Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа
Политика и процедуры качества (согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы») должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой.
6
1. Политика и процедуры контроля качества аудита
Политика и процедуры качества (согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы») должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:
– размера фирмы;
– ее расположения;
– организационной структуры;
– соотношения затрат и результатов и других факторов.
Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно следующие:
1. Профессиональные требования (определены Кодексом этики профессиональных бухгалтеров): независимость, честность, объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения.
2. Навыки и компетентность – сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.
3. Поручение заданий – работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.
4. Делегирование полномочий – осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что работа выполняется в соответствии стандартам качества.
5. Консультирование – проведение консультаций с компетентными специалистами.
6. Принятие и сохранение клиентов – оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.
7. Мониторинг – определение эффективности политики и процедур контроля качества.
Чтобы обеспечить соблюдение профессиональных требований, руководитель аудиторской фирмы должен:
– назначить персонал, ответственный за разрешение этических вопросов;
– довести до сведения всех сотрудников фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении профессиональных этических принципов;
– своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости;
– следить за тем, как персонал соблюдает этические принципы.
В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы следующие:
– разработать и провести программу по привлечению квалифицированного персонала;
– установить требования к квалификации принимаемых на работу сотрудников и квалификационные должностные характеристики для персонала всех уровней;
– с вновь принятым персоналом проводить работу по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников;
– разработать требования к непрерывности профессионального образования и довести их до сведения персонала;
– информировать работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы;
– обеспечивать потребность фирмы в сотрудниках, обладающих специальными знаниями;
– регулярно проводить оценку работы сотрудников и доводить до них результаты оценки;
– назначить лиц, принимающих решения относительно продвижения сотрудников.
В области поручения заданий действия руководства аудиторской фирмы должны быть следующими:
– обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок;
– определить круг лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудита;
– утверждать графики проведения аудита и назначения персонала.
В отношении делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить:
– проведение процедур для планирования проверок;
– принятие мер для поддержания внутрифирменных стандартов качества при проведении аудита;
– обучение персонала непосредственно на рабочем месте в процессе аудиторской проверки.
Проведение мониторинга предполагает:
– составление внутрифирменной программы с указанием объема работ, критериев отбора договоренностей об аудите для проверки сотрудников, привлеченных к мониторингу;
– проверка соблюдения политики и процедур, направленных на обеспечение качества аудита;
– информирование соответствующих сотрудников о результатах проведенных мероприятий по мониторингу;
– определение необходимых изменений в политике и процедурах фирмы по контролю качества.
Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено в том, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике.
В отношении отдельных аудиторских проверок аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества, которые являются надлежащими применительно к данной проверке.
Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточно профессиональном уровне. Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их об обязанностях ассистентов; о целях выполняемых ими процедур; о характере бизнеса субъекта; о возможных проблемах в области учета и аудита.
До ассистентов аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы затрат времени, общего плана и программ аудита.
Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен:
– контролировать ход аудита (определять степень соответствия опыта ассистентов уровню порученных ему заданий, следить за соблюдением плана и программы аудита);
– оценивать значимость возникающих в ходе аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита;
– устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости используя консультации.
2. Применение МСА при аудите
международных коммерческих банков
Требования, предъявляемые к аудиту международных банков, изложены в ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков», которое также не имеет российского аналога. В этом документе нашли отражение описание целей и процесса аудита, определение условий аудиторского задания, планирование работы.
В разделе «Цели аудита и процесс аудита» указывается, что главной целью аудита банков является предоставление мнения, основанного на МС А, соответствующих национальных стандартах или на существующей в стране практике, о банковской годовой финансовой отчетности. Приведено схематическое описание этапов выполнения работы, требуемой для формирования мнения о финансовой отчетности банка. Согласно этой схеме на первом этапе необходимо определить условия договоренностей об аудите; на втором - в ходе планирования приобрести знания о бизнесе клиента, разработать общий план, координировать работу, которую предстоит выполнить; на третьем - выполнить процедуры по установлению степени надежности системы внутреннего контроля: определить документальное отражение и тестирование контрольных процедур, рассмотреть влияние внешних факторов, выяснить характер, масштаб и объем необходимых процедур по существу; на четвертом - выполнить процедуры проверки по существу, а на пятом - составить заключение по финансовой отчетности.
Далее в разделах, названия которых соответствуют названиям перечисленных этапов, даются конкретные рекомендации.
