Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 06:49, реферат

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

     В середине 90-х годов на экспорт  поставлялось 90% общего объёма производства алюминия, 85 — минеральных удобрений, 80 — меди, 70 — продукции чёрной металлургии, 41 — сырой нефти, 40 — никеля, 35 — алмазов, 33 — природного газа, 31,2 — целлюлозы, 25 — нефтепродуктов, 11,6— каменного угля, 6,7% — чугуна.

     Россия  по-прежнему остаётся ведущим мировым  экспортёром ряда сырьевых товаров, чёрных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем — 20,.медью — 11, цинком — 8,4% .

      Опережающие темпы роста экспорта и понижательные  тенденции в приросте стоимости  ВВП обусловили рост показателя эластичности экспорта (соотношение темпов прироста экспорта и ВВП).

      Следует подчеркнуть, что нескоординированные  действия многочисленных новых экспортёров  приводят к неоправданной конкуренции  между ними, а в конечном итоге  — к снижению уровня экспортных цен. Увеличение объёмов вывоза сырья из России, когда предложение его на мировом рынке превышало спрос, привело к потере только в 1993 г. более 5 млрд долл. валютной выручки.

      Обращают  на себя внимание низкие физические и  стоимостные объемы экспорта машин и оборудования и крайне низкая их доля в структуре российского экспорта, причём эти показатели постоянно сокращаются. Только за период с 1990 г. по 1999 г. стоимость экспорта машинотехнической продукции уменьшилась в 5 раз (с 12,5 млрд до 2,5 млрд долл.).

      Удельный  вес машин и оборудования в  российском экспорте сократился с 20% в 1990 г. до 7,1% в 1995 г. По мировым стандартам этот показатель, особенно для такой  страны, как Россия, не может не вызывать обоснованной тревоги, особенно в сравнении с аналогичными показателями других стран. Например, доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии —- 93, Тайваня — 93, Южной Кореи — 92, Гонконга — 92%. Россия по этому показателю занимает примерно 50-е место в мире.

      Значительная  разница между высокой долей  обрабатывающей промышленности в ВВП  России (45%) и низкой долей машин  и оборудования в экспорте (7,1%) свидетельствует  о неконкурентоспособности основной массы отечественной машинотехнической  продукции на мировом рынке.

      По  этой же причине сократился вывоз  машин и оборудования по линии  технического содействия зарубежным странам, который в 1995 г. составил около 0,5 млрд долл. Одной из основных тенденций  изменения в структуре экспорта промышленно развитых стран в настоящее время является увеличение доли услуг. В России наблюдается обратный процесс. Удельный вес экспорта услуг в российском вывозе в середине 90-х годов составлял всего 1-2% , что почти в 10 с лишним раз меньше, чем в промышленно развитых странах.

      В частности, в США, которые являются крупнейшим в мире экспортером услуг, эта статья в середине 90-х годов  достигала 27% общей стоимости вывоза. По стоимостному показателю экспорта услуг Россия занимала примерно 50-е  место в мире.

      Долгое  время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров оружия и военной техники, которые продавались практически во все регионы мира. На долю России в 80-х годах приходилось до 42% мировой торговли оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США.

      Распад  СССР, последовавшая за ним потеря основных рынков сбыта вооружений и  кризис в военно-промышленном комплексе  России привели к сокращению экспорта оружия почти в 3 раза (до 2 млрд долл. в 1994 г.).

      Однако  уже в 1995 г. стоимость экспорта вооружений и военной техники из России увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 65% и достигла 3,9 млрд. долл., что составило 17% мирового экспорта вооружений и военной техники. В настоящее время Россия поставляет военную продукцию в 51 страну мира.

      В ближайшие годы следует ожидать значительного роста экспорта вооружений и военной техники, поскольку к середине 1996 г. заявки на покупку указанных изделий превысили 7 млрд долл.

      С началом экономических реформ стоимостный  и физический объем российского  импорта значительно уменьшился и в 1995 г. составил 41,6 млрд долл. Однако, по оценкам специалистов степень падения стоимости импорта несколько завышена, поскольку существует проблема неучтенного "серого" челночного импорта.

     Основной  причиной уменьшения импорта является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта.

