Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 02:23, курсовая работа
Задачами работы являются: понятие международной валютно - финансовой системы, ее основные составляющие, рассмотрение международных валютно - финансовых систем, которые имеет большое влияние на развитие страны.
3.4 Деятельность международного валютно - финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений
Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав заимствования – СДР [2), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон - Вудской в]алютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).
Два основных момента в Уставе МВФ обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:
Кредитные услуги МВФ. МВФ готов предоставлять валютные кредиты своим членам, чтобы дать им возможность преодолеть период, на протяжении которого баланс текущих операций находится в дефиците, а проведение более жесткой кредитно-денежной или бюджетной политики оказало бы нежелательное воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты, формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих кредитных операциях.
Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные ѕ квоты вносятся в его собственной национальной валюте. Страна-член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте. Государство может (в ограниченных масштабах) брать у Фонда дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика. Такой надзор за политикой стран-членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.
Регулируемые паритеты. Хотя валютный курс страны зафиксирован, его можно изменить – девальвировать или ревальвировать, если МВФ признает, что платежный баланс страны находится в состоянии “фундаментального не равновесия”. В Уставе нет определения фундаментального не равновесия, однако этот термин применяется по отношению к странам, постоянно испытывающим неблагоприятное воздействие международных изменений на спрос на их товары. Без девальвации в таких странах была бы более высокая безработица и больший дефицит баланса текущих операций до тех пор, пока внутренний уровень цен не упал бы достаточно низко, чтобы восстановить внутренний и внешний баланс. С другой стороны, девальвация может одновременно улучшить ситуацию и с занятостью и со счетом текущих операций, исключая, таким образом, длительный и болезненный процесс восстановления равновесия, в ходе которого международные резервы все равно утекли бы. Помня о британском опыте завышенной оценки валюты после 1925 г., основатели МВФ встроили в систему механизм изменения (хотелось бы верить – нечастого) валютных курсов. Однако это не допускалось в отношении американского доллара.
Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 % (26,5 млрд. СДР).
Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.
Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.
Цели:
содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;
содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;
оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;
предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальных и международных уровнях;
сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.
Функции:
поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования;[4]
наблюдение за состоянием международной валютной системы;
содействие стабильности обменных курсов валют и упорядочение валютных взаимоотношений;
предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;
пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствования;
предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
4 Перспективы развития международной валютно - финансовой системы и место Российской Федерации в ней
4.1 Трансформация международной валютно - финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы
Все началось с того, что в декабре 1991 г. руководители государств - членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств - членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза - Великобритании, Дании, Швеции и Греции - является делом времени. [19].
1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту Евро. Новая валюта заменила ЭКЮ (Европейская валютная единица ECU ( European Currency Unit ) - синтетическая валюта (currency busket - валютная корзина), взвешенная комбинация двенадцати Европейских валют, принятая в 1979 г. Заслуживает на сегодняшний день особого внимания, так как служит основой Европейского режима обменных курсов (ERM - exchange rate mechanism), который укажет ориентиры при введении международной валюты Евро) и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза ("зоне Евро"). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность, и будут все более тесно привязываться к Евро.
Правовой статус Евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами - членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах и нормах международного частного права.
Однако одновременно Евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС - он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.
В правовых актах ЕС, касающихся Евро, выделяются следующие положения:
- Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в Евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в Евро.
- Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к Евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за Евро.
- Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на Евро.
- Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран - участниц ЭВС размещаются только в Евро.
- Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в Евро.
- Вне указанных выше областей, в которых переход на Евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило "никаких запретов, никаких ограничений".
- В полном соответствии с нормами международного частного права введение Евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются.
- 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты Евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в Евро и прекратят свое существование. После этого Евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран.
- Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обмениваться на Евро кредитными учреждениями на территории союза.
