Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:00, лекция
1. Международная миграция рабочей силы: сущность, причины, виды, масштабы
2. Последствия трудовой миграции. Миграционная политика
3. Экономическая сущность ссудного процента. Действующие ставки вознаграждения
2.
Разнонаправленность основных
3. Рост доли молодежи, женщин, детей в миграционных процессах.
4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии ¼ иммигрантов проживает более 20 лет.
5.
Снижение темпов активности
6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
7.
Изменение этнической
8.
Формирование «черного» рынка
в современных центрах
9.
Расширение масштабов участия
России в международной
2. Последствия трудовой миграции. Миграционная политика
Как
свидетельствует мировая
Таблица №1 Последствия трудовой миграции
Последствия трудовой миграции | Страны-доноры | Страны-реципиенты |
Положительные | 1.Смягчение
условий безработицы
2.Дополнительные
источники валютных 3.Приобретение иммигрантами знаний и опыта за рубежом 4. Сокращение
расходов на образование, |
1. Рост налоговых
поступлений от высококвалифицированных
работников
2. Экономия государственных расходов на обучение квалифицированных рабочих- иммигрантов 3. Обеспечение
занятости на |
Отрицательные | 1.Снижение среднего
уровня зарплаты в стране
2.Рост
безработицы среди местного 3. Рост государственных расходов на проведение миграционной политики (пособия, переобучение) 4. Усиление
социальных конфликтов между
местным населением и 5. Криминализация среды вследствие образования анклавов иммигрантов |
1.Утечка «умов»
из страны
2. Снижение квалификации эмигрантов 3.Несение
огромных расходов на обучение
уехавших квалифицированных |
Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.
Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
-организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;
-принятием
мер против недостоверной
-организацией
соответствующих медицинских
-разрешением
перевозить на родину
В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения, участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.[2, 229-230]
При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.
Миграционная политика страны-импортера.
Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения ( половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.
Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995г. было принято следующее распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам [2, 232]
На иммиграцию в страну имеют преимущество
- высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;
- специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;
- работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;
- бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.
Количество требуемых в стране иностранных работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.
В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.
Инструментом миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.[2, 233]
Миграционная политика страны-экспортера.
Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:
- эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
- эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;
- требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.
Страна-экспортер рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют инструменты миграционной политики:
- определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);
- выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;
- стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.[6, 98-99]
Согласование миграционных политик между странами.
Направления миграционной политики, как в стране-реципиенте, так и в стране-доноре, должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на родину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. Однако, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиенте будет расти нежелательная нелегальная миграция.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей