Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция является основной характерной чертой современной мировой экономики. Она представляет особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.
Международная экономическая ин

Содержание

Основы интеграции
1.1 Этапы интеграции
Заключение

Работа содержит 1 файл

Москаленко А.А.,Т.Р.,Мировая экономика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ АККРЕДИТОВАННОЕ  ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА)

 

Вид работы

«Творческая работа»

Название дисциплины

Мировая экономика

Тема

Международная экономическая  интеграция

Фамилия студента

Москаленко

Имя студента

Амалия

Отчество студента

Андреевна

№ контракта

10600100201003


 

Содержание

Основы интеграции

1.1 Этапы интеграции

Заключение

 

Основная часть

  1. Основы интеграции

Международная экономическая  интеграция является основной характерной  чертой современной мировой экономики. Она представляет особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.

Международная экономическая интеграция – это высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. Между странами – участницами интеграции осуществляются более глубокое международное разделение труда, интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства и капитала. Все это объективно требует выработки единой экономической политики в пределах интеграционной группировки государств.

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Одно из первых определений интеграции было дано Яном Тинчом. Он определяет экономическую  интеграцию как процесс и проводит различие между негативной интеграцией как процессом устранения дискриминационных и ограничительных институтов и введения свободы экономических сделок, с одной стороны, и, с другой стороны, позитивной интеграцией как процессом приспособления существующих и установления новых политик и институтов, наделенных силой принуждения.

Международный подход реализуется  посредством проведения международных  конференций (раундов) под эгидой Всемирной  торговой организации, целью которых  является сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этапы интеграции

 

Международная экономическая  интеграция в зависимости от степени  интегрированности имеет пять ступеней развития, пять форм организации, а  именно:

– Преференциальный торговый клуб.

– Зона свободной торговли.

– Таможенный союз.

– Общий рынок.

– Экономический союз (полный экономический  союз).

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более стран образуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров (исключая капитал) для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира.

Зона свободной торговли. Две  или более стран образуют зону свободной торговли (ассоциацию свободной  торговли), если они упраздняют между  собой все торговые барьеры (пошлины и количественные ограничения), но сохраняют каждая свои торговые барьеры по отношению к третьим странам. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. В такой зоне таможенный контроль на границах стран-участниц должен быть сохранен. Его целью в этом случае становится налогообложение или запрещение импорта из третьих стран, который мог проникнуть в зону через низкий таможенный барьер соседней страны-участницы. Страны действуют на основе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill, который означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Примером зоны свободной торговли является Европейская ассоциация свободной торговли , образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией, Швейцарией и Великобританией. С 1995 года осталось три страны.

Таможенный союз. Две или более  стран образуют таможенный союз, если они упраздняют все таможенные ограничения во взаимной торговле всеми товарами (кроме обслуживания капитала), а также принимают (учреждают) единую систему внешних торговых барьеров с третьими странами, снимая тем самым необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах. В отношении торговли примером таможенного союза является Европейское экономическое сообщество

Общий рынок. Две или более стран  образуют общий рынок, если они создают  таможенный союз и, кроме того, допускают свободное передвижение всех факторов производства между собой (миграция рабочей силы и капитала). Устранение внутренних торговых барьеров расширяет размер рынка для сельского хозяйства, промышленности и услуг, поэтому эти секторы заинтересованы в расширении своей деятельности в других странах-членах таможенного союза. Это приводит к росту инвестиций в этих странах, а также к стремлению устранить барьеры, препятствующие перемещению капитала и труда. Примером общего рынка являются ЕЭС или Европейский общий рынок, имеющий официальное название – Европейские сообщества.

Экономический союз. Две или более  стран образуют экономический союз, если они создают общий рынок  и, кроме того, унифицируют свою экономическую  политику, включая денежную, налоговую  и социальную, а также политику в отношении торговли и движения рабочей силы и капитала. Страны соглашаются координировать решения по поводу процентных ставок, обменных курсов, общей политики в отношении инфляции, что вызывает потребность во введении единой валюты. Когда граждане имеют возможность свободно перемещаться между странами-членами общего рынка, с неизбежностью усиливается давление на национальные правительства с целью принятия координированной политики в области образования, переподготовки, пособий по безработице, пенсионного обеспечения, здравоохранения и других услуг. Это, в свою очередь, усиливает спрос на координированную экономическую политику и ведет, таким образом, к созданию экономического союза. Примером экономического союза стал Benelux – экономический союз, образованный Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (термин Benelux составлен из первых букв названий стран-участниц). Эти три страны образовали таможенный союз в 1949 г., который был превращен затем в экономический союз в 1960г.