      Кроме того, введение в 1993 г. налога на добавленную стоимость, акцизов на импортные товары и повышение в 1994 г. импортных пошлин на многие продовольственные и промышленные товары, а также высокий уровень процентных ставок по рублёвым и валютным кредитам, постоянное снижение курса рубля по отношению к твёрдым валютам не стимулируют закупки товаров за рубежом.

     Сокращение  товарных поставок в счёт погашения  внешней задолженности России, а  также приостановление странами-кредиторами  поставок товаров из-за просрочки  оплаты предоставленных ранее кредитов российским импортёрам уменьшают стоимостные показатели ввоза.

     Импортные закупки за счёт федерального бюджета  сократились до 20%. В настоящее  время государством финансируется  лишь часть так называемого критически необходимого импорта продовольственных товаров (зерна, мяса и мясопродуктов, масла растительного, сахара-сырца, детского питания), сырьевых товаров, полуфабрикатов и компонентов, необходимых для поддержания работы ряда промышленных предприятий.

     Однако  начиная с 1994 г. отмечается постепенное увеличение стоимостных показателей ввоза. В 1996 г. стоимость импорта, включая неорганизованную торговлю физических лиц и гуманитарную помощь, возросла до 59,6 млрд долл.

      В 1995 г. на 1-е место в российском импорте вышли продовольственные и сырьевые товары, доля которых увеличилась до 34% . Произошли значительные изменения в товарном наполнении импорта продовольствия. С одной стороны, сократился стоимостный и физический объём ввоза зерна, пшеничной муки, растительного масла; с другой стороны — увеличились закупки за рубежом мяса и мясопродуктов, сухого молока, сливочного масла, кондитерских изделий, цитрусовых, кофе, алкогольных напитков и др.

      Крупными  статьями российского импорта остаются товары, массового потребительского спроса и длительного пользования. В последние годы значительно возрос ввоз мебели, электронно-бытовой техники, однако сократился импорт обуви, одежды, текстильных изделий и тканей.

      Неблагоприятной тенденцией остается сокращение доли машин и оборудования в российском импорте, которая уменьшилась с 35% в 1992 г. до 30% в 1994 г.

      По  товарному наполнению структура  российского ввоза так же, как  и экспорта, ближе к структуре  импорта развивающихся стран  и не соответствует экономическому потенциалу страны.

      За  годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении внешней торговли России. Если до распада Советского Союза основные товаропотоки были ориентированы на бывшие социалистические страны и особенно на страны — члены СЭВ, то в настоящее время в экспортно-импортных операциях доминируют промышленно развитые страны.

      В 1994 г. на долю промышленно развитых стран приходилось 67% российского  экспорта и 70% импорта; удельный вес  бывших стран — членов СЭВ составлял  в экспорте 12%, в импорте 9%, развивающихся  стран — 13% в экспорте и импорте.

      Крупнейшими торговыми партнерами России в 1994 г. были следующие страны: Германия (9,5 млрд долл.), США (5,2 млрд), Великобритания (4,9 млрд), Китай (4,6 млрд), Италия (4,2 млрд), Япония (3,3 млрд), Финляндия (3,0 млрд), Нидерланды (2,7 млрд), Швейцария (2,4 млрд), Франция (2,2 млрд), Венгрия (2,2 млрд), Южная Корея (2,1 млрд), Чехия (1,8 млрд), Польша (1,8 млрд), Австрия (1,7 млрд), Бельгия (1,4 млрд), Турция (1,3 млрд долл.).

      Россия  имеет достаточно широкий круг торговых партнеров, о чем свидетельствует такой показатель, как степень диверсификации экспортных рынков, рассчитанный как отношение доли стоимости экспорта в три основных страны по отношению к общему размеру вывоза. По этому показателю Россия в середине 90-х годов находилась на 5-м месте в мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

          Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение  в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных  условиях различия в международной  специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

          Если рассматривать  мировую торговлю в плане тенденций  ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

          Нельзя не заметить все возрастающую роль современных  средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

          В историческом плане  нельзя не отметить рост влияния азиатских  стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Место внешней торговли в экономике  России

          Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

          На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

          Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической  сферы весьма существенно. Внешняя  торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в  снабжении населения России продовольствием и различными товарами. 
 
 
 
 

Информация о работе Международная торговля