Содержание:
Международная
специализация производства………..………………………..…3
Проблемы
интеграции РФ в мировую экономику……………………………...…9
Список
использованной литературы…………………………………………..…..16
Международная
специализация производства
и ее основные виды
Мировой
рынок оформился как целостность
к началу XX века. До машинной стадии
международное разделение труда базировалось
на своей естественной основе – различиях
природно-климатических условий страны,
географическом положении, ресурсах, энергии.
Поэтому и экономические отношения стран
в основном были сконцентрированы на обмене
продуктами, которые производились в той
или иной стране.
С
утверждением крупной машинной индустрии
углубляется дифференциация производства,
развивается специализация и
кооперация, выходящая за национальные
границы.
Сегодня
международное разделение труда проявляется
не столько в межотраслевой, сколько во
внутриотраслевой специализации, то есть
в виде отдельных узлов, деталей, изделий,
которые вывозятся и ввозятся.
Рост
масштабности и серийности снижает
издержки производства, масса прибыли
растет. А внутриотраслевое разделение
труда есть предпосылка международного
кооперирования производства.
Исторически
процесс специализации логично
связывать с появлением двух форм
- территориальной и производственной.
В
случае территориальной формы мы имеем
дело со специализацией отдельных регионов,
стран по производству какой-либо продукции
на основе геоположения страны, ее климата,
природных ископаемых. Так, страны ближнего
Востока — это нефть, нефтепереработка;
страны Средиземноморья - производство
оливок, винограда.
Производственная
форма подразумевает внутри- и
межотраслевую специализацию.
Внутриотраслевая
специализация, в свою очередь, делится
на предметную, подетальную, технологическую.
Предметная
специализация — это производство
готовой продукции в одной отрасли.
Так,
тракторостроение Англии, Германии специализируется
на производстве колесных тракторов; а
тракторостроители США и Италии
- на производстве гусеничных тракторов.
Япония специализируется на производстве
судов, электроники, автомобилей, часов
и др. Намибия - на добыче алмазов, урана.
Замбия - на экспорте медной руды и рафинированной
меди. Колумбия - на производстве кофе.
Италия - на производстве обуви, мебели,
продовольствия.
Подетальная
специализация предполагает производство
отдельных деталей готовой продукции.
Высшим
классом является технологическая
специализация, то есть по производству
комплектного оборудования, систем машин,
которые обеспечивают полную автоматизацию
производственных процессов. Или же
по технологическим операциям - например,
сотрудничество между Венгрией и Россией:
Венгрия поставляет глинозем, а Россия
выплавляет из него алюминий. Большое
распространение приобрела специализация
по производству узлов и деталей.
Таким
образом, мы можем сделать общий
вывод о том, что международная специализация
- это такая форма разделения труда между
странами, при которой рост концентрации
однородного производства в мире происходит
на основе процесса дифференциации национальных
производств, выделения в самостоятельные
(обособленные) технологические процессы.
В
условиях научно-технического прогресса
усиливается взаимосвязь специализации
и техники, так как в структуре
международного разделения труда активную
роль приобретает единичное разделение
труда.
А
на базе широкого использования персональных
компьютеров, робототехники, электроники,
микропроцессорной аппаратуры, гибких
автоматизированных производственных
систем усиливается развитие всех видов
специализации: подетальной, поузловой,
технологической.
Так,
например, сегодня гражданин США,
купив автомобиль марки «Понтиак» производства
фирмы «Дженерал моторз», совершает уже
международную сделку.
Он
платит 10 тыс. долларов США, из которых:
-
3 тыс. долларов идут Южной Корее
за сборочные операции;
-
1850 долларов - Японии за моторы, ведущие
мосты, электронные устройства;
-
700 долларов - Германии за конструирование;
-
400 долларов - Тайваню, Сингапуру,
Гонконгу за изготовление мелких
деталей;
-
250 долларов - на счета английских
фирм за организацию рекламы
и сбыта;
-
50 долларов - Ирландии и Барбадосу
за обработку данных.
Таким
образом, на долю чисто американских
производителей автомобиля «Понтиак»
приходится 4 тыс. долларов из 10 тыс., уплаченных
при покупке этой машины.
Международная
специализация прошла в своем
развитии, по меньшей мере, четыре этапа:
Первый
этап охватывает первую половину XX века,
когда преобладала межотраслевая
специализация. Развитые страны специализировались
на производстве готовой продукции,
а развивающиеся - на производстве сырья.
В
рамках второго этапа развития специализации
стала преобладать специализация на уровне
первичных отраслей: судостроение, автомобилестроение,
тракторостроение, самолетостроение,
производство обуви, часов.
Третий
этап развития специализации включает
в себя вторую половину XX века, когда
на первый план вышла внутриотраслевая
специализация, стимулируя одновременно
развитие подетальной, и технологической
специализации.
И,
наконец, последний, четвертый этап
развития специализации происходил
на стыке XX-XXI вв. - время, когда развиваются
не только традиционные, но и новые формы
специализации, такие как производство
комплектного оборудования, сооружение
предприятий «под ключ».
Международная
специализация стран на производстве
определенного рода продукции осуществляется
разными путями.
Важным
направлениям развития международной
специализации стран являются взаимные
соглашения о специализации производства
в различных отраслях промышленности
и сельского хозяйства.
Между
странами заключаются как двусторонние,
так и многосторонние соглашения
по специализации и кооперированию производства.
Они предусматривают организацию производства
определенного рода продукции на территории
данной страны, ее технико-экономические
параметры, а также уровень цен на нее.
Соглашения
о специализации производства непременно
дополняются соответствующими договорами
между соответствующими организациями
участвующих стран, предопределяющими
объемы взаимных поставок согласованных
товаров, их качество, а также применение
санкций за нарушение взятых на себя обязательств.
Вот это непременное дополнение очень
сближает заключаемые соглашения о специализации
и кооперировании производства с долгосрочными
торговыми договорами. Пожалуй, разница
состоит только в том, что торговые контракты
могут в отличие от соглашений о специализации
производства и не упоминать о необходимости
налаживания выпуска определенного рода
продукции на территории данной страны,
так как это просто подразумевается.
Да
и эта разница имеет несущественное
значение, поскольку упоминание о
необходимости производства обусловленных
товаров носит весьма ограниченный характер.
Соглашения
о специализации производства определяют
лишь место производства товара, но
не устанавливают, ни масштабов производства,
ни размеров предприятий, на которых
будут производиться данного
рода товары. Эти важные параметры определяются
самими участниками соглашений.
Помимо
торговых контрактов и соглашений о
специализации важным путем развития
международной специализации производства
могут служить и договоры о
совместном строительстве крупных
народнохозяйственных объектов на территории
отдельных стран. Так, например, при сооружении
на территории Монголии медного горно-обогатительного
комбината «Эрдэнет» отечественные предприятия
поставляли туда необходимое оборудование.
Эти
поставки закрепляли за нашей страной
международный профиль крупного производителя
горнорудных машин. С другой стороны, с
вводом в строй этого комбината Монголия
стала производителем и экспортером медного
концентрата, то есть ее международный
экономический профиль совершенствуется,
в ее экспорте возрастает роль промышленных
товаров.
Наряду
с указанными путями развития специализации
производства возможны и другие варианты.
Но
какой бы путь реализации международного
разделения труда мы ни избрали, в
каждом случае результатом будет
производство потребительных стоимостей
особого рода, то есть специализированной
продукции. Специализированная продукция
– это обособленно производимые странами
– участницами международного разделения
труда изделия, которые поставляются ими
на мировой рынок. Следствием чего являются
эти поставки – результатом соглашения
о специализации производства определенного
количества данного товара и находящих
свое выражение в заключении договоров
о его поставках или в подписании не обусловленных
подобными соглашениями торговых контрактов,
которые побуждают страны производить
для международного рынка то же количество
этого товара, – решающего значения не
имеет. Важно то, что эти поставки осуществляются
и в силу этого создаются экономические
связи между странами, участвующими в
международном разделении труда.
