Международные экономические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предопределила решение следующих задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве.
2. Показать история развития международных экономических организаций, их цели и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие и виды международных организаций……………...5
1.2. История международных организаций………………………9
1.3. Цели и функции международных экономических
организаций…………………………………………………..13
ГЛАВА 2. НАИМЕНОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Международные политические и экономические
организации общей компетенции……………………………18
2.2. Международные торгово-экономические организации и
организации промышленного развития…………………….23
2.3. Международные финансовые институты……………………29
2.4. Специализированные межправительственные и
неправительственные организации в области ИКТ………..32
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1.Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики
Российской Федерации………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Международные экономические организации.doc

— 187.50 Кб (Скачать)


1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3

ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

             1.1. Понятие и виды международных организаций……………...5

             1.2. История международных организаций………………………9

             1.3. Цели и функции международных экономических

                    организаций…………………………………………………..13

 

ГЛАВА 2. НАИМЕНОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

          2.1. Международные политические и экономические  

                  организации общей компетенции……………………………18

          2.2. Международные торгово-экономические организации и 

                   организации промышленного развития…………………….23

          2.3. Международные финансовые институты……………………29

          2.4. Специализированные межправительственные и

                   неправительственные организации в области ИКТ………..32

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

     3.1.Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики

               Российской Федерации………………………………………...35

              

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………37

               

               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………40

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире основная часть мировых торговых отношений осуществляется под наблюдением межгосударственных экономических организаций. Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики. К данным слабостям следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков; ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание основных фондов; нестабильность в экономике и политике.

Для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: установление стабильного политического режима; совершенствование рыночного механизма хозяйствования; всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производств с импортозамещением; стимулирование экономического развития по пути НТП; вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

Межгосударственные экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными

орга­нами.

На современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях.

Актуальность проблематики обусловила цель курсовой работы выявить проблемы и пути совершенствования деятельности международных экономических организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.

Цель работы предопределила решение следующих задач.

1. Определить понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве.

2. Показать история развития международных экономических организаций, их цели и функции.

3. Дать характеристику некоторым из международных экономических организаций.

4. Выявить особенности участия России в системе международных экономических организаций и перспективы вступления России в ВТО.

Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1.Понятие и виды международных организаций

 

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[1]) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц

(например, Ассоциация международного права, Лига обществ, Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).    

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии.

По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.[2]

Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации:

Международные политические и экономические организации общей компетенции:

Организация объединенных наций – ООН

Большая восьмерка – G 8

Организации Экономического Сотрудничества и Развития – ОЭСР

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН

Организация африканского единства - ОАЕ

Лига арабских государств - ЛАГ

Рынок Южного конуса - МЕРКОСУР

Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО

Программа развития ООН - ПРООН

Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД

Всемирная Торговая Организация – ВТО

Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА

Международный фонд сельскохозяйственного развития - ИФАД

Международная морская организация - ИМО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций - ФАО

Международное агентство по атомной энергии - МАГАТЭ

Организация стран экспортеров нефти - ОПЭК

           Международные финансовые институты:

Группа Всемирного банка

Европейский банк реконструкции и развития

Региональные организации экономического сотрудничества

Европейский союз – ЕС

Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества – АТЕС

Специализированные межправительственные и неправительственные организации в области ИКТ:

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО

Международный союз электросвязи – ITU

Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA

Международная организация труда - МОТ

Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ

Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС

Международная организация гражданской авиации - ИКАО

Всемирный почтовый союз - ВПС

Всемирная метеорологическая организация - ВМО

Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП

Международная Торговая Палата – МТП и др.

1.2.История международных организаций

 

 

Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов.[3]

Вторым по роли и значению (после государства) актором международных отношений являются международные организации (МО). Первые МО появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической

области (law politics).

Число таких организаций, или, как их тогда называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.

В политической сфере предшественники первых МО появились после Венского конгресса 1815 г.[4] Тогда сформировался так называемый Европейский концерт, или пентархия, состоявший из 5 великих держав (Англия, Пруссия, Россия, Австрия и Франция). Европейский концерт можно рассматривать как прообраз МО в сфере безопасности, которая претендовала на руководящую роль в европейских делах. Концерт представлял собой систему конгрессов и конференций, в рамках которых 5 держав решали вопросы урегулирования и разрешения международных кризисов и конфликтов. Основным принципом деятельности Европейского концерта был принцип равновесия.

Следующим важным этапом в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от Европейского концерта:

1) она была создана на основе международно-признанного акта - Статута Лиги Наций;

2) она строилась на принципе коллективной безопасности.

Благодаря созданным Лигой институциональным формам международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора для будущей ООН.

Информация о работе Международные экономические организации