Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок.

Содержание

Числовые данные………………………………………………………………...2
Доклад………………………………………………………………………….…3
Введение……………………………………………………………………….....5
1. Сущность и формы экономической интеграции.......................................... 6
1.1. Признаки международной интеграции................................................... 6
1.2. Формы международной интеграции....................................................... 6
1.3. Основные виды интеграционного объединения.................................... 8
2. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения......................................................................... 9
2.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения............................................. 9
2.2. Перспективы вступления РБ в ВТО............................................................. 11
Заключение........................................................................................................... 13
Список литературы.............................................................................................. 14

Работа содержит 1 файл

Нац. эк-ка!!!.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что развитие торговли между  странами, формирование мирового рынка  на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных  связей, обусловленная интеграцией  экономик, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости  роста национального производства от стабильности мировой экономики.

     В настоящее время международная  экономическая интеграция утвердилась  и реализуется в следующих основных формах:

     · международная торговля товарами и услугами;

     · межгосударственная кооперация производства;

     · обмен в области науки и техники;

     · движение капиталов и зарубежных инвестиций;

     · миграция рабочей силы;

     · валютно-кредитные отношения.

     Во  всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим  от товаров и услуг, создаваемых  в других странах.  
Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.  
В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс - это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.

     Углубление  международного разделения труда идет на основе конкурентной борьбы. Основным аргументом соперничества участвующих  сторон является сравнение научных  потенциалов и технологических  возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической  власти. Следствием этого является специализация развитых стран на экспорте наукоемких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборостроение). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Некоторые страны продолжают оставаться в русле монокультурной сырьевой специализации.  

     1.3. Основные виды интеграционного объединения. 

     Условно можно выделить пять основных видов  интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах:

     1) зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле;

     2) таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

     3) общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики;

     4) экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

     5) политический союз - высшая ступень региональной интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза. Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.  

     2. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

      

     2.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

      

     Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета  конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:

     • транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле;

     • интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя;

     • интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

     • развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений, и в первую очередь образование и расширение Всемирной торговой организации.

     Рассмотрим  подробнее каждый из указанных аспектов.

     Транснационализация капитала. До недавнего времени в  мировой экономической науке  структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью  стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной  мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку  утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить  в отдельно взятую страну и уходить  из нее в зависимости от инвестиционного климата данной страны.

     Интернационализация производства и конкуренции. На современном  этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что  в этих отраслях утрачивает смысл  понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через  отношения собственности или  договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными  в структуру одной из крупных  многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в  таких отраслях - это не конкуренция  между национальными производителями  отдельных стран, а конкуренция  между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в  данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут  сохранять конкурентоспособность  на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд  ее производств, в первую очередь  высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт  без установления долгосрочных отношений  между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

     Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения  в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения  затрагивают все важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок.

     Для Беларуси все вышесказанное означает, что развитие национальной экономики  и ее конкурентоспособность ключевым образом зависят от того, насколько  эффективно будет происходить включение  страны в процессы информатизации мировой экономики.  
 

     2.2. Перспективы вступления РБ в ВТО. 

     Развитие  системы наднационального регулирования  международных экономических отношений - следующий важнейший аспект глобализации. В первую очередь здесь речь идет о создании и расширении Всемирной торговой организации.

     Вступление  Республики Беларусь в ВТО в известном  смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня ее членами являются большинство развитых и развивающихся  стран мира, включая практически  всех наших торговых партнеров, за исключением  стран ЕврАзЭС.  
В Институте экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз последствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охватывающий последствия для промышленного сектора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также последствия в социально-трудовой сфере. В отличие от аналогичных исследований, посвященных последствиям вступления в ВТО отдельных стран (в частности, российских), разработчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с помощью такой модели отрабатывать все аспекты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Вместо этого был использован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных точек», т. е. конкретных элементов экономической системы (вплоть до уровня предприятия), для которых вступление в ВТО повлечет за собой ощутимые последствия. Такой подход наиболее адекватен предмету исследования. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановыми изменениями в регулировании внешней торговли, воздействие которых на отдельные отрасли и производства может быть очень различным. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выигрывать, другие - проигрывать, в результате чего средний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется равным нулю. Очевидно, что на основе такого усредненного прогноза невозможно выработать рекомендации по подготовке отрасли к вступлению в ВТО.

     В заключение можно сказать, что вступление в ВТО ускорит процесс структурной  перестройки национальной экономики  и приведения отраслевых пропорций  производства товаров и услуг  в соответствие с требованиями внутреннего  и внешнего спроса. Это означает более четкое разделение отраслей и  отдельных производств в экономике  на растущие и сокращающиеся, что  будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся  отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения  трудовых ресурсов будет происходить  внутри промышленного сектора - между  отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие  рост объемов производства после  вступления в ВТО и сложившиеся  в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспорто-ориентированной основе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

 

     Белорусская модель социально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников - в высокопроизводительном труде.

     Она гарантирует, во-первых, высокий уровень  благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства  форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах  личности и общества, обеспечения  взаимоувязки благосостояния работника  и результатов его труда.

Информация о работе Международная экономическая интеграция