После краха Бреттон - Вудской системы и Смитсоновского соглашения 1973 года у центральных банков оказались развязаны руки. Они напечатали денег, которые пошли на финансирование социальных расходов государства в соответствии с идеей так называемого «государства всеобщего благосостояния» и поддержку нерентабельных предприятий. Предприятия эти либо непосредственно принадлежали государству, либо жили на государственные субсидии. Кроме того, центральные банки открыли коммерческим банкам весьма «гибкие» кредитные линии, так что эти последние смогли выдавать огромные кредиты региональным и муниципальным властям.
Для тех, кто первым получил доступ к новым деньгам, наступили золотые дни. В Германии от эмиссии выиграли в первую очередь банки, металлурги, производители автомобилей, чиновники, профсоюзы и производители лекарств. Однако были и побочные эффекты, причем даже для наиболее привилегированных групп.
Во - первых, вызванный эмиссией рост цен (иначе говоря, инфляция) привел к «бегству от денег», что ударило по рынку кредитов. Это, естественно, вызвало недовольство со стороны банков и промышленности.
Во - вторых, инфляция ударила по людям с фиксированными доходами и обесценила сбережения населения. Это вызвало недовольство со стороны среднего класса, особенно госслужащих.
В - третьих, инфляция привела к тому, что граждане стали менее охотно делать сбережения. Во многих странах эта тенденция только начала намечаться, однако все заинтересованные лица ясно понимали, что рост темпов инфляции неизбежно вызовет резкое сокращение сбережений. Поскольку в то время существовали гораздо более жесткие, чем сейчас, ограничения на передвижения капиталов, то эта перспектива вызывала законную тревогу у бизнесменов. Государства в лице руководителей своих органов, и те забеспокоились ввиду возможного сокращения налоговых поступлений.
В - четвертых, возникла новая проблема – скачки валютных курсов.
В новой системе, основанной на необеспеченных бумажных деньгах, всё было по-другому. Национальные валюты утратили всякую связь с золотом, поэтому центральные банки стали сами решать, сколько им напечатать денег. Так как франков печаталось больше, чем немецких марок, а немецких марок – больше, чем швейцарских франков и т.п., то пропорции, в которых валюты обменивались одна на другую, стали постоянно меняться, причем непредсказуемым образом. Это негативно сказалось на международной торговле, в особенности, на движении капиталов.
На этом фоне повсюду возникли новые группы интересов, требовавшие возврата к системе фиксированных курсов. В 1979 году их усилия привели к созданию Европейской валютной системы. На Бременской конференции в конце 1978 года правительства Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Люксембурга, Дании и Ирландии договорились об установлении «коридоров» для национальных валют. В результате на свет появилась претенциозная конструкция, получившая дезинформирующее название «Европейской валютной системы» (ЕВС).
EBС соответствовала тем требованиям, выполнение которых было существенно для пролоббировавших её правящих группировок. После ее введения произошла стабилизация обменных курсов. Риск, связанный с международными инвестициями, уменьшился, появились устойчивые гарантии исполнения внешнеторговых контрактов. Надо подчеркнуть, что от перечисленных изменений выиграли не только «капиталисты», но все граждане, потому что углубление международного разделения труда увеличивает производительность труда во всех странах.
В то же время ЕВС не предусматривала погашения национальных валют золотом. В этой системе вообще не было денежного товара, подобного золоту. Национальные валюты продолжали быть необеспеченными бумажными деньгами, ЕВС регулировала исключительно курсы, по которым они обменивались друг на друга.
Понятно, почему ЕВС была устроена именно таким образом. Наличие денежного товара (золота) резко ограничивает возможность эмиссии необеспеченных денег. Но правящие круги стран, создавших ЕВС, как раз больше всего были заинтересованы в том, чтобы иметь возможность допечатывать «пустые» деньги. Именно приоритетный доступ к новым деньгам обеспечивал укрепление их экономических позиций. Поэтому ЕВС могла быть основана только на бумажных деньгах.
Информация о работе Международная валютно-финансовая система