Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:17, реферат
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Понятие международной конкуренции;
Тенденции, воздействующие на глобальную конкуренцию;
Формы конкуренции;
Список использованной литературы.
Таблица 1
Параметры состояния рынка | Совершенная Конкуренция | Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | Есть
(нет вхождения) |
Дифференциация продукта | Нет (одинаковые продукты одного вида) | Нет
(один продукт) |
Участие фирм в контроле над ценами | Нет | Полный контроль |
Монополистическая
конкуренция характеризуется
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
Б)
Абсолютная монополия (находится в
руках государства или
В) В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
1)
Естественная монополия (ею
2)
Легальные монополии,
3)
Искусственные монополии. Под
этим названием имеется в виду
объединение предприятий,
-Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
-Ограничивают
аутсайдерам (предприятиям, которые
не вошли в монополистическое
объединение) доступ к
-Создают
очень высокий (по сравнению
с новыми фирмами) уровень
-Применяют более крупный капитал;
-«Забивают»
новые фирмы хорошо
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
-Рыночная
структура, в которой
-Структура,
в которой несколько крупных
поставщиков, не связанных
Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.
Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
Итак,
в условиях монополистической формы
хозяйствования конкуренция носит
весьма сложный характер. Во-первых, монополия
в современных условиях обладает довольно
точной информацией о потребителях и потенциальных
конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы
монополия оказывает существенное влияние
на формирование спроса потребителей,
так как для крупных монополий реклама
является более доступной. В-третьих, монополия
через каналы финансовых и политических
связей оказывает воздействие на заказчика
в лице государственных учреждений или
на компанию контрагентов. Эти моменты,
как правило, снижают уровень риска в процессе
конкуренции и обеспечивают получение
монопольной прибыли.
Список использованной литературы:
Информация о работе Международная конкуренция и формы её проявления в современных условиях