Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 16:14, контрольная работа
В современном мире прогресс каждой страны неотделим от ее участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями. Сегодня ни одна даже самая развитая страна не может одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Таким образом, времена националььной обособленности, хозяйственной замкнутости государств безвозвратно ушли в прошлое. Не случайно, несмотря на чередовавшиеся до сих пор периоды "похолодания" и "потепления" в международных отношениях, международные экономические связи постоянно расширялись. При этом они не только приносили экономическую выгоду конкретным странам, но и способствовали укреплению мира на Земле.
Введение 3
1. Этапы экономического развития страны 4
2. Социальная структура экономики 8
3. Промышленность 10
4 . Сельское хозяйство 11
5 . Минеральные ресурсы 12
6 . Транспорт 12
7 . Связь 13
8 . Качество и использование рабочей силы 13
9 . Внешние экономические связи 15
10. Роль страны в международном производстве, в международном разделении труда, в международной экономической интеграции 21
11. Прогноз и развитие экономических связей с Россией 24
12. Прогноз социально-экономического развития страны 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Содержание:
Введение
1. Этапы экономического
развития страны
2. Социальная структура
экономики
3. Промышленность
4 . Сельское хозяйство
5 . Минеральные ресурсы
6 . Транспорт
7 . Связь
8 . Качество и использование
рабочей силы
9 . Внешние экономические
связи
10. Роль страны в международном производстве, в международном разделении труда, в международной экономической интеграции 21
11. Прогноз и развитие
экономических связей с Россией
12. Прогноз социально-экономического
развития страны
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
В современном мире прогресс каждой страны неотделим от ее участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями. Сегодня ни одна даже самая развитая страна не может одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Таким образом, времена националььной обособленности, хозяйственной замкнутости государств безвозвратно ушли в прошлое. Не случайно, несмотря на чередовавшиеся до сих пор периоды "похолодания" и "потепления" в международных отношениях, международные экономические связи постоянно расширялись. При этом они не только приносили экономическую выгоду конкретным странам, но и способствовали укреплению мира на Земле.
Растет доля в международной торговле развивающихся стран. Это происходит благодаря увеличению экспорта сырья (а в последние годы и готовых изделий), с одной стороны, и импорта машин и продовольствия - с другой. Условия торговли для этих стран складываются неблагоприятно, так как цены на машины и оборудование растут быстрее цен на сырье. В этой связи существует опасность длительного закрепления за молодыми суверенными странами статуса сырьевых поставщиков для промышленно развитых государств. Развивающиеся страны преисполнены решимости перестроить свою внешнюю торговлю и изменить типичный характер их товарообмена - сырье на промышленные товары.
Весьма перспективна взаимная торговля между самими развивающимися странами, которая позволяет обмениваться конкурентоспособными товарами, не выходя на рынки крупных капиталистических стран.
1.Этапы экономического развития
В своем развитии экономика страны прошла ряд этапов, отличавшихся условиями производства и глубокими сдвигами в социально-экономической структуре. Это период восстановления, период развития трудоемких и капиталоемких отраслей промышленности и период развития наукоемких отраслей.
1. После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.
Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. В 1949 г. под действие закона о деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики.
Отказ от войны, зафиксированный в ст.9 конституции 1947 г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими западными странами бремя военных расходов - менее 1% ВВП. Эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию.
2. Следующий этап экономического развития характеризуется усилиями по развитию трудоемких традиционных и капиталоемких отраслей. Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии, базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение и т.д. За 1953 - 1971 гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения (24,9 раза), нефтепродуктов и каменного угля (19,3 раза), химии (12 раз), стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капиталоемкое направление развития противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения уровня жизни. Параллельно развивались трудоемкие отрасли промышленности, такие, как хлопчатобумажная, радиотехническая, автомобильная.
Активную роль в развитии новых отраслей играло государство. Протекционизм оставался важнейшим звеном промышленной политики. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В тот период были разработаны и последовательно внедрены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Проведение этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.
Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран - 39% в первой половине 70-х годов. Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5 - 2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16 - 19,4% ВВП.
Высокая норма капиталовложений отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования - его средний возраст поддерживался на уровне 5,5 - 6 лет (в США - 9 лет). Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность капитальных вложений.
Примерно до середины 60-х годов рост производственного аппарата обеспечивался массовым притоком рабочей силы из сельского хозяйства. Использование дешевой, но достаточно образованной рабочей силы обеспечивало выпуск конкурентоспособной продукции. В 1947 г. в стране была введена система всеобщего 9-летнего образования, а в последующие десятилетия - высшая ступень обучения. В результате был обеспечен высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки.
Хозяйственное развитие Японии в 50 - 60-е годы отмечалось особенностями в инновационной политике, которая основывалась на заимствовании научных достижений других стран, на создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило создать широкий набор производств как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени.
Результатом политики 50 - 60-х годов были самые высокие темпы прироста валового продукта - соответственно 14,9 и 11,3%. Это позволило резко усилить позиции страны в мировом производстве. В 1960 г. доля Японии достигла 3% ВМП, а к 1970 г. она уже удвоилась.
3. В 70-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы на мировых рынках создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, а начавшийся с середины 60-х годов рост реальной заработной платы начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей.
До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с дешевой рабочей силой. Действие прежних факторов, способствующих высоким темпам экономического роста, выявило структурное отставание японской промышленности, и национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям, к опережающему росту наукоемких отраслей. Поворот к новому типу воспроизводства был также связан с повышением роли услуг.
В этот период при направляющей роли государства производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, постепенно стало заменяться импортом.
Переход к новому типу воспроизводства сопровождался развитием самостоятельных научно-исследовательских работ. Значительно возросли усилия государства и компаний не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях в таких областях, как использование атомной энергии, освоение космического пространства, разработка информационных систем. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% в 1975 г. до 3,1% в 1985 г. По объему НИОКР страна сократила разрыв с США.
Доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта повышалась до начала 70-х годов (36,8% ВВП в 1970 г.), после чего стала понижаться. В рамках обрабатывающей промышленности произошли серьезные сдвиги. Возросла доля машиностроения с 30,7% в 1960 г. до 45% в 1990 г. и 56,5% в 1993 г., прежде всего за счет электротехнических производств. Доля текстильной, деревообрабатывающей промышленности значительно сократилась. Резко уменьшилась доля сельского хозяйства - с 13% в 60-х годах до 4% ВВП в 70-е годы. Третичная сфера несколько уступила по своему значению другим ведущим странам (50% в 1970 г., 60,7% в 1985 г.)
В 70 - 80-е годы темпы прироста были ниже прошлого периода: 4,5% в 70-е годы и 4% в среднем в год в 80-е годы. Но они были значительно выше общемировых, что упрочило позиции страны в качестве третей экономической силы в мире после США и СССР.
Длительное
время ВВП был единственным критерием
развития японской экономики. Считалось,
что экономический рост автоматически
ведет к повышению благосостояния, поэтому
специальные меры в этой области откладывались
до тех пор, пока страна не достигнет уровня
других стран.
2.
Социальная структура экономики
Особенность экономической модели Японии состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. В стране широко используется система общегосударственного регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер. Этим образуется сложная, взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний - "Кэй-данрэн", "Дюкай", "Никкэйрэн", а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами.