Методика анализа прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Финансовые результаты в условиях рыночного хозяйствования являются одним из главных ориентиров, характеризующим качество производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые результаты входят в программу развития предприятия, показывая итоговое значение осуществления комплекса стратегических и тактических задач. Поэтому они должны стать одним из критериев выбора новой стратегии развития для вывода предприятий на уровень, соответствующий возможностям и потенциалу отечественного производства для создания основы национальной конкурентоспособности, о необходимости которой отметил в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Д.А. Медведев [1]. При этом эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и так далее) характеризуется финансовыми показателями – прибылью и рентабельностью.

Работа содержит 1 файл

Методика анализа прибыли и рентабельности.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
tify">  Влияние изменения себестоимости продукции: 

  

  Влияния изменения цен на реализованную  продукцию:

  

  При выпуске нескольких видов продукции  возникает необходимость исчисления средней рентабельности, ее динамики и анализа влияния на ее величину изменения рентабельности отдельных видов продукции и изменения доли затрат на ее производство в общем объеме затрат. Средняя рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношение суммарной прибыли от реализации всех видов продукции (работ, услуг) к общей стоимости затрат на их производство и реализацию:

    

  где − суммарная прибыль от реализации всех видов продукции и услуг,

   − суммарные затраты на производство и реализацию всех видов продукции  и услуг,

    − уровень рентабельности отдельных  видов продукции,

    − удельный вес затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции.

  Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность предприятия, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

  Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:

   ,

  где    Пб – общая сумма балансовой прибыли (убытка),

  Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных  средств. [2, с. 312]

  Показатель  рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).

  Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, а если меньше – убыточным, если равно единице – безубыточным.

  Рентабельность реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к полной себестоимости реализованной продукции:

   ,

  где     Пр.п. – прибыль от реализации продукции,

  С – полная себестоимость реализованной  продукции.

  Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

  Средний уровень рентабельности продукции  можно представить как сумму  произведений рентабельности отдельных  видов продукции и структуры затрат на реализованную продукцию:

  r = r * d,

  где    r – уровень рентабельности отдельных видов продукции,

  d –  удельный вес затрат на производство  и реализацию отдельного вида  продукции.

  Рентабельность  производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

  Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:

  Ок = В/К,

  где    В-выручка от реализации продукции (работ, услуг),

  К – капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения). 

  Таблица 1 – Основные показатели хозяйственно–финансовой  деятельности ООО «Ювелирный клуб «Изумруд»  за 2006–2008 годы, тыс. руб.

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2007 г. к 2006 г. 2008 г. к 2007 г.
отклонение (+/–) % отклонение (+/–) %
Выручка от реализации 18300 20440 21000 +2140 111,69 +560 102,74
  Себестоимость реализуемой

  продукции

13280 14800 15180 +1520 111,45 +380 102,57
Издержки  обращения 4058 4676 4858 +618 115,23 –182 103,89
Издержки  обращения к обороту, % 22,17 22,88 23,13 +0,71 103,20 0,25 101,09
Прибыль от продаж 962 964 962 +2 100,21 –2 99,79
Рентабельность  продаж, % 5,26 4,72 4,58 –0,54 –0,14

  

  Рисунок 1 – Динамика показателей хозяйственно–финансовой  деятельности общества за 2006–2008 годы, тыс. руб.

  Анализ  показателей финансовой отчетности общества за 2008 год показывает, что  за анализируемый период отмечается тенденция роста абсолютных значений выручки от реализации ювелирных изделий, однако относительные значения по отношению к предыдущим годам имеют тенденцию к их снижению. Так, прирост выручки от реализации в 2007 году составил 11,69%. Однако в 2008 году наблюдается замедление темпов роста: прирост выручки составил всего 2,74%, что объясняется влиянием мирового финансового кризиса на покупательную способность населения в этом сегменте рынка и увеличением себестоимости реализуемых изделий.

  За 2006–2008 годы росла и себестоимость  проданных товаров: в 2007году темп роста  составил 111,45%, в 2008 году – 102,57%. В 2007 году возросли издержки обращения по сравнению  с 2006 годом и составили 115,23%, а  в 2008 году по сравнению с 2007 годом  увеличились на 3,89%.

  Негативным  моментом в деятельности считаем  сокращение прибыли от продаж в 2008 году. Прибыль от продаж уменьшилась на 0,21%. Это повлекло за собой снижение показателей рентабельности в анализируемом  периоде. В 2007 году по сравнению с 2006 годом рентабельность продаж уменьшилась на 0,54%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом – на 0,14%.

