Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:18, реферат

Описание работы

Международный технологический обмен в экономической литерату¬ре трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле этот тер¬мин означает обмен любых научно-технических знаний и производствен¬ного опыта. В данной работе термин «международный обмен технологи¬ями» используется в узком смысле как передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и на¬ходящих там практическое применение.

Работа содержит 1 файл

Международная передача технологий.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Международная передача технологий. Основные формы  передачи технологий

Международный технологический обмен в экономической  литерату¬ре трактуется в широком  и узком смыслах. В широком  смысле этот тер¬мин означает обмен  любых научно-технических знаний и производствен¬ного опыта. В данной работе термин «международный обмен технологи¬ями» используется в узком смысле как передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и на¬ходящих там практическое применение.

Далее, международный обмен технологиями может происходить как по некоммерческим, так и по коммерческим каналам. Наиболее распростра¬ненными некоммерческими формами передачи технологий являются публи¬кации по научно-технической тематике, конференции специалистов, выставки и ярмарки, обучение студентов и т. д. Поскольку значение многих из назван¬ных форм в распространении технологий сравнительно невелико, в данной работе они не будут рассматриваться. Объектом нашего анализа являются важнейшие рыночные формы международного обмена технологиями.

Основной формой международной передачи технологий является ли¬цензионная торговля, которая  осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного  соглашения (licensing agreement) собственник  передает права на нематериальные активы поку¬пателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензи¬онного соглашения могут быть патенты, изобретения, формулы, процес¬сы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы, программы и т. д. При этом соглашение обычно обязывает лицензиара (продавца техноло¬гии) предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиата (покупателя) - использовать полученные права.

В зависимости  от объема прав, предоставляемых лицензионным согла¬шением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предо¬ставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицен¬зия предоставляет покупателю монопольное право на использование дан¬ной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим ли¬цам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

Передавая права, фирма-продавец в большей или меньшей степени утрачивает контроль над новой технологией. В связи с этим возникает ряд потенциальных проблем, которые должны быть учтены при состав¬лении лицензионного соглашения. В их числе условия, при которых кон¬тракт может быть прерван или приостановлен, если стороны не выпол¬няют установленных требований, а также проверки качества, территори¬альная область применения новшества. Как показывает практика без точной фиксации подобных условий возможны конфликтные ситуации, когда, например, низкое качество изделия, производимого в одной стра¬не, будет подрывать репутацию аналогичного изделия, выпускаемого в других странах, затруднять его сбыт.

Особо следует  выделить проблему конфиденциальности, которая воз¬никает в связи с  тем, что ценность многих технических новинок снижает¬ся, если информация о них становится доступной. Поэтому условие со¬хранения в тайне конфиденциальной информации традиционно являет¬ся непременным пунктом лицензионного соглашения.

Права на активы передаются за определенную плату. Условия и раз¬мер выплат вознаграждения лицензиару за использование предмета со¬глашения лицензиатом могут быть различными и определяются в ходе переговоров заинтересованных сторон по каждому контракту в отдельности. На размер вознаграждения влияют такие факторы, как достоин¬ства новой технологии и ее ценность для лицензиата, способ применения лицензии, особенности законодательства и уровень конкуренции, уме¬ние вести переговоры. Каждая из сторон определяет для себя верхний и нижний пределы цены, а реальная цена контракта определяется в резуль¬тате переговоров. Возможность и необходимость торговаться друг с дру¬гом определяются тем, что ни одна из сторон не знает предельной цены своего партнера и строит свои расчеты на ожиданиях.

Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в про¬цесс ценообразования, ограничивая верхний предел цены по лицензион¬ному соглашению.

Как уже отмечалось, многие технологии продаются лицензиаром  кон¬тролируемым организациям — зарубежным филиалам многонациональ¬ных компаний или их дочерним фирмам. Последние, выступая в роли юридически самостоятельного лица, обеспечивают защиту интеллекту¬альной собственности, когда владение становится долевым, а также по¬зволяют избегать ограничений по размерам платежей или валюте.

