Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:00, реферат
Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс радикализации, обновления и демократизации затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты.
Введение
Глава 1. Международное разделение труда в системе МЭО.
§1. Сущность и формы международного разделения
труда.
§2. Развивающиеся страны в международное разделение
труда.
Глава 2. Республика Казахстан в международное разделении
труда .
§1. Положение Казахстана в системе международное
разделение труда.
§2. Проблемы и перспективы Казахстана в
международном разделении труда.
Заключение.
Список использованной литературы.
В настоящее время в республику завозятся товары в основном алкогольного направления и низкого качества, к чему должен быть поставлен заслон. В соответствии с общепринятой международной практикой предстоит регулировать импорт, ограничивая косвенными методами ввоз продукции, которая может нанести ущерб национальному производству и шире развивать импорт -замещающие производства, которые Казахстан может осуществлять самостоятельно. На закупку импортных товаров расходуется значительная часть валютных поступлений и импортного кредита, а также средства негосударственных структур.
Таким
образом мы видим, что Республика Казахстан
на данные момент ориентируется на экспорт
сырья и материалов, добыче которого мы
имеем большие преимущества перед другими
странами. Т.е. Казахстан специализируется
на добыче минеральных ресурсов, и это,
обуславливает роль и место Казахстана
в международном разделении труда, как
поставщика дешевых ресурсов. Если же
рассмотреть импорт, то можно выявить
положительные и отрицательные стороны.
ФОРМЫ
УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В МРТ.
С 1987 года союзные республики самостоятельно составляют планы экспортно - импортных операций и им было официально разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок.
До этого внешнеэкономические и межреспубликанские связи формировались в составе единого государственного плана и народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик устанавливались задания по экспорту только по продукции, которая изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского подчинения. Основные предприятия - экспортеры находились в ведении союзные министерств, в планах которых устанавливались задания по производству в продукции на экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.
Решением детективных органов были определены права и обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских органов и в их структуре созданы специальные подразделения по внешнеэкономическим связям.
В 1988 году было создано республиканское внешнеторговое объединение “Казахимпорт” , в 1989 году был образован Государственный Комитет по внешнеторговым связям, который в 1991 году был преобразован в внешнеэкономических связей (МВЭС) с июня 1993 года его возглавлял заместитель премьер-министра республики.
В целях более эффективного использования производственного потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего вхождения республики в мирохозяйственные связи в июне 1994 года образовано Министерство промышленности и торговли Республики Казахстан (МПиТ РК ) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и Минторга Республики Казахстан.
Были созданы и укрепляются соответствующие подразделения в аппарате Кабинета Министров, Минэкономики, Минфина, Нацбанка, организованы Таможенный Комитет и Внешэкономбанк ( Алембанк ) с развернутой системой в регионах.
В целях широкого привлечения иностранной помощи для структурной перестройки экономики и укрепления его экспортного потенциала в 1992 году было создано Национальное агентство по иностранным инвестициям, которое с января 1993 года находилось при Министерстве экономики республики, а с марта 1995 года оно было преобразовано в Комитет по использованию иностранного капитала при Кабинете Министров Республики Казахстан.
Для координации работы по привлечению правительственных кредитов иностранных государств и для решения оперативных вопросов создана республиканская Комиссия по иностранным кредитам под руководством Пример - Министра.
Для усиления государственного регулирования процессов привлечения, использования, обслуживания и погашения иностранных кредитов, полученных или гарантируемых Республикой Казахстан, и стимулирования развития экспорта отечественной продукции в июль 1994 года создан государственный экспортно - импортный банк Республики Казахстан ( Эксимбанк Казахстан ), который является правоприемником Алембанка Казахстан по всем международным обязательством. Алембанк Казахстан за 3 года получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со 170 крупнейшими банками мира, обслуживает 13 генеральных кредитных линий, финансирует ряд крупнейших объектов, более 85% валютных кредитов направляет в сферу производства.
По данным Эксимбанка Казахстан общая сумма подписанных кредитных соглашений превышает 1 млрд.долл., из которых 600 млн.долл. уже используется ( 01.01.1995 г.).
В Минэкономике РК ведется контроль за использование иностранных кредитов в рамках открытых 24 кредитных линий из 19 стран и пяти международных организаций.
Должно быть реализована 15 крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на 6260 млн.дол.
Посредником в отношениях отечественного бизнеса как внутри республики, так и за ее пределами становится Торгово - промышленная палата Казахстана ( ТПП ). Организованная в 1959 году и ставшей самостоятельной с 1989 года. На сегодня ( ноябрь 1994 года ) и ее членами являются более 400 организаций, при ней сформированы специализированные фирмы “ Казахстанэкспертиза ”, “КазЭспо ”, “ Казвнешсервис ”.
В областных центрах создаются независимые ТПП со всеми полномочиями республиканской палаты. Проводится целеустремленная работа по созданию совместных торговых палат ( СТП ) с зарубежными странами. СТП создана в Францией. В девяти странах созданы Торговые дома.
В целях активизации предпринимательской деятельности в республике, содействия последовательному интегрированию отечественной экономики в систему мировых хозяйственных связей, отработки экономика - правовых норм функционирования свободных экономических зон и их использования в других регионах республики, в городе Алматы, в границах территории Казахстанского центра делового сотрудничества создана свободная торговая зона “ Атакент ”.
