Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:26, реферат
Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения объемов производства и инвестиций. В отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.
- организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, включая резкое расширение практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;
- ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям;
- установлены ограничения на импорт услуг, затрагивающих интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительных к требованиям безопасности потребителей;
- обеспечено полноценное функционирование Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.
Присоединение России к ВТО не должно ограничить возможности социально-экономического развития страны. Необходимые для этого меры государственной промышленной, научно-технической, инвестиционной политики надо заблаговременно привести в соответствие с планируемыми условиями присоединения. В частности, в случае признания применяемых сегодня мер по субсидированию процентных ставок, государственной поддержке лизинга оборудования, финансированию целевых программ, проведению госзакупок и других противоречащими требованиям ВТО, они должны быть своевременно заменены другими, адекватными им и не менее эффективными. Например, государственные субсидии могут быть замещены долгосрочными низкопроцентными кредитами, предоставляемыми государственными банками развития. Нормы ВТО не ограничивают также меры налогового стимулирования инновационной и инвестиционной активности, способы рефинансирования экономической деятельности Центральным банком, допускают возможность субсидирования НИОКР, гибкие формы контроля над ценообразованием и другие меры неизбирательного (общего) характера.
В сфере валютного регулирования необходимо обеспечить возможности наращивания инвестиций в развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации валютно-финансовой системы. Ключевой задачей является расширение использования рублей в международных расчетах и придание российской валюте статуса международной. Решение этой задачи позволит многократно увеличить возможности финансирования социально-экономического развития России.
Для этого надо повысить привлекательность рублевых операций по сравнению с валютными, что предполагает:
- восстановление ограничений на вывоз капитала в иностранной валюте при либерализации капитальных операций в рублях;
- поддержание более высоких резервных требований по валютным счетам по сравнению с рублевыми;
- перевод экспорта нефти и газа на расчеты в рублях;
- расширение практики использования рубля в международных расчетах, создание условий для его использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, а также в ЕС и других странах - крупных внешнеторговых партнерах России;
- введение жестких санкций за нарушение запрета на расчеты в иностранной валюте по внутренним операциям;
- восстановление обязательной продажи всей валютной выручки от экспорта российских товаров;
- проведение дедолларизации экономики, включающее повышение привлекательности рублевых сбережений (введение государственных гарантий исключительно по рублевым вкладам физических лиц).
Наряду с этим должны быть реализованы меры по защите российской валюты от внешних угроз:
- введены ограничения на движение иностранного спекулятивного капитала, включая введение процедуры предварительного декларирования конвертации рублевых средств для вывоза капитала;
- обеспечена прозрачность политики Центрального банка в отношении размещения валютных резервов, операций на открытом рынке в целях регулирования обменного курса рубля;
- повышены устойчивость структуры валютных резервов страны и их диверсификация при отказе от привязки рубля к доллару в ходе формирования валютных резервов и регулирования и номинирования обменного курса;
- ужесточены санкции в отношении коммерческих структур, осуществляющих нелегальный вывоз капитала или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в зарубежных оффшорных зонах.
Названные меры требуют кардинального улучшения качества макроэкономической политики. Ее денежно-кредитная составляющая должна быть увязана с инвестиционной, промышленной и внешнеторговой. В частности, отказ от привязки рубля к доллару будет сопровождаться повышением обменного курса рубля. Для компенсации снижения ценовой конкурентоспособности отечественных товаров необходимо своевременно принять меры по защите внутреннего рынка и модернизации российской экономики на современной технологической основе.
Реализация представленной стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста (ежегодный прирост ВВП на 10%, инвестиций - до 25%, в том числе в освоение ключевых производств нового технологического уклада - около 35%). Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны. Согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики.
Формирование
государственной экономической политики
должно осуществляться на научной основе
с использованием институтов социального
партнерства. Цели экономического развития
страны и приоритеты экономической политики
нужно определять исходя из понимания
объективных закономерностей современного
экономического роста, состояния и конкурентных
преимуществ российской экономики. Процедура
общественного обсуждения альтернатив
и выработки общенациональных решений
должна предусматривать постоянное научное
сопровождение, которое может обеспечить
Российская академия наук. Помимо государственных
чиновников, к участию в этой процедуре
следует привлекать представителей деловых
кругов, профсоюзов, научных и общественных
организаций. Для решения названных задач
целесообразно сформировать комиссию
по определению целей и приоритетов общегосударственной
экономической политики при Президенте
России. Затем они могли бы рассматриваться
и утверждаться соответствующими органами
государственной власти, согласно законодательно
установленной процедуре. Правительство
и другие органы исполнительной власти
должны отвечать за достижение сформированных
общенациональных целей экономической
политики.