Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:00, контрольная работа
Цель - исследовать основные тенденции в развитии современных международных отношений.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятие международных отношений
Проанализировать основные теории и методологию международных отношений
Определить субъекты международных отношений
Рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку
Раскрыть глобализацию международных отношений
Введение
Раздел 1 Методологические аспекты изучения современных международных отношений
Понятие международных отношений
Теории международных отношений
Субъекты международных отношений
Раздел 2 Современные тенденции развития международных отношений
2.1 Сущность перехода к многополярному мировому порядку
2.2 Глобализация международных отношений
2.3 Демократизация международных отношений
Заключение
Список литературы
Теоретические подходы на протяжении истории развивались и изменялись, оказывали влияние друг на друга. Первоначально осмысление международных отношений проходило в рамках различных научных дисциплин, прежде всего - истории. Насыщенность XX столетия событиями (две мировые войны, создание оружия массового поражения, холодная война, изменения в мире после е окончания и т.д.) стимулировала развитие теории и в области собственно международных отношений.
В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы в исследованиях международных отношений: (нео)реализм, (нео)либерализм, неомарксизм и постмодернизм.
Теоретическая школа реализма восходит своими истоками к работам таких авторов, как Фукидид, Макиавелли, Гоббс и др. Реализм - одно из старейших теоретических подходов в международных исследованиях, требующий максимально точно и «реалистично» описывать международные отношения, т.е. исследовать то, что предпочтительно или возможно появится в будущем. Возник реализм в 1й половине XX века. Он исходит из эгоистичной природы человека которая, согласно представлениям работающих в этой парадигме авторов, остается неизменной. Реалисты рассматривают государства в качестве «единиц» анализа и видят международные отношения как хаотичное взаимодействие государств на мировой арене, выступающей в виде «поля» острого противоборства. По выражение Гоббса - «война всех против всех». Отсюда эти отношения описываются реалистами как анархические. Существование государств и самой системы международных отношений, по мнению реалистов, зависит от четкого следования национальным интересам. Национальные интересы имеют объективный характер, поскольку определяются такими объективными факторами, как традиции, неизменная природа человека, географические условия и т.д. Действуя на международной арене и следуя своим интересам, государства должны исходить из оценки возможностей. И потому еще одной важной категорией в реализме выступает «сила», или «могущество». Другим, не менее важным понятием является «национальный суверенитет». Самым эффективным средством сохранения мира является, по мнению реалистов, баланс сил, возникающий не только из столкновения национальных интересов, но и из единства культур, взаимного уважения прав друг друга и согласия относительно основных принципов. В качестве одного из направлений реализма в послевоенный период возникает подход, получивший название реалполитик. Данный подход основан на предпосылке, что государства должны готовиться к войне для сохранения мира, особое внимание следует уделять действительным интересам соперника, а не тому, что он декларирует, быть готовым применить даже силу, но только в том случае, когда исчерпаны все прочие варианты воздействия. Геополитика по ряду параметров также может рассматриваться как одно из направлений основных положений реализма. В ней мощь государства рассматривается с учетом его территории, географического положения, климата, топографии, демографии, ресурсов, выхода к морю и т.п. Главная задача государства, заключается в расширении и увеличении этих ресурсов. К концу 1970-х годов сформировался неореализм. Классиком этого подхода является американский исследователь К. Уолтц. Неореализм сохранил многие положения классического реализма, прежде всего рассмотрение государства в качестве ключевого элемента построения международных отношений. Государства стали рассматриваться неореалистами не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций. В целом неореалистами признается и анархический характер международных отношений. Однако здесь наблюдаются существенные изменения. Бузан говорит о формировании в современном мире «зрелой анархии», которая поддается регулированию. Роль регулятора играют западные демократические государства. К. Уолтц сравнивал международные отношения с рынком, где государства, подобно фирмам, действуя в своих интереса, конкурируют с одними и сотрудничают с другими. Он сформулировал 3 основных принципа структуры международных отношений. Согласно первому, государства в международных отношениях руководствуются мотивом выживания. Второй принцип заключается в определении участников международных отношений, которыми остаются только государства. Наконец, третий принцип состоит в том, что все государства не однородны, а обладают разными возможностями или потенциалом [8,с.25-32]. Согласно теории баланса угроз Уолтца, государства на Среднем Востоке формируют союзы прежде всего для того, чтобы противостоять угрозам своих соседей, а не в ответ на изменение глобального баланса сил [10, С.52].
