Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:11, контрольная работа
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в
XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества.
Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). [10]
Общая характеристика и классификация международных экономических организаций……………………………3
Экономические организации, входящие в систему ООН, их роль в развитии Мировой экономики……………..…7
2.1 Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)…………..….8
2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)…….10
2.3 Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР)…………………………………………………………….12
2.4 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
(ЮНИДО)……………………………………………………….. 12
Международные финансовые организации (МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЕБРР) в развитии мирового хозяйства ………………………………………………………..14
4 Проблемы участия России в МВФ, МБРР и ЕБРР...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …
Комитет развития так же состоит из 24 управляющих-министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету управляющих МВФ.
Исполнительный совет, ведает широким кругом вопросов административного и оперативного характера, а также занимается вопросами, касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.
Управляющий. Избранный Исполнительным советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.
Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ, демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности. Персонал отражает интернациональность организации. Сегодня приблизительно 125 наций представлены среди 2300 сотрудников организации.
Каждый
член МВФ имеет свою квоту (долю),
выраженную в СПЗ, которая равна
участию страны-члена в МВФ. Она
определяет количество голосов страны-члена
МВФ. Квотой также определяется и
возможность использования
Всемирный банк — это международная кредитная организация, объединяющая четыре тесно связанных между собой финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития (156 членов), Международную финансовую корпорацию ( 161 член), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (120 членов).
МБРР (Международный банк реконструкции и развития) – кредитная организация, созданная в 1944г., функционирует с 1946г. – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ.
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные – 15-20 лет.
Функции: предоставление странам, пострадавшим вследствие войны, долгосрочных кредитов на восстановление их экономики; гарантирование частных кредитов за границей. Кроме собственного капитала использует средства, привлеченные посредством выпуска облигаций.
Вышестоящие органы – Директорат и Совет. Председатель – Президент.
МБРР имеет филиалы:
- МФК (Международная финансовая корпорация) и
- МАР (Международная ассоциация развития), которые входят в структуру Мирового банка.
- МАГИ (Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций) создано в 1988г. Осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.
Члены МБРР – только члены МВФ. Имеет в составе специалистов-исследователей и практиков, является центром разработки стратегии развития для развивающихся стран.
МФК создана в 1956 году. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет.
МАР создана в 1960 году. предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30-35 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности МБРР и совместном кредитовании проектов.
Международный банк реконструкции и развития совместно с его тремя филиалами неофициально называют Всемирным или МИРОВЫМ БАНКОМ. Эти государственные финансовые институты играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Они наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран. Казахстан также является членом Всемирного банка и пользуется его кредитом. За счет его кредитов финансируются десятки жизненно важных для республики проектов.
ЕБРР
(Европейский банк
реконструкции и
развития) – создан после распада социалистического
лагеря в 1990 году. Место нахождения Лондон.
Задача – влияние на дальнейшее развитие
этих стран). Главная цель ЕБРР – способствовать
переходу к рыночной экономике в государствах
бывшего СССР, странах Центральной и Восточной
Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в
пределах 15-150 млн. долларов.
Конец
XX - начало XXI веков характеризовался стремительным
изменением мирохозяйственных связей,
возрастающей взаимозависимостью всех
субъектов международных экономических
отношений, увеличивающимся объединением
национальных экономик в интеграционные
группировки. С одной стороны, глобализации
обладает значительными резервами повышения
эффективности производства и роста экономики,
с другой стороны, в условиях глобализации
государства теряют часть своих возможностей
по проведению национальной экономической
политики, резко обостряются некоторые
проблемы межгосударственных и межнациональных
отношений. Необходимыми становятся новые
адекватные механизмы мирохозяйственного
регулирования. Наибольшую актуальность
данный вопрос приобретает при регулировании
финансовых потоков. Этим обусловлена
важнейшая роль международных финансовых
организаций (МФО) в развитии мирового
хозяйства.
4 проблемы участия России в МВФ, МБРР и ЕБРР
Для любого успешного экономического начинания нужны финансы. Когда собственных накоплений для инвестирования не хватает, приходится брать кредиты. Кредитование составляет один из основных инструментов развития экономики, как на микро так и на макро уровнях. На сегодняшний день на Земле не осталось стран, которые бы не имели бы внешней задолженности. Всё это отражает идущий процесс глобализации, когда ни одна страна уже не может оставаться в стороне от международных потоков товаров и капиталов (в том числе и кредитов). Россия не исключение.
Россия, вступившая на путь либерализации внешнеэкономических связей, интеграции в мировую экономическую и финансовую систему, стремящаяся к установлению прочных партнерских отношений с мировым сообществом, не может и не должна игнорировать крупнейшие мировые и международные финансовые объединения. Позиция России, как активного участника международных финансовых объединений, объективно предопределена потребностями национальной экономики, ее капитала, политическим положением нашей страны на мировой арене.
Особенно следует отметить тот факт, что Россия, в качестве правопреемницы СССР, с момента ее возникновения как самостоятельного государства оказалась сразу серьезно вовлечена в международные финансовые отношения, выступая и в качестве кредитора, и в качестве заемщика.
В последние несколько лет, начиная со второй половины девяностых годов прошлого века, в российской прессе темы международного кредитования России, своевременности долговых выплат и получения траншей, представлены весьма полно. Это вполне отражает актуальность темы взаимоотношения с России с МВФ.
Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер.
1 июня 1991 года Россия стала членом МВФ, а в августе ей был выдан первый кредит stand-by -- $1 млрд.
На сегодняшний день Россия, по международным финансовым стандартам, является одним из крупнейших в мире кредиторов. Сумма советского долга, который перешел на баланс российского Минфина в начале 90-х, составляла примерно $150 млрд. «Примерно» - потому, что точно оценить его объем не могут до сих пор. Расчет с кредиторами велся преимущественно в инвалютных рублях (искусственная денежная единица, применявшаяся в СССР во внешнеэкономических расчетах). Большая часть советских кредитов выдавалась под покупку советского же оружия, товаров и оборудования. А военные долги, напомним, сегодня принято списывать безвозмездно. Кроме того, большинство тех стран, которым мы оказывали финансовую помощь на протяжении последних десятилетий XX века, сегодня не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам. Не спешат платить по долгам России и финансово состоятельные государства. С ними удается согласовать сумму долга лишь при гарантии, что большая часть обязательств будет списана.
Задолженность на 01.05.2011 г России перед международными финансовыми организациями составила 2 млрд 934,4 млн долл или 1 млрд 977,6 млн евро (по данным министерства Финансов).
Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Западе острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игнорируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженности по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в России. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководителя фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России.
В атмосфере напряженности, возникшей в отношениях между Западом и Россией, связанной с проведением антитеррористической операции в Чечне, стали раздаваться призывы использовать МВФ в качестве инструмента политического давления на Россию. В 1999 году в Мадриде, М. Камдессю сказал: «При рассмотрении вопроса выделения кредита России Совет директоров Фонда вынужден принять во внимание мнение мирового сообщества... Мы не сможем выделить деньги, если весь мир будет против этого». Тогда кредит России не дали. Не было кредитов и потом. В настоящее время Россия начала погашать внешний долг МВФ. И наступит то время, когда взаимоотношения России и МВФ будут носить дружественный партнерский характер.
Особым образом складываются отношения Российской Федерации с ЕБРР. Это первая организация такого уровня членом которой Россия является с момента создания банка. Тем не менее, реакция на вступление нашей страны в ЕБРР не была однозначной. До сих пор для страны актуальным остаются такие вопросы, как насколько необходимо было вступление в ЕБРР, получает ли страна от этого реальную выгоду, превышающую произведенные затраты на вступление и членство, была ли реальная необходимость этого шага для укрепления международного авторитета страны.
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:
- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера
в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
- проект
городского водоснабжения и
- проект поддержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий - грантов размере $1 млн. (1998 год);
- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн. (1998 год);
- проект
содействия структурной
населения – в размере $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним льготным периодом. (1997 год);
- проект
повышения эффективности
- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по 2000 год).
Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российская финансовая система нуждается в пополнении.
Выводы: Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.