Меркантилизм как первая школа политической экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Первой школой экономической науки был меркантилизм (от ита­льянского слова "мерканте" — торговец, купец), получивший рас­пространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в.
Меркантилизм выражал прежде всего экономическую полити­ку государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы пер­воначального накопления.

Работа содержит 1 файл

Меркантилизм как первая школа политической экономии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных предста­вителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона "Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция"). Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономичес­кой политики лидер монетаристов Милтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уров­ня национального дохода и теорию цикла.

За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил своё влияние, претерпел определённые изменения. Он стал пре­тендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективности экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представи­телями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

Значительное влияние на формирование монетаристской тео­рии оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймоне, И. Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд запаяных исследователей считает "реабилитацию" денег в системе экономических категорий.

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1) количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен; 2) для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов акти­вов, формой владения богатством; 3) анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги. Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капита­лом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокуп­ность денежных активов.

В монетаристском варианте количественной теории денег важ­ное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают её с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объясне­ния колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика — это наиболее эффективный инстру­мент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быст­ром росте денежной массы также быстро растёт номинальный до­ход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объём производства (в рамках ограничен­ного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант коли­чественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него — и хозяйственными процессами. Основы­ваясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счёт саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономическо­го цикла, в которой определяющую роль играют изменения денеж­ной массы.

Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие: модернизированный вариант количест­венной теории денег, концепция номинального дохода, передаточ­ный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействи денег на хозяйственные процессы.

Как отмечают Т. Майер и К. Брунер, в модели передаточного механизма превалирующую роль играют "монетарные силы" сред всех "импульсов, воздействующих на экономический процесс". Такими "монетарными силами" они считают деньги и цены. Монетаристская схема функционирует следующим образом. Величина спроса на деньги является результатом оптимизации различных альтернативных вложений в капитал и зависит от существующих или ожидаемых относительных цен различных активов.             

Монетаристскую схему действия "передаточного механизма", элементами которой являются деньги и цены, достаточно точно опи­сал английский экономист П. Браунин. Исходя из предположения, что заработная плата определяется соотношением спроса и предло­жения на рабочую силу на рынке, экономические агенты с целью повлиять на объём производства приспосабливают свой спрос на деньги к их предложению. Величина дохода также ставится в зави­симость от спроса и предложения денег. Занятость определяется уровнем реальной заработной платы, а абсолютный уровень цен не зависит от денежной массы. Полная занятость в этой схеме, отмеча­ет П. Браунин, может быть достигнута только за счёт снижения за­работной платы. Следовательно, все экономические процессы у мо­нетаристов связаны с колебаниями денежной массы. Любое откло­нение объёма производства от равновесия в данной схеме устраня­ется корректировкой спроса на деньги и их предложения, поэтому очевидной является приверженность монетаристов к денежному регулированию.

Исследователи монетаристской теории выделяют в ней четыре основные группировки: ортодоксальную, сторонников концепции рациональных ожиданий, градулистов и прагматистов. Основное, что позволяет производить различия между ними, состоит из трёх пунк­тов: степень эластичности цен; сущность функционирования пере­даточного механизма; природа рациональных ожиданий.

К ортодоксальным монетаристам следует отнести М. Фридмепа и Р. Селдена, к сторонникам рациональных отношений (правым мо­нетаристам), являющимся противниками макроэкономического ре­гулирования, сваливающим на ошибки в экономической политике нее проблемы функционирования капиталистической экономики, — 'Г. Саржента, Р. Бэкона, У. Элтиса и др.

Для обоснования своих выводов монетаристы широко применя­ют экономико-математические модели, которые существенно не от­личаются от кейнсианских.

В основу монетаристских принципов регулирования экономик наряду с концепцией экономического цикла положены разработанные ими теории инфляции и безработицы.

Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе её развития лежат изменения в соотношении между находящейся в обращении денежной массой и ре­альной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них.

Вместе с тем монетаристы— типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяс­нить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций капиталистической экономики. Полагаясь на эмпиризм, они рекомендуют определять размеры денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции. Вопрос о том, каким образом денежный фактор воздействует на динамику и результаты производства, по существу, обходится молчанием, поскольку авторы концепции не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистиче­ские данные из истории денежного обращения многими восприни­маются скептически.

 



Информация о работе Меркантилизм как первая школа политической экономии