  М.М. Богуславского, вышеназванные  споры можно определить как  иные споры, связанные с осуществлением  иностранных инвестиций. Однако, как  он считает, по своей природе,  как правило, это не споры  с государством, а различные гражданско-правовые (хозяйственные) споры между равноправными  субъектами.

3. Третья группа охватывает  споры между инвестором и органами  государства страны. По своему  характеру это споры административно-правовые.

Таким образом, из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, Вашингтонская  конвенция отнесла к компетенции  МЦУИС широкий круг споров, ни малейшим образом не ущемляя иммунитета принимающего государства. Благодаря такому подходу  она привлекла большое число  участников.

Информация о работе Международный центр по урегулированию инвестиционных споров