Теоретическая школа либерализма, будучи также одной из старейших в теории международных отношений, по основным позиция противоположна реализму. Исследователи опираются на работы Локка, Канта, Руссо, Смита. В начале XX ст. в либерализме прослеживаются три течения. Первое связано с теми надеждами, которые возлагались на возможности правового регулирования международных отношений. Второе течение либерализма было ориентировано в значительной степени на то, чтобы упорядочить анархию в международных отношениях через международные организации. Наконец, представители третьего течения делали акцент на разоружении. Либералы подчеркивали необходимость развивать ценности, направленные на объединение человечества; формировать антивоенные установки; продвигать идею свободной международной торговли; выступали за «открытость дипломатии». Более эффективными средствами влияния являются экономические и правовые рычаги. Государства в неолиберальном подходе хотя и рассматриваются как главные участники на мировой арене, но далеко не единственные. Отмечается, что наряду с ними в современном мире действуют межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации и внутригосударственные регионы. Неолиберализм имеет множество форм и направлений. К их числу относится концепция транснациональных отношений Кохэна и Ная. В ней подчеркивается роль негосударственных акторов, взаимодействие между ними, а следовательно отказа от анализа государства как единственного участника международного взаимодействия. Другим шагом исследования Кохэна и Ная стало выдвижение теории комплексной взаимозависимости - существует множество каналов связи, на основе которых строится политика, в том числе неформальные отношения между внешнеполитическими элитами. Важное направление в неолиберализме представлено теорией международных режимов Краснера, Рагги, Кохэна [8, с.32-36]. Международные режимы представляют собой совокупность правил, норм, принципов и процедур принятия решений в каждой из сфер. Они возникают как результат согласования интересов, целей и ценностей разнообразных акторов. В качестве примеров могут быть названы режимы международной торговли, режимы морского судоходства [10, С.57]. Еще одно направление - теория демократического мира Дойля, Рассетта. Исследователи обращают внимание на то, что современные либерально-демократические государства в силу общих политических принципов не склонны вступать в войну друг с другом для достижения своих целей и выбирают мирные средства для разрешения противоречий [8, с.36-37].
Кроме двух названных теоретических школ довольно распространенным является так называемы неомарксиский подход, подчеркивающий экономическое неравенство в современном мире и расслоение населения по экономическому параметру, которое происходит сегодня не по линиям границ национальных государств, а главным образом по оси «Север-Юг». В рамках неомарксизма в научный оборот введены понятия «страны третьего мира» и «страны второго мира» [8, С.39].Сторонники неомарксизма представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Неомарксисты вводят понятия «мир-экономика» и «мир-система». Понятие «мир-экономика» отражает самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные. Основные черты мир-экономики - это всемирная организация производства, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. По мнению идеологов неомарксизма, гиперлиберальная мир-экономика нуждается в лидере, способном заставить уважать ее правила. После «холодной войны» роль лидера присвоила себе США, что позволяет претендовать на привилегии в виде исключений из общих правил поведения на международной арене [15, с.43-44]. Наконец, получила развитие в рамках неомарксизма школа Грамши. Дин из ключевых моментов в ней - положение о «мировой гегемонии». Основывается она сильным государством, которое фактически навязывает другим мировой порядок [8, С.41].
Постмодерниский подход возник в теории международных отношений в 1980-е годы: с одной стороны как реакция на классические теории, с другой - под влиянием неомарксизма в поисках иной теоретической альтернативы. Философ Лиотар ввел в научный оборот термин «постмодернизм», определив его как скептицизм в отношении концепций, основанных на рационалистических подходах и претендующих на истинное объяснение реальности. Постмодернисты критикуют реалистов, заявляя, что невозможно объективным образом выявить государственные интересы. Более того, не существует универсальных интересов. Вообще, они склонны к тому, что государство является, скорее, «фикцией». Ряд авторов рассматривают мир как некий социальный конструкт. Это течение получило название конструктивизма. Конструктивисты подчеркивают, что мир постоянно меняется и сами люди вызывают эти изменения. Его представители не просто рассматривают государство в качестве акторов, а задаются вопросом, как и почему они таковы. Еще одно направление, которое часто ассоциируется с постмодернизмом называется феминизмом, который представляется Тикнер. Феминизм обратил внимание на то, что все существующие теории международных отношений основаны на видении мира мужчинами и не учитывают восприятие женщин, а также их вклад в политическое его развитие. Сторонники постмодерниского феминизма полагают, что гендерные различия хотя и существуют, но не являются столь жесткими, как это считают классические феминисты, и не сводятся к ролевым только функциям, как думают либеральные феминисты [8, с.41-45].
В конце 1980- начале 1990-х годов теоретическое осмысление политических реалий мира не успевало за развитием самих процессов. В 1990-е годы прошли бурные дискуссии относительно теоретического осмысления политического развития мира конца XX столетия. Основная борьба развернулась между теми, кто придерживался представлений об изменении государственно-центриской системы мира, и теми, кто исходил из несущественного, непринципиального характера таких изменений. Цыганков выделяет следующие положения, разделяемые большинством исследователей, независимо от того, в рамках какой школы они работают: 1. Несмотря на то, что анархия в международных отношениях продолжает сохраняться, существуют возможности их регулирования; 2) Число участников международного взаимодействия постоянно растет и включает в себя, кроме государств, международные как правительственные, так и неправительственные организации, транснациональные корпорации, различные фирмы и ассоциации и даже отдельных индивидов; 3) Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается сегодня ми, имеют всеобщий характер, т.е. не могут быть решены одной или группой стран [8, с.45-48].
Возвращаясь к международным исследованиям в целом, следует подчеркнуть, что они крайне разнообразны как по теоретическим подходам, так и по проблемам. В этом плане можно согласится с Кохэном, который заметил, глобальность самой современной международной проблематики превосходит любые теории.
Проанализировав
основные теории международных отношений,
мы можем непосредственно перейти к рассмотрению
субъектов международных отношений.
1.3
Субъекты международных отношений
Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).
Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:
Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО: