Методы
государственное регулирование
инновационной деятельности
Цель
государственной инновационной
политики – развитие, рациональное
размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала, формирование
его структуры, увеличение вклада науки
и техники в развитие экономики страны,
реализацию важнейших социальных задач,
в обеспечение прогрессивных структурных
преобразований в сфере материального
производства, повышение его эффективности
и конкурентоспособности, укрепление
обороноспособности страны и безопасности
личности, общества и государства.
Задачи
государственной
инновационной политики:
- обеспечение
скоординированной деятельности государственных
органов, хозяйственных и научных организаций
для реализации структурной перестройки
экономики
- обеспечение
эффективного использования научно-технического
потенциала для стабилизации развития
экономики на главных направлениях, определяющих
стратегию, темп и пропорции развития
народного хозяйства и его структурной
сбалансированности
- сохранение
научного потенциала и обеспечение «прорывных»
исследований
- углубление
специализации и повышение надежности
связей по кооперации общественного производства
с наукоемкими технологиями
- перемещение
центра тяжести экономических реформ
и стимулов в сферу инновационной деятельности,
повышение инвестиционной и инновационной
активности малого и среднего бизнеса.
Важнейшие
принципы государственной
инновационной политики:
- опора на
отечественный научный потенциал
- свобода научного
творчества, последовательная демократизация
научной сферы, открытость и гласность
при формировании и реализации научной
политики
- стимулирование
развития фундаментальных научных исследований
- сохранение
и развитие ведущих отечественных научных
школ
- создание
условий для здоровой конкуренции и предпринимательства
в сфере науки и техники, стимулирование
и поддержка инновационной деятельности
- создание
условий для организации научных исследований
и разработок в целях обеспечения необходимой
обороноспособности и национальной безопасности
страны
- интеграция
науки и образования, развитие целостной
системы подготовки квалифицированных
научных кадров всех уровней
- защита прав
интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства
- обеспечение
беспрепятственного доступа к открытой
информации и права свободного обмена
ею
- развитие
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности,
поддержка малого инновационного предпринимательства
- формирование
экономических условий для широко использования
достижений науки, содействие распространению
ключевых для российской экономики научно-технических
достижений
- повышение
престижности научного труда, создание
достойных условий жизни и работы ученых
и специалистов
- пропаганда
современных достижений науки, их значимости
для будущего России.
Основы
инновационной политики закладываются
путем принятия свода законодательных
актов, адекватных реальной экономической,
социальной и политической ситуации
в стране. Именно в них определяются
субъекты и объекты управления, их права,
обязанности и ответственность.
Законодательство
является основным регулятором инноваций
и научно-технической деятельности.
В
современных условиях нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
предполагает разработку и введение
в действие законов и нормативных
актов, которые бы обеспечивали:
- заинтересованность
государства, общественных организаций,
предприятий и частных лиц, вкладывать
значительную часть своих доходов в инновационную
деятельность за счет льготного налогообложения
этой доли средств и прибыли, полученной
от реализации продуктов инновационной
деятельности
- заинтересованность
всех участников и партнеров по кооперации
в доведении инновационной идеи и разработки
до товарного вида и его коммерческой
реализации на рынке, за счет освобождения
их от уплаты или уменьшения размеров
налогов
- возможность
получения гарантированного и льготного
кредита участникам инновационной деятельности
- обеспечение
защиты прав интеллектуальной собственности,
как научных коллективов, так и отдельных
ученых и разработчиков
- обеспечение
общепризнанного социального статуса
и страховой защиты как исполнителей и
участников инновационных процессов,
так и инвесторов, финансирующих эти процессы.
По
характеру государственного воздействия
на научную и инновационную деятельность
различают методы прямого
и косвенного регулирования (проводимые
в рамках налоговой, кредитно-финансовой,
амортизационной и внешнеэкономической
политики).
Прямое
регулирование включает в себя, прежде
всего, бюджетное финансирование научной
сферы, а также охватывает содержательную
сторону инновационной деятельности (выбор
приоритетов, заключение правительственных
контрактов, формирование государственного
заказа, субсидирование и предоставление
гарантий частным банкам).
В
качестве негативных сторон прямого
государственного регулирования можно
отметить:
- неуверенность
в отношении кратко- и среднесрочной ориентации
государственной политики, ограниченной
бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры
и др.
- субъективный
подход к принятию решений со стороны
чиновников, которые, как правило, не располагают
достаточными знаниями о действительной
потребности в средствах или не задействованы
непосредственно в реализации своих решений
- замедление
исследовательского процесса в связи
с бюрократическим характером оформления
заявок
- концентрацию
выделяемых средств в крупнейшие монополии
- неприемлемость
для частного бизнеса вмешательства государства
в принятие решений об инвестициях.
Косвенные
методы встроены в рыночный механизм,
который сам по себе обладает уникальными
возможностями выявления и удовлетворения
потребностей в исследованиях и разработках.
Сущность косвенного регулирования заключается
в создании общего благоприятного инновационного
климата, поощрении организаций, ориентированных
на инновационную деятельность, в мерах
по формированию высокого социального
статуса в общественном мнении и престижа
образования и науки. При этом государство
не контролирует конкретные научные проекты.
Таким
образом, ключевым элементом
реформирования системы
государственного управления
инновационной сферой
становится совершенствование
механизмов финансирования,
организации научных
исследований и налоговой
политики, а именно:
- выделение
средств из федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ гражданского назначения в размере
3 % его расходной части с ежегодным увеличением
этого размера по мере стабилизации экономики
до уровня, характерного для высокоразвитых
стран
- обеспечение
устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской
академии медицинских наук, Российской
академии сельскохозяйственных наук,
Российской академии образования, Российской
академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств,
государственных научных центров и организаций,
работающих по приоритетным направлениям
науки и техники, государственных университетов
и других высших учебных заведений,
научных библиотек, музеев и информационных
центров
- обеспечение
множественности источников финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ за счет активной поддержки целевых
государственных фондов
- создание
благоприятных условий для инвестирования
в науку средств промышленными предприятиями,
банками, международными организациями
и частными лицами
- развитие
конкурсных начал в распределение средств
на научные программы и проекты при открытости
принимаемых решений и привлечении научного
сообщества к контролю за использованием
средств
- поэтапное
введение федеральной контрактной системы
в сфере научно-технических и опытно-конструкторских
разработок
- введение
налоговых и таможенных льгот для стимулирования
и поддержки научной деятельности
- создание
условий и предоставление необходимых
ресурсов для участия российских ученых
в международных проектах
- создание
благоприятных условий для работы общественных
научных объединений.
Организационный
механизм государственного регулирования
инновационной деятельности должен
обеспечивать учет мнений всех прямо
или косвенно заинтересованных структур
и в то же время создать условия для согласованного
принятия мер по стимулированию инноваций.
Субъектами инновационной политики выступают
органы государственной власти (центральной
и местной), предприятия и организации
государственного сектора, самостоятельные
хозяйствующие формирования, общественные
организации, сами научные работники и
инноваторы, смешанные образования.
Основные
функции государственных
органов в инновационной
сфере:
- аккумулирование
средств на научные исследования и инновации
- координация
инновационной деятельности
- стимулирование
инноваций, конкуренции в данной сфере,
страхование инновационных рисков, введение
государственных санкций за выпуск устаревшей
продукции
- создание
правовой базы инновационных процессов,
особенно системы защиты авторских прав
инноваторов и охраны интеллектуальной
собственности
- кадровое
обеспечение инновационной деятельности
- формирование
научно-инновационной инфраструктуры
- институциональное
обеспечение инновационных процессов
в отраслях государственного сектора
- обеспечение
социальной и экологической направленности
инноваций
- повышение
общественного статуса инновационной
деятельности
- региональное
регулирование инновационных процессов
- регулирование
международных аспектов инновационных
процессов.
Общие
вопросы инновационной политики
находят отражение в указах Президента
РФ. В подготовке этих документов принимает
участие Отдел науки и образования аппарата
Президента. В 1995 году при Президенте РФ
создан Совет по научно-технической политике,
являющийся консультативным органом.
Основные задачи Совета:
- информирование
Президента о процессах, происходящих
в научно-технической сфере в стране и
за рубежом
- разработка
предложений о стратегии научно-технической
политики и формировании приоритетных
направлений в ее реализации
- анализ и
экспертиза поступающих на заключение
Президента проектов законодательных
актов по научно-техническим вопросам
- подготовка
предложений о заключении межгосударственных
соглашений по научно-техническим вопросам
- участие в
подготовке официальных документов и
материалов по научно-техническим вопросам
для Президента РФ.
Органы
законодательной власти РФ – Государственная
Дума и Совет Федерации имеют
право инициирования законов
в сфере научно-технической и
инновационной деятельности. В обеих
палатах функционируют соответствующие
комитеты – Комитет Госдумы по образованию,
культуре и науке и Комитет Совета
Федерации по науке, культуре и образованию.
Основным
органом, координирующим деятельность
министерств и ведомств в научно-технической
и инновационной областях, является
Правительственная комиссия по научно-технической
политике, которую непосредственно возглавляет
Председатель Правительства. Основными
функциями комиссии является обеспечение
согласованной работы федеральных органов
исполнительной власти и исполнительных
органов субъектов РФ, Российской академии
наук, отраслевых академий наук по формированию
и реализации государственной научно-технической
политики, стимулирование реализации
в производстве научно-технических достижений,
определение путей реформирования научно-технической
сферы в условиях рыночной экономики.
Миннауки
и технологий РФ является центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-технической
политики, осуществление мер по созданию
и развитию научно-технического потенциала.
Основные задачи данного органа исполнительной
власти:
- организация
научно-технического прогнозирования
- выбор и оценка
приоритетных направлений развития науки
и техники
- разработка
и применение организационно-экономических
механизмов реализации выбранных приоритетов
- разработка
государственных научно-технических программ
и проектов
- методическое
руководство подготовкой региональных
и межрегиональных научно-технических
программ
- финансирование
гражданских НИОКР общегосударственного
значения
- создание
и развитие благоприятной среды для научной
и инновационной деятельности
- формирование
соответствующих систем экономического
стимулирования и организационных структур
- создание
условий для опережающего развития фундаментальных
научных исследований
- обеспечение
формирования государственной политики
в области международных связей в сфере
науки и техники и др.