Однако и в  этом случае проблема ценообразования  является слож¬ной и противоречивой. С одной стороны, многонациональные  компа¬нии критикуют за то, что  путем таких продаж они объявляют  свои при¬были в странах с низкими налоговыми ставками. С другой стороны, сами развивающиеся страны, где уровень налогообложения невысок, часто утверждают прямо противоположное: по их мнению, многонаци¬ональные фирмы искусственно приуменьшают свои прибыли с тем, что¬бы, например, переместить свои средства в страны с более надежной валютой. Поэтому государственный контроль за ценообразованием при продаже технических новинок многонациональных компаний контро¬лируемым или филиалам усиливается как в стране базирования, так и в принимающей стране.

Вознаграждение  лицензиару, выплачиваемое лицензиатом  за исполь¬зование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще все¬го это вознаграждение выплачивается  в ww роялти (royalty), т. е. перио¬дических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объе¬ма продаж при коммерческом использовании лицензии. Для того чтобы лицензиар не сомневался в правильности определения суммы вознаграж¬дения, платежные документы сопровождаются согласованными данны¬ми бухгалтерского учета.

Ставки роялти могут колебаться в довольно широких  пределах в за¬висимости от того, что  принято в количестве базы для  расчета вознаг¬раждения. В ряде случаев используются гибкие ставки роялти в зависи¬мости от продолжительности лицензионного соглашения, объемов про¬изводства, рыночной цены и других факторов.

Применение роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает обоюдную заинтересованность в эффективном ис¬пользовании объекта лицензии. Однако сумма вознаграждения в виде роялти может колебаться, иногда довольно значительно.

В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой еди¬новременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована  в контракте. Иногда паушальные платежи осуществляются путем разбив¬ки на несколько выплат в соответствии с этапами практической реали¬зации лицензии — после подписания лицензионного соглашения, за¬вершения поставок оборудования, предоставления ноу-хау и т. д. Но в любом случае паушальные платежи устанавливаются заранее на осно¬ве экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидае¬мой прибыли.

К такой форме  расчетов партнеров подталкивают разнообразные  фак¬торы: неуверенность в возможности  осуществления периодических пере¬водов за границу, желание избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, плохое знание положения дел у партнера, свя¬занность технологии с конкретным набором оборудования и т. д. При этом. как свидетельствует практика, сумма паушального платежа, как правило, оказывается меньше суммы вознаграждения, если бы последнее осуществ¬лялось по условиям роялти.

Наряду с названными видами расчетов по лицензионному соглаше¬нию, иногда практикуется получение вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности. В первом случае продавцу отчис¬ляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором — продавец получает вознаграждение в виде час¬ти акций фирмы, использующей новую технологию.

Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой мар¬ки. Продавец (франшизе?) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоян¬ную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании тех¬нических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, уп¬равлении предприятием за определенную плату и т. д.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вер¬тикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характер¬но это для комплексного франчайзинга, который предусматривает пол¬ное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатаци¬ей предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

История франчайзинга восходит к XIX веку и связана с  США, где около трети оборота  розничной торговли представляет собой  франчайзинг. Число таких фирм в  США растет довольно быстро, и наряду с американскими фирмами франчайзингом занимаются иностранные фирмы. Сфера их деятельности —ресторанный бизнес, продукты пита¬ния, продажа автомобилей, бензоколонки, разлив безалкогольных на¬питков и т. д.

Франчайзинг быстро распространяется по всему миру. Широкое при¬менение находит следующий способ проникновения франшизера в дру¬гую страну: в качестве главной франшизы выбирается местная фирма, которой передаются права по использованию торговой марки.

В ряде случаев  за рубежом открывается несколько  торговых точек, ко¬торые выполняют  рекламные функции, привлекая местных  потенциаль¬ных покупателей. Примером может служить компания «Макдоналдс». ра¬ботающая в 109 странах мира и  только в 1997 г. открывшая 2110 новых ресторанов. Чистый доход этой компании в 1997 г. вырос на 8% и достиг 1642.,5 млн дол., а объем международных продаж — 33 638,3 млн дол.