Отнесение
экспортной продукции к специализированной
не зависит не только от вида соглашений
о ее поставках, но и от периодичности
этих поставок. Страны, участвующие
в международном разделении труда,
поставляют товары друг другу через
каналы внешней торговли. Часть этих товаров
продается на основе случайных разовых
сделок, а другая поставляется систематически,
из года в год на базе разного рода долгосрочных
соглашений.
Независимо
от периодичности поставок – разовых
или систематических – вся экспортируемая
продукция является специализированной,
то есть особенной, или обособленно произведенной
странами продукцией для удовлетворения
потребностей населения или производственных
секторов экономики других стран. Разница
между ними состоит лишь в том, что систематические
поставки создают устойчивые экономические
связи между странами, а разовые сделки
не всегда ведут к этому. Но и разовые сделки
возможны лишь в том случае, если страны
производят разные товары, другими словами
– эти сделки выражают существующее между
странами фактическое разделение труда,
хотя оно и не приобрело еще прочного характера.
Ныне,
как известно, понятие «специализированная
продукция» широко употребляется в
качестве какого-то условного показателя,
характеризующего уровень развития экономического
сотрудничества различных стран.
Выделяя
специализированную продукцию из всей
массы экспортируемых товаров, некоторые
экономисты хотят подчеркнуть, что
международное разделение труда
поднялось на более высокий уровень
развития по сравнению с тем периодом,
когда оно осуществлялось на базе не только
краткосрочных, но и долгосрочных торговых
соглашений.
В
заключение необходимо сделать ряд
следующих важных выводов.
Под
международной специализацией производства
понимается такая форма разделения
труда между странами, при которой рост
концентрации однородного производства
и обобществления труда в мире происходит
на основе процесса дифференциации национальных
производств, выделения в самостоятельные
(обособленные) технологические процессы,
в отдельные отрасли и подотрасли изготовления
однородных продуктов труда сверх внутренних
потребностей, что вызывает все большее
взаимное дополнение дифференцированных
национальных комплексов. Указанные процессы
находят отражение в интенсификации международного
обмена товарами, услугами, научно-техническими
знаниями.
Международная
специализация производства развивается
по двум направлениям – производственному
и территориальному. В свою очередь,
производственное направление подразделяется
на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию
и на специализацию отдельных предприятий
(компаний).
В
территориальном аспекте международная
специализация производства предполагает
специализацию отдельных стран
и регионов на производстве определенных
продуктов и их частей для мирового
рынка.
Проблемы
интеграции России в
глобальную экономику
В
настоящее время в мировой
экономике действуют две тенденции.
С одной стороны, усиливается
целостность мирового хозяйства, его
глобализация, что вызвано развитием
экономических связей между странами,
либерализацией торговли, созданием современных
систем коммуникации и информации, мировых
технических стандартов и норм. Особенно
этот процесс проявляется через деятельность
ТНК. С другой стороны, происходит экономическое
сближение и взаимодействие стран на региональном
уровне, формируются крупные региональные
интеграционные структуры, развивающиеся
в направлении создания относительно
самостоятельных центров мирового хозяйства.
Международная
экономическая интеграция - это процесс
хозяйственного и политического объединения
стран на основе развития глубоких устойчивых
взаимосвязей и разделения
труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия
их экономик на различных уровнях и в различных
формах. На микроуровне этот процесс идет
через взаимодействие отдельных фирм
близлежащих стран на основе формирования
разнообразных экономических отношений
между ними, в том числе создания филиалов
за границей. На межгосударственном уровне
интеграция происходит на основе формирования
экономических объединений государств
и согласования национальных политик.
