Международные стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения объемов производства и инвестиций. В отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.

Работа содержит 1 файл

Международные стратегии.docx

— 17.43 Кб (Скачать)

- организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, включая резкое расширение практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

- ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям;

- установлены ограничения на импорт услуг, затрагивающих интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительных к требованиям безопасности потребителей;

- обеспечено полноценное функционирование Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.

    Присоединение России к ВТО не должно ограничить возможности социально-экономического развития страны. Необходимые для этого меры государственной промышленной, научно-технической, инвестиционной политики надо заблаговременно привести в соответствие с планируемыми условиями присоединения. В частности, в случае признания применяемых сегодня мер по субсидированию процентных ставок, государственной поддержке лизинга оборудования, финансированию целевых программ, проведению госзакупок и других противоречащими требованиям ВТО, они должны быть своевременно заменены другими, адекватными им и не менее эффективными. Например, государственные субсидии могут быть замещены долгосрочными низкопроцентными кредитами, предоставляемыми государственными банками развития. Нормы ВТО не ограничивают также меры налогового стимулирования инновационной и инвестиционной активности, способы рефинансирования экономической деятельности Центральным банком, допускают возможность субсидирования НИОКР, гибкие формы контроля над ценообразованием и другие меры неизбирательного (общего) характера.

    В сфере валютного регулирования необходимо обеспечить возможности наращивания инвестиций в развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации валютно-финансовой системы. Ключевой задачей является расширение использования рублей в международных расчетах и придание российской валюте статуса международной. Решение этой задачи позволит многократно увеличить возможности финансирования социально-экономического развития России.

    Для этого надо повысить привлекательность рублевых операций по сравнению с валютными, что предполагает:

- восстановление ограничений на вывоз капитала в иностранной валюте при либерализации капитальных операций в рублях;

- поддержание более высоких резервных требований по валютным счетам по сравнению с рублевыми;

- перевод экспорта нефти и газа на расчеты в рублях;

- расширение практики использования рубля в международных расчетах, создание условий для его использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, а также в ЕС и других странах - крупных внешнеторговых партнерах России;

- введение жестких санкций за нарушение запрета на расчеты в иностранной валюте по внутренним операциям;

- восстановление обязательной продажи всей валютной выручки от экспорта российских товаров;

- проведение дедолларизации экономики, включающее повышение привлекательности рублевых сбережений (введение государственных гарантий исключительно по рублевым вкладам физических лиц).

Наряду с этим должны быть реализованы меры по защите российской валюты от внешних угроз:

- введены ограничения на движение иностранного спекулятивного капитала, включая введение процедуры предварительного декларирования конвертации рублевых средств для вывоза капитала;

- обеспечена прозрачность политики Центрального банка в отношении размещения валютных резервов, операций на открытом рынке в целях регулирования обменного курса рубля;

- повышены устойчивость структуры валютных резервов страны и их диверсификация при отказе от привязки рубля к доллару в ходе формирования валютных резервов и регулирования и номинирования обменного курса;

- ужесточены санкции в отношении коммерческих структур, осуществляющих нелегальный вывоз капитала или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в зарубежных оффшорных зонах.

    Названные меры требуют кардинального улучшения качества макроэкономической политики. Ее денежно-кредитная составляющая должна быть увязана с инвестиционной, промышленной и внешнеторговой. В частности, отказ от привязки рубля к доллару будет сопровождаться повышением обменного курса рубля. Для компенсации снижения ценовой конкурентоспособности отечественных товаров необходимо своевременно принять меры по защите внутреннего рынка и модернизации российской экономики на современной технологической основе.

    Реализация представленной стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста (ежегодный прирост ВВП на 10%, инвестиций - до 25%, в том числе в освоение ключевых производств нового технологического уклада - около 35%). Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны. Согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики.

    Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Процедура общественного обсуждения альтернатив и выработки общенациональных решений должна предусматривать постоянное научное сопровождение, которое может обеспечить Российская академия наук. Помимо государственных чиновников, к участию в этой процедуре следует привлекать представителей деловых кругов, профсоюзов, научных и общественных организаций. Для решения названных задач целесообразно сформировать комиссию по определению целей и приоритетов общегосударственной экономической политики при Президенте России. Затем они могли бы рассматриваться и утверждаться соответствующими органами государственной власти, согласно законодательно установленной процедуре. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные стратегии