В Республике аккредитовано свыше 160 представительств зарубежных фирм, действуют 10 банков с участием иностранного капитала, зарегистрировано 2025 ( январь 1995г. )
совместных предприятий с участием свыше 60 стран.
В Казахстане одним из первых среди республик СНГ были приняты нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность ( ВЭД ) суверенного государства.
Все
это обуславливает зависимости
положение Республики Казахстан
в сфере международных экономических
отношений на данный момент
развития экономики страны. Но
так продолжаться не может. Если
мы хотим развития нашего
государства, повышения роли в
международном разделении труда,
то необходимо постепенно изменит
структуру экспорта и импорта,
повышая уровень развития промышленности
страны.
§ 2.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ
КАЗАХСТАНА МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ
ТРУДА.
Для
того, чтобы повысит роль Республики
Казахстан в сфер международного
разделения труда, необходимо полностью
реализовать ресурсный потенциал
страны, а также повысить роль
отраслей, проводящих готовую продукцию,
чтобы не иметь зависимого
положения от промышленно развитых
стран. Этого можно добиться
путем привлечения в страну
новых партнеров, а также улучшением
экспортно - импортно политики и
вовлечением Казахстана в рынок
наукоемкой продукции.
ПОИСК
НОВЫХ ПАРТНЕРОВ.
Для Казахстана с его значительным и малоосвоенным ресурсным потенциалом привлечение иностранного капитала является важным фактором устранения имеющихся диспропорций и преодоления технологического отставания. Надо искать устойчивых инвесторов.
В настоящее время Казахстан имеет около 30 нефтепроектов по освоению нефтеносных зон. Строится нефтепровод от Тенгиза до Черноморского порта. Новороссийск, рассматриваются вопросы строительства второго нефтепровода через территории Исламской Республики Иран, а также нефтепровода внутри страны. Введутся переговоры ( и небезуспешно ) о строительстве нефтеперерабатывающего, реконструкции существующих заводов, например : Карагандинского металлургического комбината и других крупных объектов, которые могут существенно изменить структуру экономики нашей страны и в значительной степени устранить имеющиеся диспропорции.
В послевоенной период Японии поставила перед собой задачу : “ Экспортировать или умереть!”. Эта программа позволило ей выйти на передовые позиции на мировом рынке. В настоящее время все “ ниши ” мирового рынка заняты развитыми капиталистическими странами и вряд ли в ближайшее врем нам удастся их вытеснить и занять соответственную “ нишу ” . Поэтому упор должен быть сделан на развитие внутренней экономической структуры, искать надо наиболее целесообразные направления, развитие экспорта для валютных запасов, а не бесконтрольно продавать свои сырьевые ресурсы. Кредиты мы должны брать с целевым направлением , иначе можем оказаться на месте африканцев и нас будут называть “ африканцами ” и “ африканским систем бизнеса ”. 30 - 40 лет назад Африка брала кредиты под освоение меди, алюминия, нефти, деньги проедали, а когда приходили срок расплаты говорили : “Убей меня, но у меня нет денег ”. Это и называется “ африканский стиль”.
При отсутствие в стране перерабатывающих отраслей промышленности, и мире существует принцип использования толлинговых операций, т.е. передаваеть сырье другой стране для переработки, сохраняя на него право собственности и затем продавать продукцию высокой обработки на мировом рынке. Эффект, конечно, значительно больше, чем продаже сырья. Надо искать таких партнеров.
Но нужно помнить, что кто не сеет, тот не жнет. Развивать надо перерабатывающее отрасли промышленности, иначе мы станем сырьевой базой мирового капитала.
В мире существуют общие правила привлечения иностранного капитала, которые наиболее выгодны, чем индивидуальные.Поэтому необходимо ими пользоваться.
Республика имеет серьезное экономические связи со многими странами : США, Германией, Францией, Австрией, Турцией, Южной Кореей и другими. Надо переходить к общемировой практике заключения соглашений на разведку, разработку и эксплуатацию месторождений природных ресурсов. Привлекает иностранный капитал для освоения нефтегазовых месторождений следует в соответствии с общепринятой в мире практикой. Ньютон писал : “ я видел дальше всех, потому что я стоял на плечах гигантов ”. Стартовой площадке нашего движения должен быть мировой опыт, мировые общие правила, иначе мы растеряем все свое богатсво. Кроме этих правил правительство республики стало применять, начиная с 1993 г., более жесткие меры в области развития внешнеэкономических связей, т.к. бесконтрольность может привести к серьезному перекосу в развитии экономики.
Кроме
того улучшения инвестиционных
политики Казахстану необходимо
сбалансировать экспорт и импорт
страны.
ЭКСПОРТНО
- ИМПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ.
Ее необходимо разрабатывать в соответствии со стратегической программой “ Казахстан - 2030 ” . В соответствии с ней существуют следующие направления в сфере экспорта и импорта, которые отрастают повышения роли и места Республики Казахстан в международном разделении труда.
Экспортную стратегию республики предпочтительнее разрабатывать не вообще , а с ориентацией на определенные рынки с учетом их особенностей. Поэтому, при изучении возможностей проникновения на новые мировые рынки существенно важным является организация в республике систематической работы по проведению конъюнктурных исследований ( как по странам, так и по важнейшим товарным группам ).
Информация о работе Международное разделение труда в системе МЭО