Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
В любой стране внешней торговле придают огромное значение. Известные экономисты мира считают, что, ни одной стране, не удастся сформировать нормальную экономику, удалившись с мировой арены экономических отношений.
Внешняя торговля в современном обществе является наиболее развитой формой международных экономических отношений, ее доля составляет примерно 80 % от всего объема международных связей и отношений.
В трех главных регионах, в 90-е годы, на долю внутрирегиональной торговли приходилась примерно половина мирового экспорта. Так же эти регионы охватили практически все развивающиеся страны, те же проявления тенденций наиболее ярко проявляющихся во внутрирегиональной и региональной структуре торговли товарами народного потребления.
В Западной Европе наиболее сильно выявляется текущая тенденция к регионализации международных торговых потоков, там же сложилась интеграционная группировка — ЕС, самая тесная и институционально оформленная.
Отсюда вполне закономерный рост удельного веса внутрирегиональной торговли (экспорта) в общем экспорте западноевропейских стран.
Можно говорить, что в современных условиях принадлежность к какой-то региональной экономической группировке в значительной мере отражается на росте внешней торговли страны. И чем крепче существующая группировка, благодаря более сильным внутренним связям стран-участниц, и взаимной заинтересованностью, тем успешней развивается их взаимный товарооборот8.
Наилучший пример этой закономерности наблюдается в ЕС состоящим из 15 западноевропейских стран, существует уже свыше 40 лет, который перешел (хотя и в неполном составе) с 1 января 1999 г. на евро общую — валюту. А к середине 90-х годов, всего в мире, по данным ГАТТ/ВТО, насчитывалось более 30 интеграционных группировок различного типа (экономические (и валютные) союзы, «общие рынки», преференциальные торговые соглашения, таможенные союзы, зоны свободной торговли).
Что
касается России, то ее геополитическое
и экономическое положение
В процессе регионализации затрагивается чрезвычайно чувствительные и болезненные вопросы государственного суверенитета. На каждом уровне интеграции обозначивается утрата части экономического, а соответственно, и политического суверенитета страны-участницы в пользу единого наднационального органа или даже всей региональной группировки, наделенного правом принятия решений без согласования с правительствами стран-членов9.
По опыту западноевропейской интеграции и некоторого числа других экономических группировок, успешно развивающихся, говорит о том, что основа этих процессов закладывается на начальном уровне и складывается из мельчайших нюансов, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных банков, компаний, их совместных инвестиционных проектов, взаимослияния предприятий и т.п. От этого зависит взаимная заинтересованность ее участников и соответственно прочность такой группировки, в частности, перспективы и жизнестойкость образованного в октябре 2000 г. Евроазиатского экономического сообщества (в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана).
В непосредственной связи с современными особенностями международной торговли изменяются условия мировых рынков, конкурентной борьбы на этих рынках и конкурентоспособности. Речь идет о том, что международная конкуренция все чаще приобретает глобальный характер. Глобальная конкуренция существенно расширяет сферу конкурентной борьбы на мировых рынках, наполняет новым содержанием понятие «конкурентоспособность». В настоящем времени на мировых рынках, все яснее проступает конкуренция налоговых систем следуя за конкуренцией товаров и услуг и государственного регулирования, научных потенциалов, систем образования, уровня культуры, «человеческого потенциала» разных стран. Особенно это проявляется в рамках «новой экономики», т.е. в наиболее динамичном секторе современной экономики и внешней торговли, в области информационных технологий, биотехнологий и т.п. Даже на традиционных рынках (например, сельскохозяйственной продукции) уже начали сталкиваться и конкурируют между собой достижения генной инженерии разных стран.
Это
открывает большие возможности
для использования
Таким образом, в этом смысле международная торговля, доля разных стран на мировых рынках, их участие в международном обмене товарами и услугами все больше становятся показателем общего экономического, научно-технического и интеллектуального развития той или иной страны10.
Масштабы глобальной конкуренции настолько значительны, а ставки в ней настолько высоки, что в борьбу на мировой арене все чаще вступают политические силы, в том числе на самом высоком уровне. Крупные торговые сделки нередко становятся предметом обсуждения на встречах президентов, премьер-министров, министров иностранных дел. Международная торговля постепенно все больше политизируется. И это касается не только военно-технического сотрудничества или крупных энергетических проектов, но и, скажем, международной торговли бананами, которая, как известно, в последние годы стала предметом острых противоречий между США и Западной Европой. То же самое можно сказать о проблемах экспорта сельскохозяйственной продукции. Наиболее откровенно высказался об этом президент Франции Ж.Ширак: в каждой своей зарубежной поездке он ощущает себя коммивояжером французских фирм11.
Так в сфере международной торговли ныне сплетаются экономика и политика, экономические и политические факторы. Наряду с растущим значением внешней торговли для экономического развития каждой страны, о чем шла речь выше, необходимо отметить сильнейшее давление социальных факторов, которые, с одной стороны, зависят от внешней торговли (например, занятость, рынки сбыта сельхозпродукции), а с другой, сами оказывают воздействие на ее состояние и международную конкурентоспособность (например, уровень зарплаты и налогов, государственная поддержка экспорта и т.п.).
В условиях глобальной конкуренции макроэкономические условия, связанные с экономической политикой государства имеют огромное значение. На государственные субсидии в различных формах, систему налогов и т.п. оказывает влияние уровень издержек тех или иных компаний, а потому и на их конкурентоспособность на мировых рынках. При этом меры экономической политики, продиктованные иногда чисто внутренними соображениями (например, повышение налогов в целях наполнения государственного бюджета), могут отрицательно влиять на внешнюю конкурентоспособность.
По мере роста значения международной торговли для экономического развития страны (а это общая тенденция) соотношение внутренних и внешних мотивов в сфере экономической политики изменяется в пользу последних несмотря на неизбежно возникающие при этом противоречия.
Современные
особенности международной
Здесь сталкиваются противоречивые интересы разных экономических, социальных и политических сил, интересы различных стран, сфер хозяйства, отраслей, компаний. Как правило самыми ярыми 'поборниками либерализации торговой политики (снижение таможенных пошлин, сокращение или отмена нетарифных барьеров, отказ от различных форм государственной поддержки экспорта и т.п.) выступают наиболее конкурентоспособные на мировых рынках компании, отрасли, страны. Но и они нередко (как, например, США или страны Европейского союза) вопреки собственной общей позиции прибегают к протекционистским мерам, если возникает угроза их экономическим интересам.
С
подобными угрозами в еще большей
мере сталкиваются сейчас страны со слабой
экономикой, в которой многие отрасли
оказываются
Таким образом, наступивший XXI в. сулит не только дальнейшее развитие тенденции к всеобщей глобализации с ее позитивными последствиями для тех стран, которые смогли вписаться в этот процесс, но и противоречия, и тяготы для стран, не захотевших или не сумевших двигаться в этом направлении.
Вопросы,
связанные с экономической
Обратим внимание в этом контексте и на взгляды известного финансиста Дж.Сороса, который в своих книгах о глобальном капитализме (1998 и 2000 гг.) предупреждает об опасности «рыночного фетишизма», всемерного (и всемирного) упования на то, что всеобщая либерализация рынков сама по себе приведет к наилучшим результатам и в экономике, и в социальной сфере. Утверждая, что «рынки врожденно аморальны», он выступает за международное регулирование мировой экономики во имя «морали и социального блага».
Конечно, для многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, протекционистская политика, в какой-то мере неизбежная, таит в себе определенные опасности. Очень важно следить за тем, чтобы эта политика не приводила к самоизоляции и к консервации экономической отсталости, чтобы она не превращалась в своего рода налог, который все общество платит в пользу неэффективных отраслей и компаний. При этом можно использовать временные ограничения (например, введение повышенных и постепенно снижающихся пошлин на определенные сроки).
Есть
все основания полагать, что Россия
со всем ее огромным экономическим и научно-техническим
потенциалом как страна, по своему геополитическому
положению принадлежащая Европе, будет
следовать в форваторе этой ведущей тенденции
современности, т.е. глобализации. Огромную
роль в этом процессе призвана сыграть
внешняя торговля нашей страны.
Вступая в XXI век, Российская Федерация должна решить двуединую задачу по восстановлению экономической мощи страны и интеграции в глобальную экономику. В отличие от Советского Союза она не может претендовать на роль «сверхдержавы». Однако по размерам своей территории, населения, экономического, научно-технического и военного потенциала Россия как великая держава имеет шанс стать одной из ведущих составляющих много-полярного мира, принимая равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы.
В 90-е годы Российская Федерация начала интегрироваться в мировую экономику, имея весьма слабые позиции. Наша зависимость от конъюнктуры цен на нефть и некоторые другие виды углеводородного сырья слишком велика, а добавленную стоимость на переработке нашего сырья получают другие государства. В результате ниша, которую Россия заняла на мировом рынке, явно не отвечает потенциалу страны, обладающей уникальным географическим положением, крупнейшими в мире природными ресурсами, высококвалифицированной рабочей силой, значительными экономическими и технологическими возможностями12.
Рыночная экономика в нашей стране слишком слабо развита и не соответствует современным требованиям. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, Российская Федерация находится на 55-м месте по конкурентоспособности в списке из 59 стран. В рейтинге человеческого развития ООН она занимает 62-е место.
Оказавшись на второстепенных ролях в мировой экономике, Россия через несколько лет может потерять и статус великой военной державы. Конечно, сегодня военная угроза для нее не велика. Однако в средне- и долгосрочной перспективе ситуация может измениться, если не будет создана надежная система международной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Для возрождения экономической мощи страны требуется стабильный экономический рост на уровне 8 – 10 % в год.
Сегодня на долю Европейского Союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза - 15,5 %) и более 40 % мировой торговли13.
Роль России в разных формах международных экономических отношений не одинакова. Наиболее активно Россия участвует в международной торговле.
Российская Федерация имеет очень выгодное экономико-географическое положение, поскольку является по сути «мостом» между главными центрами мировой экономики. Это создаёт благоприятные условия для развития международных экономических отношений, несмотря на то, что после распада СССР, состав и структура внешнеэкономических связей претерпели значительные изменения. Если раньше главными партнерами России были бывшие республики Советского Союза и страны Восточной Европы, то постепенно их место стали занимать страны Западной Европы и Южной Европы, а также Азиатско-Тихоокеанского региона. Особо нужно отметить таких торговых партнёров России как Германия, Великобритания, Италия, США, Япония и Китай. 20 % российского экспорта и импорта дают страны СНГ.
Информация о работе Место и роль России в международной торговле