Методы оценки благосостояния нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Благосостояние общества во многом определяется его возможностями или потенциалом, называемым национальным богатством. Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что, так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономические показатели, характеризующие благосостояние нации 4
1.1. Индекс человеческого развития как показатель благосостояния нации и альтернатива ВВП 9
1.2. Сложности подсчета показателей ВВП и ВНП. Проблемы оценки благосостояния нации 12
2. Понятие уровня жизни населения 16
2.1 Уровень жизни населения в России 18
2.2 Основные показатели уровня и качества жизни населения на примере развитых зарубежных стран 21
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

Копия kursovik.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Показатель ЧЭБ в  макроэкономической литературе России, к сожалению, не разрабатывается, не выдвигается и задача связи ЧЭБ с уровнем и качеством жизни. При исследовании проблем уровня и качества жизни населения необходимо использовать показатель ЧЭБ в тесной связи с ВВП.

Национальное богатство (НБ) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; это важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь страны.

Национальное богатство  включает в себя две основные части:

  1. общественное (созданное трудом) богатство;
  2. естественное (не воспроизводимое трудом) богатство – природные ресурсы, вовлеченные в общественное воспроизводство.

Природные ресурсы (земля, вода, леса, полезные ископаемые), не вовлеченные в общественное воспроизводство, составляют потенциальное богатство общества. Определяющее значение имеет общественное богатство. Национальное богатство имеет экономическую структуру. Госкомстат РФ в состав национального богатства включает только воспроизводимые материальные блага, а именно:

    1. основные фонды (производственные и непроизводственные здания, сооружения, машины, оборудование, скот);
    2. материальные оборотные средства (сырье, материалы, топливо, электроэнергия и их запасы, а также запасы готовой продукции, остатки незавершенного производства);
    3. товарные запасы;
    4. резервы (страховые, оборонные, золотой запас и запасы иностранной валюты);
    5. предметы длительного пользования в домашнем хозяйстве населения.

К национальному богатству относятся:

      1. образовательный потенциал;
      2. квалификационный потенциал;
      3. культурный потенциал;
      4. научный потенциал;
      5. потенциал здоровья общества.

К национальному богатству  относятся также те его компоненты, которые принадлежат правительству, организациям и отдельным лицам данной страны, но находятся в других странах. И, наоборот, не следует включать те компоненты богатства, которые расположены на территории данной страны, но являются собственностью правительств, организаций и отдельных лиц других стран.

Материальные элементы национального богатства имеют  денежное выражение. Много сложнее  дать денежную оценку нематериальным, духовным ценностям: образовательному, квалификационному, культурному и  научному потенциалу общества.

Источником национального  богатства выступает общественный продукт, рост национального богатства происходит за счет того, что созданный общественный продукт превышает текущее потребление общества.

Динамика национального  богатства характеризует эффективность  общественного воспроизводства. Поэтому не случайно проблема национального богатства была предметом исследования многих экономистов.

В настоящее время  национальное богатство России исчисляет  Госкомстат РФ.

1.1. Индекс человеческого развития как показатель благосостояния нации и альтернатива ВВП

Показатели СНС являются важнейшим индикатором уровня социально-экономического развития страны. Однако в объеме произведенной  продукции и услуг не могут  отражаться такие показатели, как  здоровье нации, продолжительность  жизни, в том числе ее активной части, решение экологических проблем и т. д. Это вызывает достаточно критическое отношение к данному методу измерения национального богатства у ряда отечественных экономистов. Такой подход вызывает повышенный интерес к оценке альтернативных методов исчисления национального богатства.

В мировой практике комплексная  оценка благосостояния нации, уровня и  качества жизни все чаще проводится на основе так называемого индекса  человеческого развития (ИЧР). Чем  ближе значение этого индекса  к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Данный индекс используется в мировом сообществе для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи. ИРЧП рассчитывается с 1990 г. независимыми международными экспертами Программы развития ООН (ПРООН).

Измерение человеческого  развития строится на минимальном наборе показателей, каждый из которых призван  количественно представить одно из ключевых направлений (измерений или размерностей) человеческого развития или аспектов расширения человеческого выбора.