Бурное
развитие межфирменных связей порождает
необходимость межгосударственного
регулирования, направленного на обеспечение
свободного движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы между странами в
рамках данного региона, на согласование
и проведение совместной экономической,
валютно-финансовой, научно-технической,
социальной, внешней и оборонной политики.
В результате создаются целостные региональные
хозяйственные комплексы с единой валютой,
инфраструктурой, общими экономическими
задачами, финансовыми фондами, общими
наднациональными или межгосударственными
органами давления.
Самая простая форма экономической интеграции
- зона свободной торговли, в рамках которой
отменяются торговые ограничения между
странами-участницами, и, прежде всего,
таможенные пошлины.
Другая
форма, таможенный союз, предполагает
наряду с функционированием зоны
свободной торговли установление единого
внешнеторгового тарифа и проведение
единой внешнеторговой политики в отношении
третьих стран. В обоих случаях межгосударственные
отношения касаются лишь сферы обмена,
с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц
одинаковые возможности в развитии взаимной
торговли и финансовых расчетов.
Но
высшей формой межгосударственной экономической
интеграции является экономический и
валютный союз, совмещающий все указанные
формы интеграции с проведением общей
экономической и валютно-финансовой политики.
Экономическая интеграция обеспечивает
ряд благоприятных условий для взаимодействующих
сторон.
Во-первых,
интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим
субъектам (фирмам) более широкий
доступ к ресурсам (финансовым, материальным,
трудовым), к новейшим технологиям
в масштабах всего региона, а
также позволяет производить
продукцию в расчете на емкий рынок
всей интеграционной группировки. Во-вторых,
экономическое сближение стран в региональных
рамках создает привилегированные условия
для фирм стран участниц экономической
интеграции, защищая их в определенной
степени от конкуренции со стороны фирм
третьих стран. В-третьих, интеграционное
взаимодействие позволяет его участникам
совместно решать наиболее острые социальные
проблемы, такие как выравнивание условий
развития отдельных наиболее отсталых
районов, смягчение положения на рынке
труда, предоставление социальных гарантий
малообеспеченным слоям населения, дальнейшее
развитие систем здравоохранения, охраны
труда и социального обеспечения.
В
современной России стратегия внешнеэкономической
деятельности направлена на:
1)
восстановление и развитие экспортного
потенциала России, и улучшение структуры
экспорта;
2)
рационализацию импорта;
3)
повышение конкурентоспособности
продукции российских предприятий
на мировом рынке;
4)
преодоление неплатёжеспособности
страны;
5)
улучшение положения России в системе
международного разделения труда;
6)
расширение рынков сбыта российской
продукции;
7)
достижение устойчивого экономического
роста и повышение благосостояния
населения.
Осуществление
перечисленных целей внешнеэкономической
деятельности России затруднено рядом
неблагоприятных факторов: неконкурентоспособностью
продукции большей части отраслей народного
хозяйства; противодействием развитых
стран Запада выходу на мировой рынок
российских фирм с наукоемкой продукцией,
способной составить конкуренцию зарубежным
монополиям; большим внешним долгом; финансовой,
технической неразвитостью; неурегулированностью
торгово-экономических отношений с государствами
СНГ; неразвитостью валютного контроля
и отсутствием иммиграционной политики,
что весьма затрудняет борьбу с контрабандным
вывозом капитала и «утечкой умов»; отсутствием
таможенной границы, что наносит существенный
ущерб национальным интересам России;
дезинтеграцией экономического пространства
России.
Ряд
регионов добились существенных льгот
и особых прав в области регулирования
внешнеэкономической деятельности, что
привело к большим потерям федерального
бюджета и ослаблению контроля за внешней
торговлей.
В
последнее время предпринят ряд
практических мер по реализации вышеназванной
стратегии внешнеэкономической деятельности
России. К ним относятся:
1)
переход к новой системе регулирования
внешнеэкономической деятельности,
обеспечивающей благоприятные условия
для экспорта продукции с высокой
степенью переработки;
2)
ограничение экспорта товаров,
имеющих стратегическое значение;
3)
широкая либерализация внешнеэкономической
деятельности, отмена многих административных
ограничений выхода предприятий
на внешний рынок; увеличение
доли валютной выручки, оставляемой
экспортерами;
4)
понижение курса продажи части
валютной выручки в республиканский валютный
резерв;
5)
постепенный демонтаж количественных
ограничений и переход в основном
к экономическим методам регулирования
экспорта;
6)
трансформирование старого механизма
квотирования экспорта (некоторые
сырьевые товары) в распределении квот
посредством их конкурентной продажи.
В
целях интеграции экономики России
в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в международных
договорах о таможенных союзах и
свободных экономических зонах со всеми
вытекающими отсюда последствиями. В настоящее
время торговая политика России осуществляется
посредством таможенно - тарифного регулирования
(экспортные и импортные таможенные тарифы)
и нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности. Не допускаются иные методы
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности путем вмешательства и установления
различных ограничений органами государственной
власти. Экспорт и импорт осуществляются
без количественных ограничений. Количественные
ограничения вводятся в исключительных
целях:
1)
обеспечения национальной безопасности
РФ;
2)
выполнения международных обязательств
РФ с учетом состояния на
внутреннем товарном рынке;
3)
защиты внутреннего рынка РФ.
В
целях защиты национальных интересов
действует система экспортного
контроля. Существуют технические, фармакологические,
санитарные, ветеринарные, фитосанитарные
и экологические стандарты и
требования в отношении ввозимых
товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются
защитные меры в отношении импорта товаров,
наиболее яркое проявление которых мы
видим в растущих импортных пошлинах.
В
международных рейтингах конкурентоспособности
Россия традиционно относится к
группе развивающихся стран, характеризующихся
повышенной политической и экономической
нестабильностью, недостаточно благоприятным
инвестиционным климатом, а также чрезвычайно
высокими рисками хозяйственной деятельности.
К
числу сильных сторон России в
системе международной конкуренции
по оценкам международных рейтинговых
агентств относятся низкие цены на энергоресурсы
для промышленных потребителей, благоприятное
соотношение размеров ВНП и уровня энергопотребления,
высокая степень обеспеченности предприятий
научным персоналом, общеобразовательный
уровень населения, относительно низкий
уровень безработицы и др.
Если
проанализировать результаты рейтинговых
исследований конкуренто-способности
России зарубежными организациями, то
можно отметить целый ряд следующих позитивных
моментов.
- Прежде всего,
что конкурентоспособность России постепенно
повышается.
2.
Кроме того, что Россия сегодня
обладает целым рядом фундаментальных
конкурентных преимуществ относительно
других, в том числе развивающихся
стран. В составе этих преимуществ
- главным образом, следующие:
1)
Крупные, экономически привлекательные
и сравнительно недорогие для
внутренних потребителей запасы
энергии и других полезных
ископаемых;
2)
Значительный экологический и
геоэкономический потенциал территории:
страна обладает повышенной экологической
"прочностью", что позволяет с
меньшими издержками реализовать концепцию
устойчивого развития и получить реальные
экономические выгоды в общемировом масштабе,
евразийский статус и огромные размеры
российской территории определяют ее
значительный транзитный потенциал в
области транспорта, связи и телекоммуникаций;
3)
Квалифицированная и недорогая
рабочая сила: 3 место по уровню грамотности
населения, один из наиболее низких уровней
почасовой оплаты труда в обрабатывающей
промышленности.
4)
Высокий инновационно - технологический
потенциал.
Так,
по мнению экспертов Всемирного экономического
форума и Гарвардского университета,
Россия имеет очень сильные международные
позиции в черной и цветной
металлургии, электроэнергетике, нефтехимии,
лесной и оборонной промышленности;
посредственные позиции - в химии, в авто-
и судостроении, общем машиностроении,
приборостроении; слабые позиции - в авиапромышленности,
электронике, в текстильной промышленности.
Таким образом, в России имеются необходимые
предпосылки для создания конкурентоспособной
по качеству и ценам на мировом рыке продукции.
