Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:17, реферат
Финансовая безопасность государства, по словам Бурцева, состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, “бегство капитала” из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.
С позиций оценки проводимых государством мероприятий для преодоления последствий мирового финансового кризиса эффективность мер, осуществленных Банком России, подлежит осмыслению в целях разработки мер по предупреждению возникновения других кризисных явлений. Так, например, во время финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, государство предоставило банковскому сектору значительный объем финансовых средств. Дмитрий Медведев обнародовал решение о выделении в качестве субординированных кредитов банкам 950 млрд руб.: 500 млрд – Сбербанку, 200 млрд – ВТБ, 25 млрд – Россельхозбанку, остальное – частным банкам при условии, что их акционеры внесут такую же сумму. Затем министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на дополнительную капитализацию банков может быть направлено еще $40 млрд[4]. Ссуды выдавались банкам с условием, что они будут вложены в производство, в реальный сектор экономики. Однако большая часть банков предоставленные денежные средства направила на погашение своей задолженности перед иностранными кредиторами. В результате российские предприниматели не получили дополнительных кредитных ресурсов. Тогда как за рубежом с целью оживления денежной системы были предприняты такие меры, как стимулирование спроса населения посредством предоставления гражданам единовременно денежных средств для приобретения товаров и повышения налогообложения крупных доходов. Данные факторы ослабляют финансовую устойчивость и экономическую безопасность государства.
Хотелось бы отметить следующее. Концепция национальной безопасности постоянно трансформируется, однако финансовая безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства неизменно остается ее главной внутренней составляющей. Финансовая безопасность оказывает существенное, а порой решающее воздействие на безопасность в других сферах жизни общества. Это обстоятельство свидетельствует об универсальном характере финансовой безопасности и необходимости ее законодательного урегулирования как важнейшего национального приоритета.
В современных условиях особую актуальность имеет задача разработки отдельной государственной стратегии финансовой безопасности. Что же должна включать в себя эта стратегия?
Во-первых, характеристику областей проявления угроз. Во-вторых, определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности, разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей. В-третьих, установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на финансовую систему. А также разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз, формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов, определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Среди различных видов разведывательной деятельности следует выделить:
1. противодействие:
- незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям;
- нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов;
- враждебным приобретениям “стратегических” предприятий;
- дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;
2. мониторинг:
- зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться на конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики;
- международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;
3. наблюдение:
- за рынками слияний и поглощений;
- за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением.
Однако экономическую разведку необходимо понимать гораздо шире, а именно как систему информационных сетей, способную проводить поиск, обработку и распространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов. В России экономической разведкой занимается Служба Внешней Разведки (СВР) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ранее известная как КФМ, ФСФМ, а ныне - Росфинмониторинг).
Таким образом, финансовая безопасность Российской Федерации — это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.
Если попытаться сформулировать понятие «финансовая безопасность России», то оно могло бы выглядеть следующим образом:
Финансовая безопасность России — составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.
В заключение можно отметить, что в данном эссе проанализированы лишь некоторые важные вопросы финансовой безопасности России, имея цель осветить данную актуальную проблему и хотя бы примерно наметить варианты ее решения. В связи же со своей значительностью все эти вопросы требуют дальнейших разработок как в науке, так и в политике.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ».
2. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)».
3. www.gazeta.ru. Статья «С чувством неоплаченного долга». 10.03.09 Ольга Алексеева, Игорь Бахарев, Алексей Топалов, Илья Могутов.
4. www.finam.ru. «Масштабный отток капитала из России: причины не только в кризисе»
5. www.fom.ru : «Судьба доллара и Россия»
6. Сайт Министерства финансов РФ (www.minfin.ru)
7. Сайт Банка России (www.cbr.ru)
8. www.cfin.ru «Факторы финансовой безопасности России», Бурцев В.В.
[1] По данным Министерства финансов РФ.
[2] Масштабный отток капитала из России: причины не только в кризисе, Привалова Мария (Finam.ru)
[3] www.fom.ru «Судьба доллара и Россия»
[4] Сайт: www.gazeta.ru. Статья «С чувством неоплаченного долга». 10.03.09 Ольга Алексеева, Игорь Бахарев, Алексей Топалов, Илья Могутов.
Информация о работе Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России