Международное научно-техническое сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Сфера М.н.-т.с. охватывает широкий спектр проблем, начиная с фундаментальных исследований и кончая решением практических задач освоения недр Земли, Мирового океана, космоса. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, к-рые в наибольшей степени соответствуют их нац. интересам и особенностям экономич. развития.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО.docx

— 168.41 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО

одно из наиболее динамично развивающихся  направлений внешнеэкономической  деятельности, которое включает совместную разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров. Сфера М.н.-т.с. охватывает широкий спектр проблем, начиная с фундаментальных исследований и кончая решением практических задач освоения недр Земли, Мирового океана, космоса. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, к-рые в наибольшей степени соответствуют их нац. интересам и особенностям экономич. развития.

 

Рассматриваемое многообразие отношений в области международного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и двустороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:

— международные научные связи, направленные на разрешение теоретических и экспериментальньгх задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа ЕС «Эврика»);

— международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи);

— связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской  патентной организации);

— подготовку кадров (например, программы, реализуемые МОТ, программа  ТАСИС);

— международное содействие выполнению работ и созданию технологических  процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО);

— обеспечение безопасного  использования достижений научно-технического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ);

— предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотрудничество в рамках ЮНЭП) и др.2

 

Одной из стратегических задач международного научно-технического сотрудничества является увеличение его вклада в реализацию приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса  России, а также важнейших инновационных  проектов государственного значения.

Основным приоритетом России на современном этапе является участие  в интеграционных процессах на европейском  пространстве и, прежде всего, сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

ЕС имеет давние традиции передового опыта в области исследований и инноваций, но это превосходство часто разбросаны по всему ЕС, 80 процентов изучения общественного сектора в Европе проводится на национальном уровне, в основном, в соответствии с национальными или региональными научно-исследовательских программ. Это все слишком часто означает, что потенциал исследований ЕС не в полной мере. 
 
Для решения этой проблемы Комиссия предложила в январе 2000 года, создание Европейского научного пространства (ERA). Основная цель общения "К европейского исследовательского пространства" является содействие интеграции и организации научно-технической сфере в Европе и создания более общие рамочные условия для проведения исследований в Европе. Связь была одобрена в рамках «Лиссабонской стратегии» для повышения конкурентоспособности Европы.

 

 

Эврика - это инициатива Европейских  стран направленная на развитие научных  исследований в сфере высоких  технологий и инноватики ориентированных на Европейский рынок. За время своего существования программа сумела стать одной из наиболее перспективных форм европейской научно-технической интеграции. 
Эврика нацелена на создание новой высокотехнологичной продукции. Здесь могут принимать участие представители малого и среднего бизнеса, а так же крупные промышленные компании и научные организации, желающие участвовать в совместной разработке технологий и реализации полученной продукции на территории Европейского континента.  
Эврика объединяет 33 государства включая Европейский союз - это означает, что продукция, разработанная в рамках этой программы соответствует национальным стандартам этих государств.  
Проектная деятельность сосредоточена на девяти направлениях: новые материалы, окружающая среда, медицина и биотехнологии, информационные технологии, энергетика, транспорт, робототехника, лазерные технологии и коммуникации. Под патронажем Программы осуществляются проекты берущие свое начало от разработки идеи до реализации конечного продукта на европейском рынке. 
Российская Федерация является полноправным членом Эврики с 1994 г. функции координации программы в России осуществляет Минпромнауки России. На базе которого действует секретариат Программы. 
Общие сведения  
Европейская программа научно-технического сотрудничества в области высоких технологий ЭВРИКА является международной правительственной организацией, деятельность которой направлена на создание и поддержку международной сети промышленных и научных организаций и содействие установлению контактов между ними в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок 
 
Содержание программы и основные критерии 
Деятельность программы ЭВРИКА распространяется на товары и услуги в следующих областях высоких технологий: 
 
· энергетика, 
· окружающая среда, 
· информационные технологии,  
· коммуникации и связь, 
· новые материалы, 
· медицина и биотехнологии, 
· робототехника,  
· лазерная техника, 
· транспортные технологии 
 
Программа открыта для предприятий и организаций с любыми производственными мощностями. В последнее время предпочтение отдается участию в программе малого и среднего бизнеса. 
 
Цели и задачи 
Основной задачей программы является развитие международного сотрудничества с целью повышения производительности и конкурентоспособности европейской промышленности и экономики и создание тем самым основы для улучшения качества жизни и занятости населения. 
Эта задача реализуется путем содействия развитию промышленного, технологического и научного сотрудничества при осуществлении совместных проектов, базирующихся на высоких технологиях. 
Научно-технологические проекты программы ЭВРИКА осуществляются в гражданской сфере и предназначены для последующей коммерческой реализации на рынках как частного, так и государственного секторов. 
 
Участники программы 
Членами программы «Эврика» являются 33 государства: 
Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Недерланды, Новегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Словения, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская республика, Швеция, Швейцария, Эстония, республика Югославия включая Европейский союз.  
Международный секретариат Программы, расположен в штаб-квартире в Брюсселе. В его функции входит поддержка международных контактов и базы данных, оказание технического содействия стране-председателю.  
 
Отношения Программы ЭВРИКА с Евросоюзом 
Образованная по инициативе Европейского союза программа ЭВРИКА не подменяет осуществляемые в рамках его программы научно-технологического сотрудничества. Более того, ЕС может участвовать в проектах ЭВРИКИ в качестве партнера через свои исследовательские институты и финансовые вклады. 
Вместе с тем ЭВРИКА рассматривается как одна из составных частей международного сотрудничества в научно-технологической сфере, гармонично дополняющая усилия Евросоюза по обеспечению технологического развития его стран-членов. 
 
Структура и организационные особенности Программы 
Высшим органом программы ЭВРИКА является Конференция министров стран-членов, проводимая под эгидой страны, председательствующей в Программе в течение года. Конференция министров это политический орган программы, занимающийся вопросами её развития. Конференция утверждает новые проекты, принимает решения по членству в организации, представляет новые инициативы, передает председательство новой стране.  
Конференция министров проводится раз в год в июне по окончании срока очередного председательства. По ее итогам принимается ежегодное Коммюнике. 
В период между конференциями управление Программой осуществляется через Группу ответственных представителей и группу национальных координаторов проектов программы ЭВРИКА. 
В состав Группы ответственных представителей входят, как правило, руководители международных или других ключевых подразделений Министерств стран-членов. Их работа концентрируется на стратегических вопросах деятельности программы ЭВРИКА, выполнении решений Конференции министров и подготовке вопросов, выносимых на нее, включая предварительное рассмотрение предложений по проектам. 
Национальный координатор проектов - назначаются каждой страной-членом и входят в международную контактную сеть. В их задачи входит оказание содействия национальным научным организациям и компаниям в инициировании проектной деятельности, включая помощь в подборе иностранных партнеров.  
Заседание Группы высоких представителей и Национальных координаторов проектов созываются 4 раза в год. Последняя встреча совмещается с Конференцией министров.  
С тем, чтобы привлечь большее внимание к программе ЭВРИКА на политическом уровне, начиная с 1990 года ежегодно созываются также межпарламентские конференции. В них участвуют парламентарии стран-членов ЭВРИКИ, чья основная деятельность связана с вопросами науки и техники. В задачи межпарламентской конференции входит выработка рекомендаций для стран-членов по вопросам стратегического развития Программы. От России в ней участвуют представители Комитета по науке Совета Федерации. 
 
Формирование проектов, их осуществление и координация 
Предложения по конкретным проектам формируются на основе принципа «снизу-вверх», по инициативе самих участников, через договоренность на уровне потенциальных партнеров. 
Национальный координатор проектов определяет соответствие предложения целям и задачам Программы и распространяет его через сеть национальных координаторов с целью возможного присоединения к проекту научных организаций других стран.  
При достижении договоренностей на уровне потенциальных партнеров предложение по проекту направляется на одобрение Группы высоких представителей, где ему присваивается статус ЭВРИКИ, и далее на утверждение Конференцией министров.  
Дальнейшая работа над проектом осуществляется при координации на уровне Национальных координаторов и поддержке со стороны Секретариата. 
 
Виды проектов, осуществляемых в рамках программы ЭВРИКА 
Существует три вида проектов, реализуемых в рамках программы ЭВРИКА.  
 
1. Обычные проекты. Независимые друг от друга проекты, формируемые в одной из перечисленных областей и осуществляемые в рамках общих процедур Программы.  
 
2. Зонтичные проекты (Umbrella projects). Проекты, объединенные в рамках определенных технологических областей, но имеющие самостоятельные цели и задачи. Такое объединение облегчает процесс инициирования проектов и подбора партнеров. В настоящее время в рамках программы функционируют 9 “зонтиков” (EUROMAR, EUROENVIRON, EUROAGRI, EUROSURF, CARE ELECTRONICS, FACTORY, WOOD-INITIATIVE, LOGCHAIN, EUROTOURISM). 
 
3. Кластерные проекты (Cluster projects). В отличие от зонтичных проектов кластеры представляют собой стратегические направления сотрудничества в рамках программы ЭВРИКА. Проекты, входящие в кластер, объединены единой целью. В настоящее время под эгидой Программы реализуются 6 таких кластеров. Российская Федерация участвует в одном из них Информационные технологии для европейского развития (ITEA). 
 
Премии, учрежденные в рамках Программы 
Премия Лиллехаммер (Lillehammer Award). Учреждена в 1994г. в период председательства Норвегии. Присуждается за высокие результаты международной проектной деятельности в природоохранной сфере. Премия вручается ежегодно и от имени Правительства Норвегии в ходе Конференций министров.  
Премия Линкс (LynxAward). Премия учреждена в январе 2001г. Правительством Испании и выдается компаниям, участвующим в проектах ЭВРИКИ, которые продемонстрировали наилучшие экономические показатели и деловые качества.  
 
Условия участия и Финансы 
Одним из основных условий осуществления совместных проектов является их обязательная поддержка со стороны государства. Основная доля проектов с участием российской стороны финансируется за счет привлечения внебюджетных средств, частного капитала. 
Первоочередные критерии для инициирования проекта в рамках программы Эврика:  
- необходимо соответствие предполагаемой разработки одному из девяти направлений ЭВРИКИ 
- наличие европейского партнера заинтересованного в сотрудничестве из страны участника Программы  
 
Участие России в программе ЭВРИКА 
Россия является членом Программы ЭВРИКА с 1994 года.  
Участие в программе ЭВРИКА способствует продвижению российских научно-технических разработок на рынки высоких технологий европейских стран, а также доступу к информационным и технологическим ресурсам стран-членов. 
Тематика проектов с российским участием охватывает такие области науки и техники, как информационные технологии, робототехника, лазерные технологии, медицина, охрана окружающей среды, новые материалы.


Информация о работе Международное научно-техническое сотрудничество