Однако дальнейшее укрепление экспортного
потенциала тесно связано с решением общих
проблем экономического развития России,
осуществлением мероприятий по улучшению
торгового, страхового и кредитного сервиса.
Доля
конкурентоспособной продукции
превышает 70% у 28% российских предприятий
машиностроения. Из числа проблем, тормозящих
развитие конкурентоспособности производств,
наиболее острой является устаревшее
оборудование и технологии. Износ основных
фондов на 43% промышленных предприятий
превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ
составляет от 51% до 70%. Предприятия также
обеспокоены низким качеством комплектующих,
за счет чего снижается качество готовых
изделий.
Примерами
конкурентоспособных отечественных изделий
на сегодняшний день является большая
часть продукции пищевой промышленности,
которая сегодня явно выигрывают конкуренцию
с импортируемыми продуктами питания
иностранного производства. Или, например,
отечественные аккумуляторы. Многие из
них как по качественным, так и по эксплуатационным
характеристикам не уступают продукции
ведущих мировых производителей и во многом
превосходят многочисленные наводнившие
российский рынок аналогичные изделия
(и подделки) из развивающихся стран.
По
мнению отдельных специалистов, российской
экономике по целому ряду аспектов
уготована роль "ограниченно"
(или "относительно") конкурентоспособной.
Причем дело не столько в неразвитости
рыночных отношений в России, сколько
в чисто географических и климатических
особенностях страны. Отечественная экономика,
например, в силу объективных причин более
энергоемка, что не позволяет ей сокращать
затраты на потребление энергоносителей.
Для
решения проблем интеграции России
в мировое экономическое пространство
важно знание особенностей производственной
стратегии конкурентов, особенно это касается
сильных производителей индустриально
развитых стран. Задача повышения конкурентоспособности
российских предприятий требует значительных
усилий не только от российского бизнеса,
но и от государства.
Важными
направлениями в стратегии интегрирования
РФ в мировую экономику должны
стать: разработка эффективного механизма
защиты интересов отечественных
производителей при выходе на мировой
рынок; стимулирование развития предприятий,
секторов и отраслей экономики, которые
потенциально способны выдержать конкуренцию
(но это не значит введение тарифных и
бестарифных барьеров на пути проникновения
иностранных товаров, услуг и капитала
на российский рынок); разработка полноценной
всеобъемлющей транспортной политики,
включающей в себя реализацию трансконтинентальных
проектов, что положительно повлияет на
развитие основных отраслей промышленности
и сельского хозяйства, на их конкурентоспособность,
мобильность рабочей силы, формирование
общена-ционального рынка; осуществление
эффективного контроля над ценовой политикой
экспортеров энергоносителей и металлов,
восстановление государственного мониторинга
внешнеторговых цен, их сопоставление
с издержками и ценами конкурентов; оздоровление
общего климата во внешнеэкономических
связях страны, устранение злоупотреблений
и прямого криминала, внедрение международных
правил и кодексов поведения в деятельность
отраслевых союзов и профессиональных
ассоциаций, что будет способствовать
улучшению имиджа Российской Федерации
в глазах мировой экономической элиты;
организация сбора и анализ статистической
и иной информации о состоянии российских
рынков по отдельным товарам и услугам,
а также ситуация на мировых товарных
рынках, в странах – партнерах. Эти данные
должны быть в полном объеме доступны
всем предприятиям и общественности.
Список
использованной литературы
- Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические
отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2009.
– 533с.
- Акопова Е.С.,
Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика:
учебник. - М.: Экономика, 2007. - 578с.
- Ломакин В.К.
Мировая экономика: Учебник для вузов.
– М.: Финансы и статистика, 2008. – 405с.
- Покровская
В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической
деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2009.
– 781с.
- Старыгин
А.В. Мировая экономика: учебник для вузов/под
ред. А.В. Старыгин. – М.: «Экзамен», 2009.
– 499с.
|