Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:50, реферат
Первым проявлением экономических идей буржуазного общества стал меркантилизм. В Западной Европе он зародился уже в XV в., Но большое распространение получил в XVII в. Главной предпосылкой генезиса су меркантилизма было расписание феодализма и зарождения капитализма. Возникновение капиталистического способа производства в странах Западной Европы датируется XVI ст. Раньше в отдельных городах узбе режжя Средиземного моря можно было наблюдать лишь определены отдельные проявления капиталистических отношений.
В отличие от стран Западной Европы, где важную роль в переходе к капитализму играла внешняя торговля, в России последняя почти исключительно была в руках иностранных купцов, так и имела для развития экономики значительно меньшее значение. Россия не имела своего торгового флота, была отрезана от берегов Балтийского и Черного морей.
Своеобразие меркантилизма в России заключалось в том, что там не было чистого монетаризма, его элементы перемешивались с более зрелыми принципами «торгового баланса». С одной стороны, как и на По походке, меркантилизм в России отображал преимущественно интересы купечества, а с другой — российский меркантилизм был принципиально отличий им от западноевропейского. Если представители последнего источником богатства считали внешнюю торговлю, то в центре внимания российских меркантилистов было развитие производительных сил страны.
Российские ученые, в трудах
которых высказывались
По своему содержанию русский меркантилизм отличался от мероприятие ноевропейського и тем, что затрагивал еще аграрный вопрос. Проблемы колониализма в нем не заняли того места, которое они занимали в за хидноевропейському меркантилизме.
Однако экономическую роль государства российские ученые-экономисты трактовали значительно шире, хотя одновременно в России достаточно сильно проявилась дворянская ограниченность практического меркантилизма.
Идеологами новой
Впервые идеи меркантилизма
в России выразил выдающийся дипломат
60-х годов XVII в. Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин (1605 — 1680). Наиболее отчетливо
его экономические взгляды
Ордин-Нащокин, как меркантилисты в целом, защищал интересы купечества, а значит большое внимание уделял вопросам торговли и ее орга низации. О торговле он был высокого мнения, считая ее позитив ной и благородным делом. Торговлю он рассматривал не только как один из важных источников доходов государства, но и как отрасль хо ва, активно способствует росту народного благосостояния.
Вместе Ордин-Нащокин понимал, что торговлю (в том числе внешней ню) в России развито недостаточно. Причину этого он видит в бра ку капитала, в засилии иностранных купцов, которые проникали на российский рынок.
Главным для подъема производительных
сил России Ордин-Нащокин считал
развитие промышленности. Россия, подчеркивал
он, должна развивать промышленность
не только и не столько для продажи
товаров за границу, сколько для
удовлетворения потребностей внутреннего
рынка. Для этого России необходимы
разнообразные отрасли
Итак, экономические взгляды и практическая деятельность Ордин-Нащокина были направлены на то, чтобы ликвидировать экономическую и культурную отсталость России, перебороть засилие иностранного торгового капитала и создать отечественную промышленность.
Наиболее интересным и своеобразным выразителем меркантильных идей в России был Иван Тихонович Посошков (1652 — 1726). Автор знает менитои «Книги о скудости и богатстве» (1724) происходил из оброч них крестьян. В разных документах его называют по-разному: то прежним крестьянином, то купцом, то ремесленником, то служилой лю единственной. Позже Посошков очевидно разбогател, о чем свидетельствует е го завещание, согласно которому ему принадлежали несколько крестьянских дворов, большое количество земли, два дома в Петербурге, даже крепостные.
Экономическую программу Посошкова изложена в его «Книге о скудости и богатстве». Она очень близка к идеям классического мэр кантилизму, особенно к идеям Монкретьена.
Основной линией этой программы является всестороннее развитие производительных сил, отечественной промышленности, торговли, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России, достижения ее экономической независимости.
Посошков — большой поборник развития в России различных ремесел, но он, как и положено поклоннику меркантилистской теории, по всем видам деятельности наибольшее значение придает торговле, а из общественных классов — купечеству. Однако дальше Посошков становится более оригинальным и требует, чтобы торговлей занимались не все, а только профессионалы-торговцы, отстаивая предоставление последним монопольного права на тор гивлю. Он является сторонником выделения торговцев как определенного соци ального слоя с тем, чтобы их было окружено особым государственным попечительством. Представители других слоев общества могут за йматися торговлей только тогда, когда они войдут в купеческой прослойки.
Относительно внешней
торговли, то лейтмотивом экономической
программы Посошкова является «символ
веры» меркантилизма — больше
продавать и меньше покупать. Он
был сторонником активного
Как и все меркантилисты. Посошков заботился о сохранении и увеличении количества денег в стране. Поэтому он считал, что завозить из-за рубежа следует только то, что не производится в России и без чего обойтись невозможно. Он был категорически против завоза из-за кор Дону предметов роскоши, называя это ненужной тратой общест шей. Однако взгляд на деньги в Посошкова довольно противоречивым. Его считают номиналистом, поскольку он утверждал, что деньги создает царь, который может превратить копейку на рубль, доста тньо лишь поставить соответствующий штамп. Но установлена царем ценность денег имеет силу только внутри государства, за рубежом же российские деньги тамошние купцы оценивают на вес металла в них. Так, по западноевропейских стран Посошков придерживается товарно-металлистической теории денег.
У Посошкова нет свойственного представителям захидноевропей ского меркантилизма отождествление богатства с деньгами. Он разрез ствует два вида богатства: вещественное и невещественное. Под вещественным он понимает конкретные материальные блага и деньги, а во неречових — «правду», т. е. умелое управление государством, хорошие законы и праведный суд. Посошков различает также богатство государства (доходы казны) и богатство народа (народное хозяйство), ставя во главу угла именно богатство народа.
Принципы, изложенные в произведениях
этих мыслителей, нашли практическое
отражение в известных
Эта политика несомненно была прогрессивной и отвечала потребностям России начала XVIII ст. Она имела много общего с кольберизмом, но Петр не ограничивался поощрением торговли и о промышленности, а принимал действенные меры для развития сельского хозяйства.
Определенные черты
Одним из наиболее последовательных сторонников реформ Петра I в области экономики, образования, государственного управления стал Феофан Прокопович (1681 — 1736) — историк, философ, писатель, политический деятель, профессор Киевской академии, а впоследствии ее ректор.
Ф. Прокопович, как и современные
ему российские меркантилисты, был
сторонником активного
Г. Грабянка и С. Величко — идеологи казацкой старшины и шляхты первой половины XVIII в. — Также придавали большое значение развитию ремесел, промышленности и торговли, распространению образования.
Экономическая мысль Украины
(как и России) той эпохи основном
отличалась от западноевропейских меркантилистских
концепций широтой и
В целом меркантилизм (особенно
на втором этапе своего роз витку)
имел исторически прогрессивный
характер. Значение теории «тор гового
баланса »заключалось в том, что
она предлагала более зрелое и
эффективное решение
Информация о работе Меркантилизм, его развитие и распространение (15-18 вв.)