  Таким образом, динамика показателей хозяйственно-финансовой деятельности общества за 2006–2008 годы, показывает, что наряду с увеличением  объема продаж ювелирных изделий отмечается сокращение прибыли и снижение показателей рентабельности на предприятии, что обусловлено ростом себестоимости реализации товаров и показателей издержек обращения. Данная ситуация требует принятия управленческих решений по повышению рентабельности за счет снижения себестоимости реализуемой продукции и коммерческих расходов.

  При изучении динамики показателей финансовых результатов следует учитывать, что темп роста по абсолютным показателям  может быть рассчитан лишь в том  случае, если базисное и отчетное значения показателя имеют одинаковый знак. Если в базисном периоде имел место убыток, а в отчетном – прибыль, темп роста финансовых показателей прибыли не рассчитывается.

  Финансовый  результат деятельности предприятия  по производству продукции и услуг отражает показатель «валовая прибыль», поэтому необходим более детальный анализ именно этого показателя, включающий оценку выполнения плана, оценку изменения в динамике, факторный анализ прибыли. В целом по предприятию величина изменения валовой прибыли зависит от следующих факторов:

  – цен на готовую продукцию и  тарифов на услуги;

  – себестоимости единицы в продукции, работ, услуг;

  – объема продукции;

  – ассортимента продукции с точки  зрения ее доходности (рентабельности).

  Следует отметить, что в рыночных условиях хозяйствования показатели рентабельности предприятия, наряду с показателями деловой активности и финансовой устойчивости могут свидетельствовать о их конкурентоспособности. Абсолютная величина прибыли мало о чем говорит. Эффективность бизнеса определяется его рентабельностью. Можно, конечно, возражать, что отечественный бухгалтерский учет несовершенен, прибыль систематически занижается и тому подобное. Однако, как отмечают эксперты, невзирая на это, отечественный бизнес показывает впечатляющие результаты. Отношение прибыли после налогообложения к объему реализации по результатам 2007 года в среднем составило 18,1%. Рентабельность отечественных компаний ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз», Нефтяная компания «ЛУКойл», ОАО «Ростелеком» вдвое выше европейских (9,5% в среднем по FT-500 Europe) [5]. Рентабельность этих компаний превышает не только среднеевропейский, но и среднероссийский уровень (11,8%). Согласно данным рейтинга и Федеральной службы государственной статистики среди 6000 крупных и средних компаний, крупный бизнес, как правило, значительно рентабельней. 

  Задача

  Имеются следующие данные по организации  о прибыли от продажи продукции  и ее рентабельности:

  Вид

  продукции

Прибыль от продажи  продукции, млн. руб. Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным (+,–), %
Базисный  период Отчетный период
А 0,8 0,88 +10
Б 0,5 0,62 +12
В 1,1 1,0 -2

  Определите:

  1.         Общий индекс рентабельности реализованной продукции.

  2. Абсолютное изменение прибыли  от продажи продукции в результате роста рентабельности.

  Сделайте  выводы.

  Решение:

  Общий индекс рентабельности реализованной  продукции определяется по формуле:

    или 105,3%

  Общий индекс рентабельности реализованной  продукции составляет 105,3%, т.е. рентабельность в отчетном периоде выросла на 5,3% по сравнению с базисным.

  Абсолютное  изменение прибыли от продажи  продукции в результате роста  рентабельности определяется по формуле: 

   Пр = Пр0 * Рент i – Пр0 = 0,8 * 1,1 + 0,5 * 1,12 +

  + 1,1 * 0,98 – (0,8 + 0,5 + 1,1) = 0.118

  Абсолютное  изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности составляет 0,118 млн. руб.

  В среднем, рентабельность реализованной  продукции в отчетном периоде  увеличилась на 5,3% по сравнению с  базисным.

  Прибыль в отчетном периоде по сравнению  с базисным увеличилась на 0,118 млн. руб. за счет роста общей рентабельности реализованной продукции. 

  Список  используемой литературы  

  1.  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Официальный сайт Президента России. – (/ http:// www.kremlin.ru/)

  2.  Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / И.В. Анциферова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 800 с.

  3.  Дорофеев Е.А. Анализ финансовой отчётности: практикум / Е.А. Дорофеев. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

  4.  Керимов В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях: учебное пособие / В.Э. Керимов. – СПб.: Омега-Л, 2005. – 144 с.

  5.  Прибыль и рентабельность // Рейтинговое агентство «Экспертиза». – (http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/)

Информация о работе Методика анализа прибыли и рентабельности