Индекс представляет собой сводный показатель развития человеческого потенциала, основными  составляющими которого являются:

  • физическое состояние людей, их долголетие: показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни (Life expectancy index);
  • духовное и интеллектуальное развитие людей: показатель – уровень образования (Education index), рассчитываемый на основе двух элементарных показателей: доля грамотных среди взрослого населения и средняя продолжительность обучения;
  • материальная обеспеченность людей (GJDP index), т.е. реальные доходы на душу населения: показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе.

Сведение этих показателей  к единому, к суммарной мере, т. е. построение индекса человеческого  развития, весьма важно для оценки прогресса в человеческом развитии, достигнутого в течение определенного временного интервала, и т. п.

Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого  развития:

  • к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8;
  • к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8;
  • к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

Российскими учеными (экономистами, медиками, демографами, педагогами) разработаны  различные комплексные индикаторы качества жизни, включающие различные блоки параметров.

Первый блок факторов качества жизни характеризует состояние  здоровья населения, а также демографическое  благополучие общества, которые оцениваются  по статистическим данным – уровню рождаемости, уровню смертности (с учетом возрастной и причинной структуры смертности), ожидаемой продолжительности жизни и т. п. Данный блок характеризует действительное состояние общества с точки зрения его развития и благополучия.

Никакие цифры высоких  доходов населения или роста производства не смогут подменить истинной картины, если существуют, например, низкая рождаемость, высокая детская смертность, низкая продолжительность жизни, существенный уровень заболеваемости населения. По существу данные показатели, взятые в комплексе, могут уже без дополнительных исследований предоставлять относительно полную информацию о качестве жизни значительных слоев населения.

Факторы эти будут  учитывать помимо прямых показателей  и обеспеченность молодых семей  жильем, и ожидания, связанные с будущим, и удовлетворенность жизненными и трудовыми условиями. Таким образом, данные показатели будут свидетельствовать о комплексном ощущении качества жизни, игнорируя различные прямые количественные статистические данные, часто зависящие не только от реальной ситуации, но и от таких факторов, например, как методика сбора и обобщения данных, не всегда идеальная.

Второй блок факторов структурно связан с первым, по многим значениям продолжая его. Он отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в стране (организация власти, способность решения острых социальных вопросов, доступность образования и здравоохранения, качество управления государством, безопасность существования, экологическое благополучие). В данном случае опора на прямые статистические данные также не даст нормального понимания качества жизни (такой анализ сведет нас опять-таки к уровню обеспеченности тем или иным благом, но никак не к качеству). Для оценки этой группы факторов наиболее целесообразно использовать социологические опросы населения. Из прямых статистических данных в мировом сообществе наиболее реальным для анализа показателем является показатель уровня самоубийств. Однако, по мнению автора, применение этого показателя должно производиться только в комплексе с прочими показателями и с учетом региональной, возрастной, социальной структуры самоубийств. Данный показатель выражает крайнюю степень социального протеста и является наиболее показательным в рамках комплексного анализа.

Третий блок взаимосвязан с предыдущим, так как оценивает  духовно-нравственное состояние общества. Принципиально уровень духовности можно определить по частоте нарушений  общечеловеческих нравственных заповедей, таких как «не убивай», «не кради» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной уголовной и социальной статистики, которые представляют данные о нарушениях упомянутых заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

В итоге можно сделать  ряд выводов:

  1. основным показателем оценки уровня и качества жизни, а соответственно и благосостояния нации является индекс человеческого развития;
  2. расчет ИЧР строится на основе анализа трех его составляющих – это уровень долгожития, уровень образования и показателя ВНП на душу населения;
  3. российскими учеными выработаны собственные показатели качества жизни – это уровень здравоохранения, социальная удовлетворенность и духовное развитие.

1.2. Сложности подсчета показателей ВВП и ВНП. Проблемы оценки благосостояния нации

Сложности подсчета показателя ВВП (ВНП) связаны с рядом обстоятельств.

