Доклад
по экономике по теме:
«Международная торговля»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.
Структура
торговли.
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ — совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
- Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля возникла
в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из
важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Базой международной торговли
является международное разделение труда( 1. специализация стран на производстве определенных
видов товаров, для изготовления которых
в стране имеются более дешевые ресурсы
и предпочтительные условия в сравнении
с другими странами. При такой специализации
потребности стран удовлетворяются собственным
производством, а также посредством международной
торговли. 2. Способ организации мировой
экономики, при котором предприятия разных
стран специализируются на изготовлении
определённых товаров и услуг, а затем
обмениваются ими.) За счёт использования эффекта масштаба( эффект, связанный с изменением стоимости
единицы продукции в зависимости от размеров
предприятия — его масштаба. Рассматривается
в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт
о снижении затрат на единицу продукции
при укрупнении производства. )даже страны с одинаковыми наборами
ресурсов, специализируясь, могут получать
взаимную выгоду от торговли.
Национальные экономики связаны
между собой международной торговлей
товарами и услугами. В торговле участвуют
все основные экономические агенты(например
люди-домашние хозяйства).
Международную торговлю составляют
2 основные операции:
Экспорт(вывоз товаров за границу)
Импорт(ввоз товаров из заграницы)
Разность экспорта и импорта
называется торговым балансом. Если экспорт
больше импорта, торговый баланс положительный
и страна получает больше валюты, чем тратит.
Если экспорт меньше импорта, торговый
баланс отрицательный и страна тратит
на импорт больше валюты, чем получает
от экспорта.
Международная торговля состоит из торговли
товарами и торговли услугами. Международная
торговля товарами характеризуется тремя
основными показателями:
- Объемом(объем международной торговли, рассчитываемый как сумма экспорта и импорта всех стран)
- Товарной структурой: Товарная номенклатура международной торговли охватывает более 10 тыс.наименований товаров. Три товара являются наиболее существенными в международной торговле: топливо, автомобили и продовольствие.
- Географической структурой: внешнюю торговлю ведут все страны. На 50 крупнейших стран приходится 96% мировой торговли, на первые 10 стран- около 60%.Самые большие торгующие страны- Германия, США, Китай, Япония, Франция, Голландия, Великобритания, Канада, Италия. Россия находится во втором десятке стран.
По объему международная торговля
услугами пока значительно меньше торговли
товарами и составляет около 10% мирового
ВВП.
Международная торговля позволяет
реализовать избыток товаров, имеющийся
в стране- экспортере, и покрыть
тем самым дефицит этого товара
в стране- импортере. Если на мировом
рынке в результате баланса спроса
S и предложения D цена устанавливается
на уровне Pw, в одной стране возникает
избыток товара, поскольку её внутренняя
цена P1 ниже мировой, а в другой стране-
недостаток товара по мировой цене, поскольку
её внутренняя цена P2 выше мировой.
Причины международной
торговли:
Существуют три основные школы, объясняющие причины
международной торговли:
- Меркантилизм- школа, объясняющая международную торговлю стремлением стран увеличить благосостояние за счет чистого притока иностранной валюты. Идеи меркантилизма очень просты и живы по сей день: экспорт- хорошо, импорт- плохо; экспорт надо поощрять, импорт- ограничивать; цель внешней торговли- приток валюты; своего производителя надо защищать от иностранного; нежелательный импорт надо запрещать; импортировать сырье, экспортировать готовые товары, торговый баланс должен быть положительным; больше валюты- богаче страна.
- Сравнительные преимущества- школа, объясняющая международную торговлю различиями между странами в производительности факторов производства и в обеспеченности ими. Страна экспортирует товар, который она может произвести дешевле, чем её торговый партнер, и имеет тем самым абсолютное преимущество перед ним. Страна экспортирует товары, для производства который она лучше обеспечена факторами производства.
- Конкурентные преимущества- школа, объясняющая международную торговлю различиями между фирмами в темпах усовершенствования факторов производства и товаров. Существует множество гипотез, почему возникают конкурентные имущества- различия в размерах внутреннего рынка, в отдаче от масштаба производства, в близости к основным источникам сырья и рынкам сбыта, в темпах технологических нововведений. Торговля может зависеть от внутреннего спроса: чем больше сходство между структурами внутреннего спроса двух стран, тем потенциально выше интенсивность торговли между ними. Международная торговля может также объясняться стремлением фирм снизить издержки производства за счет увеличения рынка сбыта. Есть и чисто физическое объяснение торговли: объем торговли между двумя странами зависит от экономического размера стран и расстояния между ними, чем больше страны и чем ближе они друг к другу- тем больше объем торговли между ними.
Государственная
внешнеторговая политика.
Все правительства регулируют внешнюю
торговлю своих стран. Обычно экспорт
регулируется для продвижения товаров
национальных производителей на мировой
рынок. Цели регулирования импорта
более разнообразны: защита национальной
промышленности от иностранной конкуренции,
увеличение доходов бюджета, обеспечение
соответствия импортных товаров
санитарным нормам.
Различают три группы мер
государственного регулирования внешней
торговли:
- Тарифные меры- тариф, накладываемый на импортные товар, повышает его цену на рынке импортирующей страны. В результате введения импортного тарифа выиграет местный производитель аналогичных товаров, ибо он сможет продать больше товаров и по более высокой цене, и выиграет государство, поскольку получит доход в бюджет от тарифа. Но потребители пострадают, потому что будут вынуждены покупать товар в два раза дороже.
- Нетарифные меры- меры, неценового характера, которые используются для ограничения импорта. К ним относятся запрещение импорта, импорт под государственным контролем, лицензирование и квоты(ограничения)
- Внутренние меры- меры регулирования, применяемые к импортному товару после того, как он оказался на внутреннем рынке импортирующей страны. К ним относятся технические нормы и стандарты- документы, регламентирующие технические характеристики(размер, форму, дизайн, функции), которым должен соответствовать товар, как условие разрешения его к продаже; требования к маркировке и упаковке(надписи, содержащие название товара, описание и др.информацию), размещаемые на товаре или его упаковке; санитарные и фитосанитарные требования(мероприятия, направленные на охрану здоровья людей, растений и животных от зараженных импортных товаров).Если технические нормы, стандарты и прочие внутренние требования не соблюдаются, импорт товара может быть временно приостановлен или запрещен.