Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Приступая к подготовки данной работы, для начала следует определиться с некоторыми вопросами: во-первых необходимость показать актуальность выбранной темы, во-вторых кратко обозначить суть проблемы и то какие вопросы будут рассмотрены в данной работе. Общепринято, что традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения ,характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Содержание

Введение……………………………………………….………….……..……3
1. Сущность и принципы организации международной торговли……...…5
1.1 Сущность международной торговли………………………………..........5
1.2 Научные школы о развитии международной торговли…………….…..8
2. Особенности функционирования международной торговли на современном этапе развития……12
2.1 Динамика развития международной торговли………………………….17
2.2 Проблемы и перспективы развития международной торговли…......…21
3. Россия в международной торговли……………………………....…….....25
Заключение……………………………………………………………….…...30
Список литературы:………………………………………………….…….…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………….………….……..……3

1. Сущность и  принципы организации международной  торговли……...…5

1.1 Сущность  международной торговли………………………………..........5

1.2 Научные школы о развитии международной торговли…………….…..8

2. Особенности функционирования международной торговли на современном этапе развития………………………………….………………………..…12

2.1 Динамика  развития международной торговли………………………….17

2.2 Проблемы и перспективы развития международной торговли…......…21

3. Россия в международной торговли……………………………....…….....25

Заключение……………………………………………………………….…...30

Список литературы:………………………………………………….…….…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Приступая к  подготовки данной работы, для начала следует определиться с некоторыми вопросами: во-первых необходимость  показать актуальность выбранной темы, во-вторых кратко обозначить суть проблемы и то какие вопросы будут рассмотрены в данной работе. Общепринято, что традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные  международные экономические отношения ,характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

В современном  мире огромное значение имеют внешнеэкономические  связи, развитие экономики страны на мировом уровне, эффективность внешнеэкономической деятельности. За редким исключением все страны втянуты в процесс глобализации, ежеминутно по всему миру заключаются торговые контракты, идут процессы поставки товаров, перевода валюты, огромным темпами растет и ужесточается конкуренция на международном рынке. В таких жестких условиях любая страна, желающая оставаться в лидерах и диктовать условия остальному миру, должна вести строжайший учет своей внешнеэкономической деятельности, анализировать данные и сводить их в систему показателей, которые создают четкую картину положения страны в мировой экономике. Рядом с анализом стоит прогноз дальнейшего развития с учетом мельчайших деталей, влекущих за собой изменения во внешнеэкономической деятельности, и на базе этих прогнозов разрабатывать стратегии дальнейшего развития. Объектом исследования данной курсовой работы является мировая и внешняя торговля, как страны так и мира в целом , статистика внешней торговли. При написании работы я преследую цель выяснить, какое место занимает Российская Федерация на мировом рынке, насколько эффективна внешняя торговля нашего государства. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач, а именно: изучить функционирование международной торговли, сущность и принципы торговых оборотов страны и мира в целом, вывести систему показателей и выявить картину нынешнего положения внешней торговли РФ; спрогнозировать на основе тренда дальнейшее развитие внешней торговли. Таким образом, для достижения целей будут использоваться метод сравнения, анализа и прогнозирования. При написании работы будут использоваться федеральные законы, научные работы, авторские исследования и расчеты, данные таможенной статистики и международных организаций.

 

1. Сущность и  принципы организации международной  торговли.

    1. Сущность международной торговли.

 

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный с все общей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран  под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира1. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах..

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

В интересах  каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Научные школы о развитии международной торговли.

Основы теории международной торговли были сформулированы в конце 18-начале 19 веков выдающимися  английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Риккардо.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д.Риккардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения»(1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, что экономические ресурсы - природные, трудовые и др. - распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных видов товаров требует различных комбинаций ресурсов и технологий. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными

В середине 20 столетия (1948г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера – Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях Столпера и Самуэльсона, основанных на модели Риккардо с дополнениями Хекшера и Олина, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее  развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина , В.Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала, т.е. американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок, чем капиталоемок. Что противоречило ранее существовавшим представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала, и в соответствии с теоремой Хекшера-Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют капиталоемкие товары. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ.

Следует отметить и широкое распространение в  западных исследованиях проблем международной торговли и теории внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией, эффект, оказываемый внешней торговлей на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребления и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора.

Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мире торговле некоторыми товарами в конкретных отраслях.

Свою версию этого выдвинул американский экономист М.Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов: 1) факторных условий, 2)условий спроса, 3) состояние обслуживающих и близких отраслей, 4) стратегии фирмы в определенной конкурентной ситуации. Теоретические посылки Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах.

В последнее  время большинство исследователей, принимая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся приспособить свои концепции к практике. Так, английский ученый-экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп», полагая, что та или иная организация работников, в частности профсоюзы, создают препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может находиться в соответствии с фактическими затратами труда, рабочим временем. Структура торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как из-за наличия «конкурирующих групп» уровень заработной платы одной отрасли отличается от другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения. В свое время известный исследователь экономист-международник А.Маршалл выделял роль предложения. Так, международный спрос на товары данной страны значительно расширяется, если в целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для покупателей, и наоборот – когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой. В соответствии с этим Маршалл ввел в теорию международной торговли кривую взаимного спроса и предложения как показатель оптимальных условий внешнеторгового обмена.

В преобладающей  своей части классическая теория международной торговли и большинство ее современных интерпретаций объясняют смысл внешней торговли, экономические выгоды от нее для участников различиями между странами в обеспечении факторами производства. Чем больше эти различия, тем больше при прочих равных условиях возможностей для торговли и выгоды от нее, получаемые сторонами.

Отметим так  же, что выгода разных стран от внешней  торговли разная. Частично это можно  объяснить законом Энгеля: при  неизменности цен и демографических условий рост дохода веет к увеличению спроса на продовольствие. Спрос на продовольствие возрастает, но в меньшей степени, чем доход. Рост дохода переключает спрос на более престижные товары. На мировых рынках цены на продовольствие снизятся по отношению к ним. Кроме того, страна, экспортирующая сырье, проигрывает странам, экспортирующим высокотехнологичные товары и услуги. Причина заключается в издержках и ценах. Относительные цены в сырьевом секторе мирового хозяйства были стабильны или даже несколько повышались, но объем выпуска на единицу затрат увеличивался медленнее, чем в промышленных секторах. В итоге разрыв между сырьевыми и промышленными секторами возрастал. Еще одной причиной, сдерживающей экономический рост развивающихся стран, является проблема их задолженность более развитым странам. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы»

 

2. Особенности  функционирования международной  торговли на современном этапе развития.

Существенные  сдвиги произошли в структуре  мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий, и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70% [11,с.163].

Информация о работе Международная торговля