Некоторые источники  выделяют также политический союз.

Политический союз означает, что страны принимают единую политику практически во всех сферах, единую внешнюю и оборонную политику. Рост экономической интеграции может  привести к усилению политической интеграции, поскольку правительства стран-членов работают во все более тесной связи друг с другом . В таком случае давление может привести к созданию политического союза, который предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами

 

Заключение

 

Международная экономическая  интеграция – характерная особенность  современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая интеграция – успешно реализуемый проект либерально-рыночной экономики в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.

Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) в рамках СНГ  во многом учитывал интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, и был направлен, прежде всего, на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято более 80 соглашений, решений и других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов в формировании новых межгосударственных структур не было достигнуто. До сих пор в Содружестве в формате двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому экономическому пространству.

Не лучше обстоят  дела и в региональных группировках государств Содружества, будь то Евразийское  экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Центральноазиатское экономическое сообщество или Союзное государство Белоруссии и России. В Союзном государстве так и не создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Не отвечает оно и критериям единой таможенной территории, а в поставленной задаче - создать к 2005 г. валютный союз преобладают политические цели, а не экономическая целесообразность.

Перечень наиболее существенных, как представляется, факторов, подрывающих  интеграционные процессы на постсоветском  пространстве таков:

1. Молодость государственности стран-участниц, существенные различия в их экономических и политических системах, отсутствие демократических традиций, преобладание в ходе утверждения новой государственности элементов националистической идеологии.

2. Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках интеграции постсоветского пространства.

3. Опасения ряда стран  СНГ по поводу возрождения  имперских устремлений России  и перспективы фактической утраты  в связи с этим приобретенного  суверенитета.

4. Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу интеграции.

5. Разные модели экономических  реформ и отсутствие синхронности  в их проведении.

6. Противодействие постсоветским  интеграционным процессам со  стороны Запада, международных финансовых организаций и мощных транснациональных корпораций.

7. Выбор модели интеграции, не соответствующей реальным  условиям постсоветских стран.

8. Неготовность России  выступить в качестве "локомотива" интеграции и донора для остальных  стран-участниц.

9. Противоречие между принципом равноправия стран-участниц и резко преобладающим экономическим потенциалом России.

10. Углубление различий  в уровнях социально-экономического  развития стран и др. причины.

Без особого риска  ошибиться можно утверждать, что  для полноценной интеграции на рыночной основе в рамках Содружества условия пока не сложились.

Сегодня в СНГ даже не рассматривается вопрос о каком-либо "коллективном обособлении" от внешнего мира, не говоря уж о выработке единой позиции по отношению к третьим  странам. Наоборот, вполне отчетливо просматривается стремление каждого из государств Содружества в одиночку включиться в процессы глобализации экономики: некоторые из них уже являются членами ВТО, другие добиваются такого членства, пытаясь автономно подключиться в той или иной форме к европейской интеграции, диверсифицировать внешнеэкономические связи, сократить долю ненадежных рынков и найти новых партнеров - потенциальных инвесторов.

И все же, несмотря на все проблемы и трудности в  развитии Содружества, здесь еще  не исчерпаны довольно мощные, резервы оживления центростремительных тенденций. Сохраняющаяся взаимозависимость и растущее в ряде стран СНГ осознание того, что переориентация на Запад (где их продукция, за исключением ряда сырьевых товаров, почти не пользуется спросом) ведет к дальнейшей деградации их экономик и к окончательному разрушению наукоемких отраслей, – объективные факторы, способствующие взаимному экономическому сближению. Нельзя также сбрасывать со счетов сохранившиеся со времен СССР духовные, культурные и родственные связи между жителями экс-союзных республик. Правда, здесь не должно быть места иллюзиям: указанные резервы не имеют никаких шансов на автоматическую реализацию. Более того, время, судя по всему, работает на их истощение. В обозримой перспективе динамика постсоветского пространства будет складываться под влиянием множества разнонаправленных факторов. Ясно, что конкретное содержание его структурирования будет определяться экономическим и политическим весом новых государств в Европе и мире, характером их взаимных отношений, позицией третьих стран и других региональных группировок.

В формате всего Содружества  не следует надеяться на скорое решение  каких-либо значительных задач в  сфере экономики, в социальной и  других областях взаимодействия. Очевидно, что ускоренное развитие и преобразование Содружества в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. СНГ и в дальнейшем может существовать как полезный форум для встреч и консультаций, как механизм сближения и согласования интересов с тем, чтобы возникающие противоречия не достигли критической массы.




Информация о работе Международная экономическая интеграция