Проникновение этой компании на российский рынок  началось с от¬крытия первого  ресторана на Пушкинской площади  в Москве. Сейчас в различных городах России функционируют 29 ресторанов, 19 из кото¬рых — в Москве. Инвестиции «Макдоналдс» в Россию на конец 1997 г. составили 180 млн дол., а сумма налоговых отчислений в федеральный и местный бюджеты — 250 млн дол. В 1998 г. компания намерена открыть в России 25 новых ресторанов, а к 2000 году довести их число до 100.

Быстрое распространение  франчайзинга по всему миру не означает, что этот вид бизнеса не создает  никаких проблем и трудностей. Замечено, в частности, что за рубежом фирмы-франшизеры сталкиваются со следую¬щей дилеммой: с одной стороны, высокая стандартизация продукции умень¬шает ее привлекательность для иностранцев, с другой же стороны, чем выше уровень учета местных условий, тем меньше потребность во франшизах.

Так, ошеломительный успех первого ресторана «Макдоналдс». откры¬того в 1990 г., связан, на наш взгляд, с готовностью отечественных  пред¬принимателей и потребителей в то время охотно воспринимать западные нововведения. Однако вкусы и предпочтения потребителей со временем изменяются. Поэтому новые рестораны этой компании не в состоянии повторить бешеный успех первого.

Важной формой международной передачи технологий является инжи¬ниринг (engineering), который  охватывает широкую совокупность видов  технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в ко¬торых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. ^

В рамках инжиниринга  могут предоставляться услуги, прежде всего, по подготовке нового производства. В их число входят составление  тех¬нико-экономического обоснования  проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он рас¬пространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции.

Формы оплаты услуг  инжиниринг могут быть различными. Это мо¬жет быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возме¬щение  фактически понесенных затрат плюс известное  вознаграждение, оплата в процентах  от стоимости строительства объекта.

Контракты «под ключ» (turnkey projects) как форма международной  передачи технологий предполагают заключение соглашения на строитель¬ство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.

Стоимость контрактов «под ключ» нередко измеряется сотнями  мил¬лионов и даже миллиардами долларов. Масштабность подобных кон¬трактов объясняется особой значимостью создаваемых объектов для стран, где они возводятся, необходимостью создания инфраструктуры нередко в малоосвоенных районах, крупным жилищным строительстве, завозом больших групп рабочих. Генеральный подрядчик привлекает для реализации проектов «под ключ» большое количество мелких фирм в качестве субподрядчиков. При этом им оказывается помощь при жест¬ком контроле качества работ и продукции.

При такой форме  международной передачи технологий заказчик получает полностью готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением новой техники. Импортное оборудование и тех¬нологические процессы на таком объекте «обкатаны», они на практике доказали свою надежность и перспективность. Вся ответственность за строительство и ввод объекта в эксплуатацию возложена на одно юри¬дическое лицо. Поэтому подобные объекты возводятся очень быстро и в сжатые сроки приступают к выпуску конкурентоспособной про¬дукции.

Практически единственной проблемой для заказчика является высо¬кая цена. Стоимость реализации объектов «под ключ», как правило, су¬щественно выше по сравнению со строительством подобного объекта собственными силами. Что же касается фирмы-подрядчика, то осуществ¬ление таких объектов для них тоже выгодно, о чем свидетельствует кон¬курентная борьба, сопровождающая получение заказов такого рода. Если фирма-подрядчик не является монополистом в данной области техноло¬гически применимых знаний, а производственный процесс известен дру¬гим фирмам, то число конкурентов, добивающихся заключения контракта бывает довольно значительным. Однако, как показывает практика, реа¬лизуя проекты «под ключ», фирма-подрядчик иногда собственными ру¬ками создает себе будущего конкурента.

Информация о работе Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий