Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:56, курсовая работа
Цели, поставленные в курсовой работе, следующие:
- рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов, количественные показатели и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;
- проанализировать современные международные миграционные потоки, а также миграционные процессы в России и Белгородской области;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 6
1.1. Сущность международной миграции 6
1.2. Теории международной миграции 12
1.3. Миграция рабочей силы в современном мире 13
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 19
2.1. Миграция рабочей силы в Россию 19
2.2. Миграция рабочей силы из России 23
2.3. Государственное регулирование миграции рабочей силы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Рисунок 1. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек[9]
Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.
Распределение мигрантов по отраслям выглядит следующим образом (См. Рис 2.) Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.
Рисунок 2. Структура занятости мигрантов по отраслям в России[10]
По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.
Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.
Средний возраст мигрантов - 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.
Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%[11]) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.
Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.
В России начинается осуществление Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Помимо решения гуманитарных проблем, возвращение на родину наших сограждан, важнейшая ее цель – привлечение в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
В настоящее время многие российские выпускники иностранных вузов, а также высококвалифицированные специалисты – врачи, ученые, инженеры, программисты, финансисты, специалисты по инновациям, – уехавшие работать в США, Канаду и страны Западной Европы, рассматривают возможность вернуться на родину, что, несомненно, является позитивным трендом для России. В вопросах карьеры их прежде всего интересует перспектива, которая уже явно начинает просматриваться на фоне общего экономического подъема нашей страны, установления политической стабильности, развития и расширения российских и западных компаний, роста зарплат и легализации их выплат[12].
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там.
Во-вторых, численность выезжающих ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером.
Поэтому выезжает высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.
К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок труда;
- минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
- уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов.
Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран - экспортеров рабочей силы).
Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве.
По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы.
По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1- 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.
Однако процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия.
И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за рубеж[13].
Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.
Как показывают демографические прогнозы, численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011-2025 на 10,4 млн человек. Столь резкие изменения повлекут за собой развитие хронического дефицита рабочей силы, в том числе, ее квалифицированной части, увеличат структурные диспропорции на национальном и региональных рынках труда, что отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян. В рассматриваемой перспективе эти негативные тенденции могут быть лишь частично смягчены посредством совершенствования технологий и роста производительности труда, повышения уровня экономической активности в молодых и старших возрастах, увеличения отдачи от системы высшего образования и создания эффективной системы повышения квалификации и переквалификации работников, укрепления здоровья и снижения смертности населения, продления рабочего периода и снижения уровня безработицы, повышения межотраслевой и межрегиональной мобильности трудовых ресурсов. Для реализации вышеперечисленных мер требуется время и существенные вложения, поэтому без привлечения значительного количества работников из других стран поступательное развитие российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе невозможно.
В условиях глобализации необходимо учитывать позитивный экономический эффект от миграции работников высокой квалификации как канала накопления человеческого капитала, который в современных условиях является главным фактором экономического роста. В то время как индустриально развитые страны сегодня конкурируют за специалистов в сфере инновационных технологий, Россия находится в стороне от этого глобального тренда. Стратегическая задача, стоящая сегодня перед страной – формирование конкурентоспособной программы привлечения в страну высококвалифицированных специалистов[14].
Ставя задачу привлечения в страну значительного количества мигрантов для восполнения трудовых ресурсов и инновационного потенциала страны, необходимо учитывать, что возможности привлечения мигрантов из стран СНГ, основного на сегодняшний день источника мигрантов для России, в ближайшей перспективе уменьшатся. Поэтому Россия стратегически должна ориентироваться на расширение географии миграционных потоков за счет стран «дальнего зарубежья», в первую очередь, Индии, Китая и других стран Азии[15].
В настоящее время Россия является одним из крупнейших центров мировых миграций. Но действующая система управления миграцией требует приведения в соответствие с задачами нового модернизационного этапа развития страны. Неэффективность действующей системы управления проявляется, прежде всего, в присутствии на территории страны нескольких миллионов мигрантов с неурегулированным статусом, занятых в неформальном секторе экономики. Отсутствие стратегических ориентиров; узость официальных каналов постоянной и временной миграции; громоздкие административные процедуры, которые не под силу пройти значительной части мигрантов и работодателей (особенно в секторе малого бизнеса); неэффективная система контроля за соблюдением миграционного законодательства; необходимость развития программ гуманитарной миграции и мер по интеграции мигрантов – все это требует модернизации современной концепции миграционной политики и механизмов управления миграцией.
Главными целями миграционной политики на данном этапе являются:
- обеспечение стабилизации численности населения страны посредством развития программ привлечения мигрантов на постоянное место жительства;
- удовлетворение потребностей российской экономики в рабочей силе определенного профессионального и квалификационного состава, посредством оптимизации режима трудовой миграции;
- содействие ускоренной модернизации и инновационному развитию посредством привлечения высококвалифицированных иностранных работников и предпринимателей;
- обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов России в мире и в евразийском регионе.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- создание в Российской Федерации благоприятных условий для пребывания и проживания мигрантов и их трудовой деятельности;
- расширение программ постоянной миграции для определенных категорий мигрантов;
- расширение натурализационных каналов и повышение возможностей натурализации для определенных категорий мигрантов;
- дальнейшее развитие программ привлечения высококвалифицированных иностранных работников;
- введение программ привлечения предпринимателей;
- внедрение дифференцированных механизмов регулирования временной трудовой миграции для различных групп мигрантов и форм миграции (сезонная / краткосрочная / долгосрочная, квалифицированные / неквалифицированные и др.);
- обеспечение успешной адаптации и интеграции мигрантов, противодействие социальной исключенности и сегрегации;
- снятие излишних административных препятствий для урегулирования правового статуса мигрантов, в том числе, в сфере миграционного учета и регистрации, получения разрешения на работу, правил перемещения мигрантов по территории страны и т.д.;
- противодействие незаконной миграции, распространению принудительного труда и торговли людьми, в том числе, путем повышения информированности и безопасности мигрантов;
- развитие инфраструктуры миграции (агентств занятости, информационных, юридических и прочих сервисов) на базе партнерства государства, частного сектора и общественных организаций, ориентированной на потребности как мигрантов, так и работодателей, в том числе, представителей малого и среднего бизнеса;
- создание условий для добровольного переселения в Россию соотечественников и членов их семей, а также возвращения граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом;
- содействие формированию единого миграционного пространства и единого рынка труда стран СНГ;
- улучшение информационно-статистического и научного обеспечения принимаемых решений;
- повышение территориальной мобильности российских работников в целях их оптимального распределения по территории страны; принятие мер экономической, социальной и инвестиционной политики, направленных на нормализацию демографического развития северных и восточных регионов страны.[16]