Метод социометрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Работа содержит 1 файл

Метод социометрии.docx

— 20.36 Кб (Скачать)

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Одной из инноваций Морено является т.наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии  может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций  или групп населения.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются  основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых  людей в нежелании участвовать  в опросе. Когда вопросы или  критерии социометрии выбраны, они  заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или  иных членов группы в зависимости  от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению  с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность  обнаружить их симпатии и антипатии  один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь  зачитывает два вопроса: а) и б) и  дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

 

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам  помощь в подготовке к занятиям?

 

2. а) с кем Вы поехали бы  в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

 

3. а) кто из членов группы  лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет  исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе  Вы обратились бы за советом  в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

 

2. а) если бы все члены Вашей  группы жили в общежитии, с  кем из них Вам хотелось  бы поселиться в одной комнате?

 

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

 

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура  может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая  процедура. В данном случае испытуемому  предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа  выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в  указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Достоинством данного варианта процедуры является то, что она  позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого  члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой  структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической  процедуры является большая вероятность  получения случайного выбора. Некоторые  испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех».

Параметрический метод - испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.

Недостатком параметрической процедуры  является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или  Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки являются табличный, графический и индексологический. 
 
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

Взаимный положительный или  отрицательный выбор обводится  в таблице (независимо от очередности  выбора). После того, как положительные  и отрицательные выборы будут  занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму  всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого  члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь  равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая  и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).

Социометрические  индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.).

Социометрические  индексы позволяют представить  результаты опроса в количественной форме.

 


Информация о работе Метод социометрии