Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:08, реферат
Перемещать людей по «горизонтали» необходимо вследствие того, что длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Однако всех переместить в порядке ротации невозможно.
1.Понятие термина ротация……………………………………………….3
2.Положительные и отрицательные черты ротации……………………..4
3.Основные классификации ротации……………………………………..6
Список использованной литературы………………………………………..9
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Сервиса и Экономики
Институт
туризма и международных
Кафедра «Мировая Экономика»
Реферат
на тему: Международная ротация персонала
Выполнила:
Бадалян Ш. Е, студ. 5 курса гр.0606
СПб-2010
Содержание
Список использованной
литературы………………………………………..9
1. Понятие термина ротация
Ротация подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. В целом интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат.
Перемещать
людей по «горизонтали» необходимо
вследствие того, что длительное пребывание
в одной должности снижает
трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает
кругозор рамками одного участка, свыкается
с недостатками, перестает обогащать свою
деятельность новыми методами и формами.
Смена мест дает возможность сравнить
ситуации, быстрее адаптироваться к новым
условиям. Однако всех переместить в порядке
ротации невозможно. В связи с чем актуально
рассмотреть ее преимущества и недостатки
и применять в соответствии со спецификой
системы управления организации исходя
из сложившихся обстоятельств.
2. Положительные и отрицательные черты ротации
Можно выделить следующие положительные черты ротации:
Слабые черты ротации состоят в следующем:
3. Основные классификации ротации.
Для более глубокого уяснения сущности ротации нами предлагается ее проклассифицировать. Основаниями классификации выступают следующие признаки.
По частоте (скорости) перемещений можно выделить годовую (когда время исчисляется годами), помесячную, ежедневную, ежечасную ротации и т.д. Так, на японских автомобильных предприятиях перестановки рабочих с одной операции на другую в пределах участка осуществляются не только с интервалом, исчисляемым в годах или месяцах, но и ежедневно, а в некоторых случаях даже ежечасно .
В зависимости от траектории движения ротацию делят на: 1) кольцевую, когда работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность; 2) безвозвратную, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность; 3) рокировку, при которой два работника одного уровня меняются местами. Такой тип ротациии активно применяют японские фирмы. Так, в корпорациях «Сони» и «Хонда» считается нормальным явлением, если руководитель отдела сбыта меняется должностью с коллегой по снабжению.
По уровню специализации выделяют ротации: по другой специальности; по смежной специальности; с изменением характера работы, но по той же специальности; ротации, когда характер работы особо не изменяется.
В зависимости от того, кто является инициатором, ротации могут осуществляться: по инициативе администрации организации; по инициативе работника; по инициативе отдела по управлению персоналом. По объекту перемещений ротации затрагивают руководителей и специалистов (рабочих).
По масштабу перемещений ротации делятся на: 1) внутренние - в пределах одного предприятия или его подразделения. Они могут быть внутриотдельскими (внутрицеховыми), межотдельскими и т.д.; 2) внешние - между филиалами и подразделениями организации, находящимися в одном регионе; 3) межрегиональные - перемещение со сменой места жительства в другой регион на филиал или структурное подразделение организации. Они применяются крупными корпорациями, имеющими филиалы в разных частях страны. В России такую ротацию применяют РАО «Газпром», ЮКОС, РАО ЕЭС и др.; 4) международные - применяется транснациональными компаниями, когда работники перемещаются в другие государства.
В зависимости от того, применяется обучение или нет, ротация бывает с обучением и без него.
В зависимости от специфики карьерного пространства выделяют ротацию реальную и виртуальную. Первая возможна в обычной, реально существующей организации. Вторая является новым видом ротации и возникла вследствие развития НТП. Она может быть осуществлена в сетевых организациях, основанных на применении ЭВМ. Компании, применяющие сетевые организационные структуры, базируются на знаниях и информации, а их оргструктуры формируются на основе сокращения иерархических уровней, децентрализации и повышении роли информационных компьютерных технологий. Виртуальная ротация - это ротация, которая делается в виртуальной организации реальным образом, но без физического присутствия человека в компании .
По ориентации во времени ротация бывает плановая и фактическая. Плановая ротация - это та, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем. Фактическая - результат реализации планов ротации.
По целям ротации делятся на перемещения для: подготовки руководящих кадров; смены обстановки людей (когда человек занимал должность длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте); предотвращения или разрешения конфликтов; подготовки специалистов как универсалов; обеспечения взаимозаменяемости людей в случае болезней, отпусков и т.п.; поиска работнику более подходящей должности при неудовлетворительности результатов в старой должности; повышения степени сплоченности работников организации, усиления коммуникаций между ними и т.д.
Иногда еще выделяют классификацию ротаций по вертикальному направлению движения , согласно которой ее разновидностями являются должностной рост и понижение в должности. Помимо этого некоторые авторы делят ротацию на межорганизационную (переход в другую организацию) и внутриорганизационную. При этом под ней понимаются любые перемещения человека в течение трудовой жизни. На наш взгляд, такая позиция не верна. Согласно определению, данному в энциклопедическом словаре, под ротацией кадров (от лат. rotatio - круговое движение) понимаются горизонтальные перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации. То есть ее особенностью является то, что перестановки производятся в пределах только одного иерархического уровня, причем одним работодателем в пределах одной организации.
В теории менеджмента утвердилась позиция, согласно которой оптимальный период для занятия одной должности руководителем составляет 5 лет, для специалиста 3-5 лет. Однако нельзя устанавливать общий срок для всех однородных должностей. В каждом конкретном случае следует учитывать обстоятельства, влияющие на период занятия работником должности.
Основными факторами, определяющими оптимальный срок пребывания человека в одной должности, являются следующие признаки:
руководителей подразделений, которые хорошо знают свою работу, то ротации можно применять и в отношении их руководителей.
Горизонтальные перемещения необходимо проводить в течение всей трудовой жизни человека. Однако следует учесть, что в первые годы работы обучаемость и адаптируемость людей выше, чем в дальнейшем. Поэтому в старшем возрасте ее интенсивность следует уменьшать.
Таким
образом, в каждой организации должна
быть выработана система горизонтальных
перемещений персонала. Она должна
быть составлена отделами по управлению
персоналом во взаимодействии с руководителями
отделов (цехов). Начальники отделов должны
заниматься выявлением оптимального периода
для пребывания в должностях, составлением
схем перемещений своих подчиненных. Для
этого в отношении этих руководителей
необходимо провести курс обучения. Для
преодоления сопротивления внедрению
такой системы необходимо, чтобы она была
начата с высших уровней управления, ее
внедрение возможно только по инициативе
высшего руководства. При этом важно, чтобы
перестановки осуществлялись справедливо,
чтобы более легкие или трудные должности
распределялись равномерно. Для того чтобы
система ротаций могла эффективно функционировать,
работники должны обладать высокими интеллектуальными
и волевыми качествами. Поэтому на этапе
подбора персонала важно, чтобы отбирались
именно самые лучшие кандидаты.