Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:00, лекция

Описание работы

1. Международная миграция рабочей силы: сущность, причины, виды, масштабы
2. Последствия трудовой миграции. Миграционная политика

3. Экономическая сущность ссудного процента. Действующие ставки вознаграждения

Работа содержит 1 файл

Лекция 12 МЭиМЭО.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

    2. Разнонаправленность основных потоков  миграции рабочей силы.Это   иммиграция в развитые страны  из развивающихся стран, перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами, миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональный характер. Она переносит политические и экономические проблемы из одной страны в другую.

    3. Рост  доли молодежи, женщин, детей в миграционных процессах.

    4. Увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии ¼ иммигрантов проживает более 20 лет.

    5. Снижение темпов активности международной  миграции  с 80-х годов в связи  с переходом большинства стран  к протекционистской политике  в этой сфере.

    6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.

    7. Изменение этнической структуры  населения. Возрастание доли цветных  иммигрантов из Азии, Африки, Латинской  Америки. Они образуют большие, однородные общины в принимающей стране. Общины живут в соответствии со своими традициями, обычаями, культурой. Формируются замкнутые сферы экономической деятельности или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические,  расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве. Вместе с тем  иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.

    8. Формирование «черного» рынка  в современных центрах притяжения  иностранной рабочей силы. «Черный»  рынок труда - это механизм  использования нелегальной рабочей  силы. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов в США, например, варьируются от 2 до 13 млн. человек. По оценкам МОТ, в начале ХХ1 столетия в странах ЕС незаконно проживали и работали около 6-7 млн. иностранцев,  в то время как 18 млн. европейцев были безработными.

    9. Расширение масштабов участия  России в международной трудовой  миграции. Привлечение труда иммигрантов  становится неотъемлемым элементом  рынка труда России.  

    2. Последствия трудовой  миграции. Миграционная  политика

    Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества, как странам-донорам, так и странам-реципиентам. Но возможно и  проявление острых противоречий.

    Таблица №1 Последствия трудовой миграции

Последствия трудовой миграции Страны-доноры Страны-реципиенты
Положительные 1.Смягчение  условий безработицы

2.Дополнительные  источники валютных поступлений  в виде денежных переводов,  налогов от фирм-посредников по  трудоустройству, в виде личного  инвестирования эмигрантов в  экономику

3.Приобретение  иммигрантами знаний и опыта  за рубежом

4. Сокращение  расходов на образование, здравоохранение,  социальные выплаты вследствие  отъезда работ-киков

1. Рост налоговых поступлений от высококвалифицированных работников

2. Экономия государственных  расходов на обучение квалифицированных рабочих- иммигрантов

3. Обеспечение  занятости на неквалифицированных  работах

Отрицательные 1.Снижение среднего  уровня зарплаты в стране

2.Рост  безработицы среди местного населения

3. Рост  государственных расходов на проведение миграционной политики (пособия, переобучение)

4. Усиление  социальных конфликтов между  местным населением и иммигрантами

5. Криминализация  среды вследствие образования  анклавов иммигрантов

1.Утечка «умов»  из страны

2. Снижение  квалификации эмигрантов

3.Несение  огромных расходов на обучение  уехавших квалифицированных работников

 

    Миграционная  политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

    Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.

    Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.

    Так, одна из основных идей Конвенции МОТ  о трудящихся-мигрантах - признание  государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

    -организацией  бесплатных служб для помощи  мигрантам и обеспечения их  необходимой информацией;

    -принятием  мер против недостоверной информации  в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;

    -организацией  соответствующих медицинских служб;

    -разрешением  перевозить на родину заработок  и сбережения трудящихся-мигрантов.

    В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда  мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

    Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения,  участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.[2, 229-230]

    При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления  стихийного движения миграционных потоков  осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.

    Миграционная  политика страны-импортера.

    Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно  выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения ( половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.

    Иммиграционная  квота может быть распределена в  определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в  США в 1995г. было принято следующее  распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам [2, 232]

    На иммиграцию в страну имеют преимущество

  - высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;

  - специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;

  - работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;

  - бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.

  Количество  требуемых в стране иностранных  работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.

  В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации  отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.

  Инструментом  миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов  для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.[2, 233]

  Миграционная  политика страны-экспортера.

  Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:

  - эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

  - эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;

  - требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.

  Страна-экспортер  рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:

  • ослабление давления безработицы  и дефицита валютных ресурсов (от эмигрантов поступают валютные денежные переводы своим родственникам);
  • формирование национальных квалифицированных кадров за счет обучения за границей.

    В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют инструменты миграционной политики:

    - определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);

    - выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;

    - стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.[6, 98-99]

    Согласование  миграционных политик  между странами.

    Направления миграционной политики, как в стране-реципиенте, так и в стране-доноре, должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на родину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы  на ее рынке. Однако, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиенте будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей