Методы оценки стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Содержание

1. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) реализуемые в составе доходного подхода
1.1 Метод капитализации прибыли (дохода)
1.2 Метод дисконтирования денежных потоков (DCF)
3. Метод избыточного дохода (прибыли)

2. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) реализуемые в составе затратного подхода
2.1 Метод чистых активов
2.2 Метод ликвидационной стоимости
3. Метод накопления активов (рыночной стоимости собственного капитала)

3. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) реализуемые в составе сравнительного (рыночного) подхода
3.1 Метод рынка капитала
3.2 Метод сделок
3.3 Метод отраслевых коэффициентов
Литература

Работа содержит 1 файл

Методы оценки стоимости.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

   Выбор  аналогичных предприятий производится  путем сужения первичной (довольно  широкой) выборки предприятий-аналогов. Если первичный отбор производится по достаточно общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства), то в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.).

   Финансовый  анализ является важнейшим приемом  определения сопоставимости аналогичных  компаний с той, чьи акции  (бизнес) оцениваются. Во - первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во - вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в - третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемых акций (бизнеса).

   Расчет  оценочных мультипликаторов (коэффициентов,  показывающих отношение рыночной  цены предприятия или акции  к финансовой базе) происходит  в следующем порядке: 

  • Определяется цена акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога. Это дает значение числителя в формуле.
  • Вычисляется финансовая база (прибыль, выручка от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки. Это даст величину знаменателя.

  На практике, при оценке акций (бизнеса)  предприятия используются два  типа мультипликаторов: интервальные  и моментные. 

   К интервальным  мультипликаторам относятся: 

  1. цена/прибыль;
  2. цена/денежный поток;
  3. цена/ дивидендные выплаты;
  4. цена/выручка от реализации.

   К моментным  мультипликаторам относятся: 

  1. цена/балансовая стоимость активов;
  2. цена/ чистая стоимость активов.

Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

   Возможность  применения того или иного  мультипликатора группы цена/дивиденды  зависит от целей оценки. Если  оценка акций проводится в  целях поглощения предприятия,  то способность выплачивать дивиденды  не имеет значения, так как  оно может прекратить свое  существование в привычном режиме  хозяйствования. При оценке контрольного  пакета акций оценщик ориентируется  на потенциальные дивиденды, так  как инвестор получает право решения дивидендной политики. Мультипликаторы данной группы при оценке акций целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании.

   Мультипликатор  цена/выручка от реализации используется  редко, в основном для проверки  объективности результатов, получаемых  другими способами или для  оценки акций (бизнеса) предприятий  сферы услуг (реклама, страхование  и т.п.)

   Оптимальная  сфера применения мультипликатора  цена/балансовая стоимость - оценка  холдинговых компаний, либо необходимость  быстро реализовать крупный пакет  акций. Финансовой базой для  расчета являются чистые активы  оцениваемой компании и компаний-аналогов.

   Myльтипликатop цена/чистая стоимость активов применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:

  • оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование);
  • основной бизнеса компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности, при этом управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

   Определение  итоговой величины стоимости  состоит из трех основных этапов:

  • выбора величины мультипликатора;
  • взвешивания промежуточных результатов;
  • внесения итоговых корректировок.

   Выбор  величины мультипликатора является  наиболее сложным этапом, требующим  особенно тщательного обоснования,  зафиксированного впоследствии  в отчете об оценке акций  (бизнеса) предприятия. Поскольку  одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и  того же мультипликатора по  компаниям-аналогам бывает достаточно  широк. Оценщик отсекает экстремальные  величины и рассчитывает среднее  значение мультипликатора по  группе аналогов. Затем проводит  финансовый анализ, причем для  выбора величины конкретного  мультипликатора использует финансовые  коэффициенты и показатели, наиболее  тесно связанные с данным мультипликатором  по величине финансового коэффициента  определяет положение (ранг) оцениваемой  компании в общем списке. Полученные  результаты накладываются на  ряд мультипликаторов, и достаточно  точно определяется величина, которая  может быть использована для  расчета стоимости акций (бизнеса)  рассматриваемой компании.

   Проделав  данную процедуру с различными  мультипликаторами, оценщик в  зависимости от конкретных условий,  целей и объекта оценки, степени  доверия к той или иной информации  придает каждому мультипликатору  свой вес. На основе взвешивания  получается итоговая величина  стоимости акций (бизнеса), которая  может быть взята за основу  для проведения последующих корректировок. 

   Наиболее  типичными являются следующие  корректировки. Портфельная скидка  предоставляется при наличии  непривлекательного для покупателя  характера диверсификации производства. Оценщик при определении окончательного  варианта стоимости также учитывает  имеющиеся активы непроизводственного  назначения. Если в процессе финансового  анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.

   Метод  рынка капитала при оценке  акций (бизнеса) действующего  предприятия достаточно сложен  и трудоемок в применении. Однако, результаты, полученные с помощью  этого метода, имеют хорошую объективную  основу, уровень которой зависит  от возможности привлечения широкого  круга компаний-аналогов.  

3.2 Метод сделок

   Метод сделок (метод продаж, метод сравнения продаж), основан на использовании цены приобретения предприятия - аналога в целом или его контрольного пакета акций.

   Технология  применения метода сделок практически  полностью совпадает с технологией  метода рынка капитала. Различие  заключается только в типе  исходной ценовой информации: метод  рынка капитала в качестве  исходной использует цену одной  акции, не дающей никаких элементов  контроля, а метод сделок - цену  контрольного или полного пакета  акций, включающую премию за  элементы контроля.

   Информацию  о ценах реальных сделок с  акциями предприятий-аналогов можно  найти в открытых источниках, публикующих сообщения о продажах  пакетов акций на всероссийских  аукционах, укрупненные балансы  предприятий-аналогов, сведения о  размере уставных капиталов и  видах выпущенных акций 

    1. Метод отраслевых коэффициентов

   Метод  отраслевых коэффициентов (англ. industry formulas method), или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами.

   Отраслевые  коэффициенты рассчитываются на  основе длительных статистических  наблюдений специальными исследовательскими  институтами за ценой продажи  различных действующих предприятий  и их важнейшими производственно-финансовыми  характеристиками. В результате  многолетних обобщений, в странах  с развитой рыночной экономикой  разработаны достаточно простые  формулы определения стоимости  бизнеса предприятия. 

   Метод  отраслевых коэффициентов может  применяться, когда есть необходимые  данные по отрасли и рекомендуется  как вспомогательный метод. 

   Достоинства  метода отраслевых коэффициентов: 

  • Дает реальную рыночную оценку, исходя из информации, получаемой с рынка аналогичных компаний;
  • Позволяет превентивно подготовить информационную базу реализации метода;
  • Возможность привлечения аппарата математической статистики и компьютерного моделирования.

   Недостатком  этого метода является то что он может дать ложный результат при определенных стратегиях компаний.

   Метод  отраслевых коэффициентов пока  не получил достаточного распространения  в российской практике оценки  бизнеса в связи с отсутствием  необходимой информации, сбор и  обобщение которой требуют длительного  периода времени и определенной  экономической стабильности.

 

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации части 1,2,3,4. М: Омега-Л, 2007
  2. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. 135-ФЗ;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении стандартов оценки" от 6 июля 2001 года 519;
  4. "Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утв.приказом Минфина РФ и ФКЦБ 10-н, 03-6/пз;
  5. Стандарт Российского общества оценщиков "Базы оценки отличные от рыночной стоимости" (СТО РОО 20-03-96).
  6. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. СПб: "Питер", 2007;
  7. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. СПб: "Питер", 2006;
  8. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса. М: "Финансы и статистика", 2007;
  9. Библиотека оценщика (http://www.laborate.ru);
  10. Вестник оценщика (http://www.appraiser.ru);
  11. Электронный словарь (http://glossary.ru).

Информация о работе Методы оценки стоимости