В разделе «Определение условий договоренности об аудите» говорится о необходимости составления письма-обязательства. При составлении письма-обязательства аудитору следует помимо общих вопросов, изложенных в МСА 210 «Условия договоренностей об аудите», рассмотреть включение комментариев в отношении:
• использования и источника специальных принципов бухгалтерского учета с особой ссылкой:
• на любые требования законодательных и нормативных актов, применяемых к банкам,
• на решения органов банковского надзора, других контрольных органов и соответствующих профессиональных бухгалтерских организаций,
• на отраслевую практику,
• на содержание и форму любого специального отчета, требуемого помимо годовой финансовой отчетности, включая применение специальных бухгалтерских принципов и (или) специальных аудиторских процедур;
• характера любых взаимоотношений, которые могут существовать между аудитором и органами банковского надзора и другими контрольными органами и предусматривать предоставление какой-либо специальной отчетности.
Согласно разделу «Планирование аудита» приобретение знаний о банковском деле требует от аудитора понимания экономической и контрольной среды, преобладающей на территории тех стран, где банк ведет деятельность; рыночных условий, имеющихся в каждом секторе, в котором банк осуществляет деятельность. Подобным же образом аудитору необходимо приобретать и пополнять практические знания о продуктах и услугах, предоставляемых банком.
Помимо этого аудитор при планировании аудита должен иметь в виду, что риски, связанные с банковской деятельностью, подразделяются на две большие группы: риски, связанные с банковскими продуктами и услугами; операционные риски. Кроме того, рекомендуется учитывать специфику аудита банков при разработке общего плана аудита; при определении существенности, аудиторского риска, степени использования компьютерных информационных систем и систем электронного перевода денежных средств, надежности системы внутреннего контроля; при рассмотрении работы внутреннего аудита, сложности осуществляемых операций, операций со связанными сторонами, при решении вопросов относительно привлечения других аудиторов, заявлений руководства, работы органов надзора.
В разделе «Выполнение процедур проверки по существу» рассматриваются особенности применения в банковском аудите таких аудиторских методов, как аналитические процедуры; инспектирование; запрос и подтверждение. Указано, что при проведении процедур по существу аудитор должен обеспечить достаточную уверенность в том, что:
• весь доход банка от подобной деятельности был отражен в учете и достоверно представлен в финансовой отчетности банка;
• у банка не возникло никаких существенных обязательств в результате нарушения его фидуциарных обязанностей, включая обязанности по сохранению активов;
• информация о характере и масштабах фидуциарной деятельности банка, раскрытая в примечаниях к финансовой отчетности (если таковая раскрыта), представлена объективно.
В разделе «Предоставление отчета по финансовой отчетности» отмечено, что при выражении своего мнения о финансовой отчетности банка аудитор должен учитывать необходимость:
• следовать специальным формам, использовать соответствующую терминологию и принципы бухгалтерского учета, как это определено законодательством, регулирующими органами, профессиональными организациями и существующей в данной отрасли практикой;
• удостовериться в том, что счета иностранных филиалов и дочерних компаний, включенных в консолидированную финансовую отчетность банка, были скорректированы с целью приведения их в соответствие с принципами учета, на основании которых банк представляет свои отчеты.
3. Международные стандарты, регулирующие процессы сбора и обобщения информации в ходе аудиторской проверки: рассмотрение аудитором случаев мошенничества и ошибок
Установление стандартов и предоставление рекомендаций в отношении обязанностей аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности являются целью МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности». Этим стандартом предусмотрена обязанность аудитора рассмотреть в процессе планирования и осуществления аудиторских процедур риск существенных искажений финансовой отчетности, возникающих в результате мошенничества или ошибки.
В разделе «Мошенничество и ошибки, их характеристики» термин «мошенничество» определяется как преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей, сотрудников субъекта либо третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности. К мошенничеству отнесены такие действия, как манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов; сокрытие или пропуск информации об операциях в учетных записях либо документах; отражение в учете несуществующих операций; преднамеренное неправильное применение учетной политики.
Термин «ошибка» трактуется в данном стандарте как непреднамеренные погрешности, допущенные в финансовой отчетности (математические ошибки в данных бухгалтерского учета, упущение фактов или их неверная интерпретация, неправильное применение учетной политики).
В разделе «Ответственность лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства» сказано, что обязанности по предотвращению и обнаружению фактов мошенничества и ошибок возлагаются как налиц, наделенных руководящими полномочиями, так и на руководство субъекта и реализуются путем внедрения и непрерывной работы адекватных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, способствующих уменьшению количества фактов мошенничества и ошибок. Однако эти системы не исключают полностью, а лишь снижают возможность мошенничества и ошибок.