Некоторые товары и услуги, созданные в данном году, не поступают на рынок, а следовательно, не имеют рыночной цены. В показателе ВВП они учитываются по условно начисленной стоимости. Так, для учета услуг, которыми пользуются владельцы собственных домов (по аналогии с теми, кто арендует жилье), статистика учитывает в ВВП "арендную плату", которую они должны были бы "платить" сами себе, хотя реально эти выплаты не осуществляются. Услуги государственных служащих также не имеют рыночной стоимости (услуги полицейских, пожарных, работников управленческого аппарата и т.д.), но в ВВП учитываются издержки по производству этих услуг, то есть соответствующие расходы государства, например, на заработную плату этим работникам.

Многие товары и услуги производятся и потребляются в домашних хозяйствах, не попадая на рынок, и часто не учитываются в показателе ВВП (ВНП). Так, еда, приготовленная дома и в ресторане, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость последней учитывается в ВВП. Прислуга и домохозяйка могут выполнять одинаковую работу, но труд последней никак не будет учтен, а заработная плата прислуги войдет в ВВП, рассчитанный по доходам.

Во всех странах существует проблема учета ненаблюдаемой экономики. В России она представляется чрезвычайно  актуальной, поскольку в ходе проведения экономических реформ масштабы теневой части экономики значительно увеличиваются. Это связано с расширением частного сектора в результате приватизации государственных предприятий, возникновением новых частных предприятий, а также недостаточным государственным контролем за деятельностью частного сектора. Расширение ненаблюдаемой экономики и невозможность учета ее масштабов приводит к занижению данных о производстве ВВП (ВНП) по сравнению с данными о его использовании, так как использование на потребление и накопление созданных в ней доходов более полно охвачено стандартными процедурами сбора данных, нежели производственная деятельность.

Проблемы расчета ВВП (ВНП) в переходной экономике часто бывают связаны с несовершенством организации учета деятельности быстро растущего числа мелких производителей, особенно при переходе от сплошного статистического наблюдения к выборочному.

В соответствии с методологическим Руководством ОЭСР (2002 г.) ненаблюдаемая экономика, как совокупность экономических явлений, не регистрируемых путем прямого наблюдения, осуществляемого статистическими, фискальными, таможенными и другими государственными системами сбора информации, делится на пять проблемных областей:

  1. теневая экономика;
  2. незаконное производство;
  3. производство в неформальном секторе;
  4. производство домашних хозяйств для собственного конечного использования;
  5. производство, не учтенное вследствие недостатков в программе сбора данных.

К теневой экономике  относится деятельность, при осуществлении  которой предприятия не декларируют (частично или полностью) свой доход (в целях уклонения от уплаты налогов), а также деятельность, связанная с нарушением трудового законодательства, иммиграционного порядка (неучтенный наем рабочей силы), В экономическом смысле такая деятельность является вполне рациональной, но скрытой от официального учета органов государственной власти.

Незаконное производство - это деятельность, запрещенная законом. В Руководстве  ОЭСР в соответствии с методологией СНС-93 выделяется две категории такого рода деятельности:

  1. запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение, которыми также запрещены законом (производство и продажа оружия, наркотиков);
  2. деятельность, которая обычно является разрешенной, но становится незаконной в случае несоответствия обязательным требованиям (лицензирования, технического регулирования).

Различие между теневым  и незаконным производством не является строгим. Для пояснения различия между этими областями ненаблюдаемой  экономики в СНС-93 приводится следующее  условное правило: теневыми являются виды деятельности, не соответствующие административным правилам, тогда как незаконная деятельность связана с нарушением уголовного кодекса. Незаконные виды деятельности могут быть как производственными, так и распределительными (например, воровство), и только первые оказывают влияние на оценки уровня ВВП.

К неформальному сектору относят  обычно некорпорированные предприятия  домашних хозяйств, занимающиеся производством товаров и (или) рыночных услуг с основной целью - обеспечения занятости и доходов, участвующих в нем лиц. Экономическая единица относится к неформальному сектору, если удовлетворяет одному или нескольким из следующих критериев:

Информация о работе Методы оценки благосостояния нации