Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:13, реферат
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени. Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии». Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг.
Введение
1. Теории международной торговли и их эволюция
1.1. Концепция сравнительных преимуществ в международной торговле
2. Внешнеторговая политика: связь теории и практики
2.1. Направления внешнеторговой политики и ее влияние на торговый баланс страны
Заключение
Список используемой литературы
В экономической
литературе существуют различные объяснения
парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное
из них состоит в том, что США
раньше других промышленно развитых
стран достигли значительных преимуществ
в создании новых наукоемких товаров.
Поэтому в американском экспорте
значительное место занимали товары,
в которых относительно велики были
затраты на квалифицированную рабочую
силу, а в импорте преобладали
товары, требовавшие относительно больших
затрат капитала, включая и различные
виды сырьевых товаров.
2. Внешнеторговая политика: связь теории и практики
2.1. Направления внешнеторговой политики и ее влияние на торговый баланс страны
Внешнеторговый
обмен товарами – важнейшая составная
часть международных
В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций.
Причины следующие:
1) превращение
технического прогресса в
в мировой торговле
2) всевозрастающий
удельный вес в торговле
поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства
3) резкое увеличение доли
мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю.
Рассмотрим альтернативные теории.
•Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.
Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах. По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером.
•Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.
•Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и следовательно, по более низкой цене.
Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам. Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.
Внешнеэкономические
связи – это комплексная
Заключение
В заключение настоящего исследования можно сделать следующие выводы.
Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, в том числе:
- внешняя торговля
является мощным фактором
- зависимость
стран от международного
- структурные
сдвиги, происходящие в экономике
стран под влиянием научно-
Список литературы