Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа
Германия – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение Германии после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. В первое послевоенное десятилетие экономическая политика проводилась под знаком социального рыночного хозяйства с целью соединить конкуренцию, частную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью экономики.
Введение
1. Особенности развития экономики Германии
1.1 Этапы развития немецкой экономики
1.2 Модель хозяйственного механизма Германии
1.3 Основные показатели экономического развития
2. Место и роль Германии в мировом хозяйстве
2.1 Участие страны в международном товарном обмене
2.2 Участие страны в международной миграции рабочей силы
2.3 Место страны в международном движении капитала
3. Внешние стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке
3.1 Главные тенденции и проблемы экономики Германии
3.2 Российско-немецкие экономические отношения и их перспективы
Заключение
Список использованных источников
Можно отметить, что в 1990 году многие экономические показатели достигли наивысшей точки, а темпы роста ВНП (4,5%) оказались максимальными за последние 14 лет. В течение 1980-х годов рост выпуска промышленной продукции в среднегодовом исчислении составлял 5,2%. Но уже в середине 1991 года в Германии стало ощущаться резкое снижение динамики экономических показателей, а в начале 1993 года они упали до самой низкой отметки за всю послевоенную историю.
Пожалуй, главным фактором, повлиявшим на ухудшение экономической обстановки, стало воссоединение Германии в 1990 году: перевод командной экономики в пяти землях бывшей ГДР на принципы рыночного хозяйства был осуществлен очень быстро, по шоковому сценарию, а все затраты по этой трансформации легли на плечи Западной Германии, что повлекло за собой серьезные социально-экономические проблемы в обеих частях страны.
Среднегодовой прирост ВВП Германии в 90-е годы был в 2,2 раза ниже темпов развития мировой экономики в целом, в 6,5 раза ниже, чем в Китае и в 5 раз ниже, чем в азиатских НИСах.5 Более того, темпы роста экономики Германии были ниже, чем в промышленно развитых странах в целом или ЕС.
Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 дал старт созданию экономического и политического союза ; на территории всего союза, в том числе и Германии была введена единая валюта -евро.
В
90-е годы Германии удалось в значительной
степени воспользоваться
Мало обнадеживающим для экономики Германии оказалось начало нового века. В 2001 г. прирост ее ВВП оказался в 4 раза меньше среднемирового и, вопреки прогнозам, даже меньше, чем в США. Более того, по этому важнейшему показателю Германия отодвинулась на самое последнее место в ЕС.6
1.2 Модель хозяйственного механизма Германии
После второй мировой войны в немецкой экономике была принята концепция социального рыночного хозяйства (СРХ).
В ней в органическом единстве удалось совместить эффективный конкурентный рынок с благоприятным предпринимательским климатом и принципы социальной справедливости. Особенностью социального рыночного хозяйства является то, что эта либеральная в своей основе система предполагает сильную государственную политику, которая, в частности, активно участвует в его становлении. Такая политика означает не интервенционизм, не вмешательство в хозяйственные процессы и структуру, а формирование и изменение хозяйственного порядка.
Определяющее значение для разработки концепции социального рыночного хозяйства как нового хозяйственного и социального порядка имели теоретическое значение работы трех групп ученных:
1. Фрайбургской школы (Вальтер Ойкен, Франц Бем). Это направление именуют также ордолиберализмом. Основопологающий принцип данной школы – неразрывная связь порядка и свободы;
2. неолибералов гуманистической традиции (Вильгельма Репке и Александра Рюстова), Выступали за третий путь социально-экономического развития, критикуя как капитализм так и социализм. Отстаивая идею конкурентного порядка, выступали не только против монополизации, но и крупных предприятий как таковых.
3. социал-либералов (Альфред Мюллер-Армак). Главная идея – соединить принцип свободы на рынках с принципом социального выравнивания, государство наряду с политикой порядка необходимо проводить активную конъюнктурную политику, регулирующую общехозяйственный кругооборот.
Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики Л. Эрхарда были положены идеи вышеперечисленных ученых, и, прежде всего, В. Ойкен
Основой этой политики стали следующие принципы государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основной не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.
В действительности Федеративной Республикой Германией эта модель претворена в жизнь не в полном объеме. В ФРГ существуют проблемы с динамикой и структурным приспособлением (в том числе жесткая структура на рынке производства и рынке товаров, слишком высокие субсидии, слишком много урегулирований, мешающих силам рынка и, в частности, слишком широкое использование социального продукта со стороны государства). Поэтому постоянная задача экономической политики - направление всех усилий не создание социально-рыночного хозяйства и полное претворение в жизнь присущих ему черт. Таким образом, социально-рыночное хозяйство как концепция экономической политики нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное и социально справедливое устройство экономики и общества.
1.3 Основные показатели экономического развития
ВВП Германии в 2011 году, по данным Международного Валютного Фонда , составил 3,089 триллионов долларов США, что является пятым показателем в мире после США, Китая, Индии и Японии.
По данным Федерального статистического бюро Германии, ВВП страны в 2011 г. вырос на 3%.Аналитики также ожидали роста ВВП в 2011 г. на уровне 3%.7
Росту ВВП Германии в 2011 г. способствовал рост потребительских расходов, инвестиций и экспорта, отмечает статистическое бюро. Так, рост экспорта Германии в 2011 г. составил 11,4% в годовом исчислении, рост импорта — 13,2%.8
За первый квартал 2011 г. экономика ФРГ выросла на 1,5%. По сравнению с первым кварталом 2010 г., она выросла на 5,2 % . Это были самые высокие показатели со времени воссоединения Германии. Эксперты, проанализировав данные, полагали, что 2011 г. может стать годом экономического бума в ФРГ.
Во II квартале 2011 г. валовой внутренний продукт (ВВП) Германии с учетом сезонной корректировки вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом. В годовом исчислении ВВП за II квартал 2011 г. увеличился на 2,9%.
ВВП Германии в III квартале 2011 г. в сравнении с предыдущим кварталом вырос на 0,5% (с учетом сезонной корректировки). В сравнении с III кварталом 2010 г. (с учетом сезонной корректировки) ВВП этой страны за отчетный период увеличился на 2,6%.
По предварительным данным в IV квартале 2011 года ВВП Германии сократился по сравнению с III кварталом на 0,2% (см. приложение №1).
В
середине января 2012 года Министерство
экономики Германии вновь пересмотрело
прогноз по росту валового внутреннего
продукта (ВВП) в 2012 г. в сторону понижения.
Рост экономики по итогам следующего года
составит 0,7%. Новая оценка немецкого правительства
оказалась ниже предыдущей на 0,3 процентного
пункта (ранее Минэкономики прогнозировало
рост по итогам 2012 г. на уровне 1%).9
2. Место и роль Германии в мировом хозяйстве
2.1 Участие страны в международном товарном обмене
Немецкая экономика ориентирована на экспорт и поэтому сильно зависит от него. В то же время Германия является страной, бедной природными ресурсами, и имеет необходимость в импорте, особенно в энергетическом секторе (нефть, природный газ). В 2011 году Германия экспортировала товаров на сумму 1,060 трлн. евро, заняв по этому показателю второе место в мире после Китая, и импортировала товаров на сумму 902 млрд. евро (третье место в мире после Китая и США). Немецкий экспорт в 2011 году в первый раз превысил один триллион евро. Импорт также значительно превысил предыдущий рекорд в 805,8 млрд. евро в 2008 году. Сальдо торгового баланса достигло 158,2 млрд. евро.10
Среди экспортированных товаров в 2011 году наиболее велика доля машин и автозапчастей ( 17,4%) , второе и третье места занимают оборудование (15,2%) и продукция химической промышленности (9,5%).На эти три отрасли приходится 42,1% немецкого экспорта.
Около 71% от экспорта немецких товаров приходится на страны Европы. Доля товаров, экспортированных в государства Европейского союза, составила в 2011 году 59%. Вторым по значимости рынком сбыта для немецких товаров в 2011 году была Азия с долей около 16%, далее следует США с долей около 10%. Экспорт в Африку и Австралию / Океанию составил лишь соответственно 2% и 1%.
Товары, импортированные в 2011 году, поступили также в большинстве из Европы (69%), далее следуют Азия (19%) и Америка (9%). Кроме того, импорт из Африки и Австралии / Океании, как и экспорт, имел небольшую величину - 2% и 0,4%.
В 2011 году наибольшим рынком сбыта для Германии стала Франция, затем Нидерланды и США. Стоимость товаров, экспортированных во Францию, составила 101,6 млрд. евро (доля 9,6% от общего экспорта Германии), в Соединенные Штаты-73,7 млрд. евро (7,0%) и в Нидерланды-69,3 млрд. евро (6,5%).
Наибольшее
количество товаров было импортировано
в Германию из Нидерландов. На втором
и третьем месте следуют КНР и Франция. Из
Голландии импортировано товаров на сумму
82,2 млрд. евро (9,1% от общего числа немецкого
импорта), из Китая стоимостью в 79,2 млрд.
евро (8,8%) и из Франции стоимостью в 66,5
млрд. евро (7,4%).11
2.2 Участие страны в международной миграции рабочей силы
Со времен послевоенного бума 50-х годов германская экономика не может обойтись без рабочих-мигрантов. Большинство их вернулись в родные страны в Южной и Юго-Восточной Европе, но многие остались жить и работать в Германии. Остались и многие из позднее иммигрировавших турок. Благодаря этому Германия постепенно превратилась из «страны гастарбайтеров» в страну с управляемой иммиграцией. Вторая большая группа иммигрантов – это переселенцы немецкого происхождения, которые издавна жили на территории государств бывшего Советского Союза, Румынии и Польши и которые после краха коммунистических систем стали более активно возвращаться в Германию.
По
данным статистики, опубликованной Федеральным
ведомством статистики Германии в сентябре
2011 года, около 15,7 миллиона жителей Германии
(то есть почти каждый пятый, общая численность
Германии на конец 2011 года – 81,4 миллиона
человек) происходят из семей иммигрантов.
Из них чуть более половины (8,6 миллиона
человек) обладают немецким паспортом.12
Многие
рабочие-мигранты трудятся в качестве
неквалифицированной рабочей силы, так
как Германия вербовала прежде всего рабочую
силу для простых работ. Некоторые трудятся
в качестве квалифицированных рабочих
и лишь немногие имеют профессию, где требуется
сравнительно высокая квалификация. Исследования
показали, что семьям мигрантов в Германии
особенно трудно подняться по социальной
лестнице или улучшить свое экономическое
положение.
Тем не менее, в деле интеграции мигрантов за последние два десятилетия достигнут прогресс: законом облегчено приобретение германского гражданства, контакты между мигрантами и немцами стали более интенсивными, возросло позитивное отношение к этническо-культурному многообразию. А благодаря новому закону об иммиграции впервые появилась широкая правовая база, регулирующая все сферы миграционной политики: от вопросов иммиграции, ориентированной на потребности рынка труда, и иммиграции по гуманитарным причинам до вопросов интеграции. Тем не менее иммиграция остается вызовом, стоящим перед политикой и обществом. Усилия направлены на улучшение знаний немецкого языка, повышение шансов для детей мигрантов в сфере образования, а также на осуществление мер, предотвращающих создание так называемых «параллельных обществ» и «этнических гетто».
В первой половине 2011 года, по предварительным данным Федерального ведомства статистики в Германию иммигрировало 435.000 человек. По сравнению с первым полугодием 2010 года приток иммигрантов увеличился на 68.000 человек (+19%). Эмиграция за тот же период уменьшилась на 6.000 человек. Чистая миграция значительно увеличилась с 61.000 до 135.000 человек (+122%).
Информация о работе Место и роль Германии в мировой экономике: эволюция в XXI веке