Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:48, реферат

Описание работы

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

     Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

    Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

    Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

    Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

естественная  государственная монополия  (железнодорожный  транспорт, связь, фундаментальная  наука);

•          охрана окружающей среды и использование  ресурсов;

•          сертификация, стандартизация, метрология;

•          социальная политика, прежде всего, —  это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).

 

Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить соответствующую  экономическую политику, которая  складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

 

■ Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование государственным  бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

      Во время спада производства для увеличения совокупного спроси государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

    Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

     Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, поскольку государство может запаздывать в своих действиях.

    В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

 

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических колебаний. Осуществляя только эту политику, государство не может выполнять свои функции £ез соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

 

■ Кредитно-денежная политика — это  целенаправленное управление государства  банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной  кредитно-денежная политика позволяет  справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.

 

    Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный Банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

    Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резервы. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

     Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При скупке ценных бумаг у их держателей появляются свои денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

     Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должны проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

 

■ Научно-техническая политика. Ускорение  научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что в послевоенный период эта страна правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

     Под единой научно-технической политикой государства по-' нимается   система   целенаправленных   мер,   обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

    Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. Общепризнаны следующие приоритетные направления в развитии науки и техники: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий, биотехнология.

     Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика ускоряют НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

    Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

 

Эффективная научно-техническая политика не может  быть осуществлена без соответствующей  поддержки государством на достаточно высоком уровне средней и высшей школы, а также академической  науки.

    ■ Амортизационная политика — составная часть общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов.

    При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов;

 

•          своевременное    осуществление    переоценки    основных фондов, особенно в условиях инфляции;

•          нормы  амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

•          амортизационные  отчисления  на  предприятиях должны использовать только исходя из функционального  назначения;

•          нормы  амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

•          возможное   осуществление   предприятиями   ускоренной амортизации;

•          амортизационная   политика должна  способствовать  обновлению основных фондов и ускорению НТП.

 

С 1991 г. амортизационная политика государства  существенно изменилась: амортизационные  отчисления стали производиться  только на полное восстановление (реновацию) основных фондов, а на капитальный ремонт они были отменены; амортизация стала начисляться в пределах нормативного (а не фактического как раньше) срока службы средств труда; амортизационные отчисления предприятий полностью остаются в его распоряжении; разрешена ускоренная амортизация основных фондов.

 

■ Важный момент в амортизационной  политике — своевременность переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции. Согласно Постановлению Правительства  РФ от 19 августа 1994 г. № 967 всем предприятиям независимо от форм собственности разрешено осуществлять переоценку основных фондов путем индексации их балансовой стоимости в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства, а также проводить индексацию амортизационных отчислений путем применения поправочного коэффициента, соответствующего индексу инфляции, опубликованному органами государственной статистики. Этим же Постановлением всем предприятиям разрешено начиная с 1 июля 1994 г. принимать понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятия и организации после переоценки основных фондов существенно ухудшаются. Подобные переоценки и индексации осуществляются ежегодно. Все эти меры Правительства должны привести к созданию благоприятных условий для активного обновления основных фондов и ускорению научно-технического прогресса. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

     Инвестиционная политика. Важными рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

    Существенный спад производства за период 1991-1994 гг, т.е. за период проведения реформ, в значительной степени был обусловлен существенным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в три раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

    В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

     В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

 

•          кредитно-финансовой и налоговой политикой;

•          предоставлением самых различных  льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое  перевооружение производства;

•          амортизационной политикой;

•          созданием благоприятных условий  для привлечения иностранных инвестиций;

•          научно-технической политикой и  др.

 

Будущее экономики  страны в значительной степени зависит  от инвестиционной политики, проводимой государством.

 

■ Государственное  предпринимательство. Одно из важнейших  форм прямого вторжения государства в экономику — государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

 

Государство выступает самостоятельным субъектом  хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную  перестройку производства, смягчение  отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Информация о работе Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность