Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:02, контрольная работа
Целью работы является определение направлений совершенствования прогнозирования на основе изучение теоретических основ и методики прогнозирования.
Введение 3
1. Сущность, принципы и методы прогнозирования 4
1.1. Сущность и место прогнозирования в планировании 4
1.2. Принципы прогнозирования 11
1.3. Методы прогнозирования 13
2. Формализованные методы прогнозирования 18
2.1. Сущность формализованных методов прогнозирования 18
2.2. Классификация формализованных методов прогнозирования 18
2.3. Методика прогнозирования экстраполяционными методами 23
3. Пути совершенствования прогнозирования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации.
Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.
Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.
Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов.
Главной идеей логики планирования и прогнозирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести следующее:
формулирование системы целей планирования и прогнозирования ;
анализ исходного уровня, т. е. состояние прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;
изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;
определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо прогнозном периоде;
согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.
Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования, то связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И ели планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, о прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.
1.2. Принципы прогнозирования
Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов [9, c.38].
Объективность и познаваемость социально-экономических процессов служит теоретическим фундаментом прогнозирования. Основанное на качественном и количественном анализе реальных социально-экономических процессов, выявлении объективных условий, факторов и тенденций их развития, прогнозирование базируется на определенных подходах и основополагающих принципах.
Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, а сама тоже состоит из определенного количества подсистем. Например, народное хозяйство, с одной стороны, рассматривается как единый объект исследования, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов.
Системный подход предполагает создание системы показателен, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития народного хозяйства. Так, составление комплексного прогноза развития народного хозяйства на основе принципа системности предполагает использование методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного блока и, в то же время, позволили бы построить целостную картину его возможного развития. Безусловно, при таких требованиях возникают определенные трудности методологического характера, обусловленные противоречиями между построением целостной картины, требующей применение унифицированных моделей и соответствующего информационного банка данных, с одной стороны, и отдельными прогнозными блоками, представленными отдельными экономическими объектами, имеющими свою специфику и требующими максимального приближения к его внутренним особенностям, с другой. Это создает определенные трудности при получении единого и внутренне согласованного прогноза, существенно обедняет его экономическое содержание. Но сегодня для их устранения .используется "блочный" принцип построения комплексного прогноза.
Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций.
Практическое использование принципа адекватности при разработке прогнозов означает, что методы и модели прогнозирования должны быть вначале проверены с точки зрения их способности имитировать уже сложившиеся процессы и явления т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.
При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость определения возможных путей их развития, т. е. построения альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Главная проблема практической реализации этого принципа состоит в Том, чтобы отделить те варианты развития, которые осуществимы, от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Здесь необходима определенная градация отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации. При этом каждой альтернативе может соответствовать своя совокупность проблем, что потребует изучения и определения дополнительных условий, выполнение которых позволит оценить возможность реализации данной альтернативы. Кроме того, на формирование альтернатив влияют конкретные цели развития прогнозируемого объекта. А это предопределяет необходимость выделения принципа целенаправленности.
Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, ибо содержание прогноза не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действии. Этот принцип сопряжен и вытекает из нормативного подхода [9, c.39,40].
Названные принципы прогнозирования являются главными и лежат в основе конкретных методов и моделей прогнозирования [6, c.16]. Выделение каждого из них не означает, что они существуют независимо друг от друга и возможно их выборочное использование. Отражая разные стороны разработки научно-обоснованных прогнозов, эти принципы следует рассматривать как единое целое.
1.3. Методы прогнозирования
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ [6, c.20].
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.
В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации.
По степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки [7, c.76,77].
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.
В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.
Конструктивная классификация позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком.
На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.
Фактографические базируются на фактической информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. В экспертных методах используется информация, которую доставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения их мнений. В свою очередь, классы экспертных и фактографических методов подразделяются на подклассы по методам обработки информации.
Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всегоколлектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов) [1, c.23].
Класс фактографических методов объединяет следующие три подкласса: методы аналогий, опережающие и статистические методы.
Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий. Методы математических аналогий в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования.