Международные корпорации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций

2. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве

3. Современные стратегические модели международных корпораций

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КООПЕРАЦИИ»

Владимирский филиал

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: Мировая экономика

на тему: Международные корпорации и их роль в мировой экономике

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка группы ЭКсз09-2

Борисова Екатерина

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент Ломов Е. Е.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2011

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы возникновения,  сущность и формы международных корпораций

2. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве

3. Современные стратегические модели международных корпораций

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом  развития мировой экономики и  международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации  производства как главной предпосылки  создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации.

Ориентированная на расширение сбыта  за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически  и логически первой формы интернационализации  — товарного экспорта новыми формами  международной предпринимательской  деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными  инвестициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы возникновения,  сущность и формы международных  корпораций.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных  корпораций. Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные  компании (МНК) можно рассматривать  как формы существования международных  корпораций, а само разделение последних  на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал  скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Существует несколько вариантов  определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным  корпорациям, рассматривает международную  корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы  в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы  принятия решений, позволяющей проводить  согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий  центр;

• в которой отдельные единицы  связаны посредством собственности  или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут  иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с  другими.

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно  крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров  и факторов производства.

Как правило, к ним относятся  лишь те многонациональные и транснациональные  корпорации, у которых:

— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд долл.);

— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Роял Датчшелл», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);

— доля зарубежных активов не менее 25%;

— филиалы имеются не менее, чем в шести странах.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного  инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение  доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить  процесс возникновения международных  корпораций. Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных  издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Совокупный положительный потенциал  взаимовыгодных долгосрочных деловых  отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

— развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

— налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

— обмена финансовыми, кадровыми, информационными  ресурсами в рамках общей стратегии  развития и системы управления;

— гармонизации внутрикорпоративных  цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

Международные корпорации, возникнув  в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная  структура и стратегия.

I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций  связан с транснациональной деятельностью  промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту  своих экономических интересов  сырьевую базу колоний, дополнили  отношения политической зависимости  колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие  страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми  войнами) характеризовался тем,  что подготовка ко второй мировой  войне, рост государственных расходов  на военные цели предопределили  развитие международных корпораций  в форме военно-промышленных транснациональных  компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили  свою мощь и в настоящее  время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются  международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения  головной компании (многонациональные  компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так  и по сфере деятель­ности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

 

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные  корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

На этом этапе международные  корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и  торговым, наукой; активизируются процессы унифи­кации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в  настоящее время) появляется новая  форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия  которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных  сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в  производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с  потребителями (реальными и потенциальными);

во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую  силу, природные ресурсы, предпринимательские  способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих  руках 40% глобальногопотенциала и 80% технологических нововведений;

в-третьих, они создали систему  глобального международного производства, размещенного в большинстве стран  мира.

Современный этап развития международных  корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации  деятельности:

— в условиях НТП и жесткой  конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение  финансовой устойчивости и «максимизация  рынка»;

— создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся  специализировать каждое предприятие  глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это  наиболее выгодно;

 

— расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных  корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

— международное производство, создаваемое  ими, — не только материальное, но и  нематериальное;

— стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда  и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эф­фективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

— интенсивное развитие внутрикорпоративной  торговли между подразделениями  международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

— вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва  в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий  и услуг компании независимо от места  производства и должно соответствовать  мировым стандартам);

— разработка, передача и использование  технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры  и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских  центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конку­рентами);

— диверсификация деятельности международных  корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются  гибридные или комплексные формы  внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение  в мировой практике получает «лифрэксдинг»

(lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

— «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и между­народным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и  поглощений;

Итак, современные международные  корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансо-вые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объек­тивные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.

Информация о работе Международные корпорации и их роль в мировой экономике