Международное разделение и движение факторов производства. Мобильность факторов производства и их функциональные типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:11, доклад

Описание работы

Международное разделение факторов производства – это устойчивая концентрация отдельных факторов (земли, капитала, технологий) в отдельных странах, создающая условия для производства определенных товаров и услуг. Международное разделение такого фактора, как земля, означает, что страны в разной степени наделены природными ресурсами: водой, лесами, полезными ископаемыми. Международное разделение земли как фактора производства следует трактовать не только в том смысле, что некоторые страны имеют плодородную почву для эффективного сельского хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры МЭ.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

 

 

Интеграционные  объединения развитых и развивающихся стран. Европейский союз: образование и основные этапы развития.

Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.

Прежде всего, это поступление  в страну прямых иностранных инвестиций, которые позволяют за счет новой  техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.

Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

Интеграционные группировки усиливают  позиции объединенных государств в  рамках крупных наднациональных  объединений, например ВТО. Региональные и субрегиональные объединения стран позволяют им сохранить конкурентоспособность национальных экономик и совместно противостоять глобальной конкуренции.

При создании интеграционных объединений большое значение для стран имеют не только экономические преимущества, но и укрепление взаимодействия в политической, военной, социальной и других неэкономических областях, расширение сотрудничества в этих сферах. Особенно это характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. 
Обобщая преимущества объединения стран в интеграционные группировки, можно отметить, что участие стран в подобных объединениях обеспечивает предпринимателям этих стран более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям. У них появляется возможность оперировать на более широком общем рыночном пространстве. Создаются привилегированные условия для фирм стран-участниц, в определенной степени защищающие их от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Странами-участницами совместно решаются социально-экономические, научно-технические, энергетические, экологические и иные проблемы (например, снижение безработицы, охрана труда, выравнивание условий развития отдельных регионов, достижение устойчивого экономического роста и т. п.).

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[4] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.[5] С пятьюстами миллионами жителей[2] доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.[3]

С помощью стандартизированной  системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок,[6] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[7] включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.[8] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли,[9] сельского хозяйства, рыболовства[10] и регионального развития.[11] Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[12] Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность),[13][14] однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

 

1. ПАРИЖСКИЙ  ДОГОВОР

В 1950 г. Министр  иностранных дел Франции Р. Шуман  выступает с важной речью, в которой  формулирует предложения, основанные на идеях Ж.Моне о создании федерального европейского союза. Он предлагает Франции  и ФРГ объединить свои ресурсы угля и стали в рамках новой организации, к которой могут присоединиться другие европейские страны.

Договор об образовании  Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС) подписан 18.04.1951 г. в Париже, вступил в действие с 23 июля 1952 г. Договор подписали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Срок действия истек 23 июля 2002 г.

2. РИМСКИЙ  ДОГОВОР

Договор об основании  Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), а также образовании Европейского Агентства по атомной энергетике (Евроатом) подписаны 25 марта 1957 г. в Риме, вступили в силу 1 января 1958 г. Главной задачей данных договоров стало формирование условий для становления внутреннего рынка, который опирался на так называемые «четыре свободы» – свободное перемещение товаров, услуг, людей и капитала между странами-членами. Образование одновременно двух структур (ЕЭС и Евроатом) наряду с ЕОУС объясняется необходимостью «раздела компетенций», чтобы минимизировать в будущем риск распада. Евроатом должен был образовать «ядерную Европу» и обеспечить союз энергоресурсами. ЕЭС должно было объединить все производство и перемещение товаров (кроме добычи угля и стали, которая регулировалась предыдущей договоренностью) в единый европейский рынок.

3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Успешность  процесса объединения шести стран  повлияла на решение Дании, Ирландии и Великобритании присоединиться к  Европейскому Содружеству. Произошло  это в 1973 г. Одновременно с территориальным  расширением было принято решение расширить сферу действия общеевропейских органов. Дополнительным шагом в данном направлении было создание в 1975 г Европейского фонда регионального развития. Основная цель – обеспечение экономического развития отсталых и бедных регионов ЕС и покрытие специфических социальных расходов.

4. ЕДИНЫЙ  ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ

В 80-е годы вместе с расширением ЕС на юг (в 1981 г. присоединилась Греция, а в 1985 – Португалия и  Испания) произошли серьезные изменения  в конфигурации Содружества. Если раньше много внимания уделялось географическому объединению Европы, то теперь на первый план вышло желание обеспечить экономическую мощь и хозяйственное единство ЕС.

Единый европейский  акт подписан в феврале 1986 г., вступил  в силу 1июля 1987 г. Является обновленной  версией Римского договора. Страны, подписавшие Единый европейский акт (Бельгия, Великобритания, Испания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ) должны были образовать «Единый европейский рынок» до 31 декабря 1992 г. В Акте внутренний рынок определен как «территория без внутренних границ, на которой обеспечивается свободное перемещение товаров, людей, услуг и капитала».

 

5. ПАДЕНИЕ  БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Путь к этому  последнему расширению начался в 1989 году с падением Берлинской стены и "железного занавеса". ЕС отреагировал основанием программы финансовой помощи PHARE, рассчитанной на содействие в обновлении экономики и проведении соответствующих реформ. 22 июня 1993 года ЕС впервые заявил, что "ассоциированные страны Центральной и Восточной Европы могут стать членами Европейского союза, если проявят такое желание". Одновременно ЕС установил 3 основных критерия, которым должны соответствовать страны-кандидаты, чтобы вступить в Европейский союз.

Первый – политический критерий: страны-кандидаты должны владеть стабильными институтами, гарантирующими демократию, власть закона, права человека, уважение и защиту меньшинств.

Второй – экономический критерий: страны-кандидаты должны иметь эффективную рыночную экономику и быть способными существовать в условиях конкуренции в Союзе.

Третий – способность принимать на себя обязательства членства в ЕС, касающиеся политического, экономического и валютного союза.

6. МААСТРИХТСКИЙ  ДОГОВОР

Договор об образовании  Европейского Союза был подписан в Маастрихте 7 февраля 1992 г., вступил в действие 1 ноября 1993 г. Его подписали: Бельгия, Великобритания, Испания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ. Цели договора: образование территории без внутренних границ, усиление экономической и социальной взаимоподдержки; образование экономического и денежного союза и введение общей валюты; подтверждение существования ЕС как отдельного субъекта международной политики; реализация общей политики и политики безопасности; усиление охраны прав и интересов граждан стран-членов; развитие взаимодействия в вопросах юстиции и внутренних дел, введение гражданства ЕС.

7. АМСТЕРДАМСКИЙ  ДОГОВОР

Подписан странами-членами  Европейского Союза 2 октября 1997 г., вступил  в действие 1 мая 1999 г. Он дополнил и ввел поправки в Маастрихтский договор, Римские договоры, и также другие акты Союза. Договором усилен федеративный характер Европейского Союза. Было предусмотрено усиление роли Европейского парламента, а также учреждение должности представителя по делам внешней политики. В вопросах совместной внешней политики и политики безопасности ЕС получил новый инструмент деятельности – так называемые «общие стратегии», в которых определяются цели внешней политики и политики безопасности.

8. ЕВРО

Переломным  моментом в процессе интеграции может быть признано 1 января 1999 г. В этот день была введена общая европейская денежная единица – евро. К 2001 г. евро было введено в 12 странах: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Португалия, Испания, Греция. Три страны – Дания, Швеция и Великобритания пока решили не вводить общей валюты. Банкноты и монеты были введены в обращение с 1 января 2002 г. Это начало периода, в течение которого банкноты и монеты национальных валют будут исключаться из обращения. Период окончился 28 февраля 2002 г. После этой даты только евро стал официальной валютой стран зоны евро. Страны, вступившие в Евросоюз в 2004 и 2007 г., смогут вступить в валютный союз при соответствии их определенным критериям.

9. ЛИССАБОН

На встрече  в Лиссабоне в марте 2000 года Европейский  союз утвердил многостороннюю стратегию  модернизации экономики ЕС в целях  повышения ее конкурентоспособности  на мировом рынке вообще и в  отношении его основных участников, таких как США и новые индустриальные страны. Лиссабонская стратегия имеет целью открытие всех сфер экономики для конкуренции, привлечение инвестиций в инновации и бизнес, а также модернизацию европейской системы образования в соответствии с потребностями информационного общества.

10. НИЦЦСКИЙ  ДОГОВОР

Подписан 26 февраля 2001 г., вступил в силу 1 февраля 2003 г., внес дополнительные изменения в  другие договора, сделав систему институтов ЕС более действенной с тем, чтобы  она оставалась эффективной и  после вступления в ЕС новых членов в 2004 г. Тремя наиважнейшими проблемами являлись: раздел голосов в Совете ЕС; состав Европейской комиссии (количество комиссаров); определение сфер политики, в которых решения могут приниматься квалифицированным большинством голосов. Также была принята Хартия основных прав ЕС – где зафиксированы фундаментальные права человека и гражданские свободы.

11. КОПЕНГАГЕН

В декабре 2002 г. во время встречи на высшем уровне (заседание Европейского Совета) в  Копенгагене было принято решение  о расширении Европейского Союза на восток и присоединении новых стран-членов – это 10 стран Центральной Европы, Средиземноморья и Балтики: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр, Литва, Латвия, Эстония с 1 мая 2004 г. Планировалось, что Болгария и Румыния присоединятся в 2007 г.

12. ШЕНГЕНСКИЙ  ДОГОВОР

14 июля 1985 г.  был подписан Шенгенский договор  (Шенген I). Первыми пописали договор  5 стран: Бельгия, Голландия, Люксембург, Германия и Франция. Результатом  договора стала ликвидация межграничных  постов и контроля на внутренних границах. Со временем к договору подключились все страны ЕС, кроме Великобритании и Ирландии, а также две страны, которые не входят в Евросоюз – Норвегия и Исландия.

13. ШЕНГЕН II

19 июня 1990 г.  подписана Исполнительная конвенция к Шенгенскому договору (Шенген II). Она подтвердила ликвидацию контроля на внутренних границах стран-подписантов этого договора. Одновременно было решено усилить контроль на внешних границах Шенгенского пространства, а также усилить взаимодействие в вопросах борьбы с разными формами преступности и улучшить контакты между соответствующими службами стран, подписавших договор.

В рамках Шенгенских договоров существует единая Шенгенская виза, позволяющая находиться на территории всех стран-членов. Шенгенская Информационная система (ШИС) – это система сбора и передачи соответствующей информации, совмещенная с компьютерной базой данных, которая содержит информацию о людях, которым отказано в праве въезда на территорию одной из стран Шенгена, людях, находящихся в розыске, людях, требующих полицейской защиты. Также содержится информация об украденных транспортных средствах, украденном или потерянном оружии, документах.

 

 

Валютный  курс и его регулирование. Понятие  и виды, котировки валютного курса.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.

Информация о работе Международное разделение и движение факторов производства. Мобильность факторов производства и их функциональные типы