Международная миграция рабочей силы и ее особенности в современный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 13:42, реферат

Описание работы

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Содержание

Введение
1. Сущность международной миграции
1.1. Причины и виды международной миграции
1.2. Основные направления международной миграции
1.3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран
1.4. Регулирование международной миграции
2. Особенности международной миграции в современный период
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика Реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

  • вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
  • существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.
  • иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
  • велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
  • иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
  • иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;
  • иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине.
  • снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

    Вместе  с тем, иммиграция порождает в  принимающих странах и ряд  проблем и противоречий:

    • обостряется ситуация на национальном рынке труда;
    • вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
    • провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

    Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в странах-донорах является то, что:

      • эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
      • после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
      • для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

    Вместе  с тем, эмиграция наносит своим  странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. 

    1.4. Регулирование международной миграции

    Процесс международной миграции рабочей  силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

    Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

    Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран - первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны - члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны - участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.4 

    2. Особенности международной миграции в современный период

    Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов - важнейшая особенность  современности. Этот процесс формируется  технологическим прогрессом и развитием коммуникаций.

    Если  в 50-70-е годы передовая миграция шла  в основном из развивающихся стран  в индустриально раз­витые, то с 80-х годов идет и встречный  миграционный процесс: перемещение  иностранной рабочей силы из более  развитых в менее развитые страны. Иллюстрацией к этому могут служить страны ОПЕК, новые индустриальные государства, в которые вслед за миграцией капиталов мигрировала и рабочая сила из стран Западной Европы, США и Японии.

    Миграции  трудовых ресурсов способствуют и современные  технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это прежде всего связано с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства. Процесс такой миграции четко просматривается на примере преуспевающей в Азии тайваньской "Эйсер", седьмой по величине компании в мире по производству персональных компьютеров. Из-за нехватки рабочей силы она вынуждена ввозить филиппинских рабочих для сборки компьютеров на ее тайваньских фирмах и рабочих из Индонезии для работы на ее фабрике в Малайзии. Внутрирегиональную миграцию рабочей силы в Азии интенсифицируют и строительные фирмы, создавшие огромную армию строителей-мигрантов. Таким образом современные технологии производства в системе международного разделения труда формируют миграцию рабочей силы не только межрегиональную, но и внутрирегиональную.

    Следующая особенность, характеризующая современный этап, заключается в значительном увеличении нелегальной миграции. В США, например, незаконно проживает около 6, а по некоторым источникам до 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих через мексиканско-американскую границу, штат Флорида и другие места.

    Таким образом, нелегальность миграции рабочей  силы стала мировой проблемой. Это  ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

    В международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные  научно-технической революцией, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Законы о миграции, которые приняты почти всеми странами мира, на первое место ставят квалификацию приезжего рабочего из-за границы.

    Отличительной чертой современной миграции рабочей  силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д.

    Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей  силы из своих бывших колоний и зависимых стран. Это хорошо видно на примере Нидерландов, Франции и Англии. В последней численность иммигрантов приближается к 2,5 млн., составляя примерно 4,5% населения.

    Одной из характерных особенностей современного этапа международных миграций стало все более активное вмешательство государственного аппарата в отношения между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочей силой. Оно вмешивается в международные сделки рынка рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации иностранных рабочих.5 

    Заключение

    Миграция  рабочей силы представляет собой  переселение трудоспособного населения  из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

    Развитые  страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся —  источником эмиграции. Государственное  регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

    Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

    Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место  в развитии общества. Все большее  число государств вовлекается в  миграционные процессы, но несмотря на масштабы этого явления современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века вследствие международной миграции населения к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также наиболее богатые африканские государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.
  2. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 294-317с.
  4. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. – 762-775с.
  5. http://www.xserver.ru/user/sivms/5.shtml - XServer.ru  Он-Лайн библиотека

Информация о работе Международная миграция рабочей силы и ее особенности в современный период