Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:29, курсовая работа
Цель данной работы найти пути решения проблемы обеспеченности строительных предприятий материально-техническими ресурсами в сложившейся ситуации на рынке.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации материально-технической обеспеченности строительного производства, проанализировать материально-техническую обеспеченность отдельно взятого предприятия, выявить взаимосвязь материально-технической обеспеченности предприятия с его экономическими показателями эффективности, обобщить эту взаимосвязь для всего строительного производства, разработать пути повышения экономической эффективности, а также предложить варианты минимизации материальных затрат при строительстве.
С точки зрения функционального назначения в общей структуре народного хозяйства П.В. Смирнов [20] выделяет следующие виды логических систем: макрологистика, микрологистика и металогистика.
Макрологическая система представляет собой объединение всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям народного хозяйства.
Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы.
Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделений, различных предприятий и систем.
Например, если
объединение всех предприятий
и организаций республики
Логистическая деятельность базируется на трех основах:
Предметом логистики являются комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистема материально-технического снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации.
Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения и рациональном использовании.
Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов и имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России и Казахстане в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники в монтаж.
Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения в обеспечении строительства материалами методов логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.
Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства по мнению В.И. Соболева [21] являются сейчас теми секторами экономики России, в которых уже имеются условия, достаточные для использования логических решений в организации материальных потоков, в том числе товародвижения:
-
на рынке строительных
-
предприятия промышленности
-
значительная часть
-
материальный поток в
-
материальный поток в
-
материальный поток в
Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логических решений, т.е. «определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логической цепи, включение в нее торговых посредников. В особенности это относится к процессу материально-технического обеспечения малого бизнеса, получившего в России и Казахстане широкое развитие именно в строительстве».[21]
Специфическим
для строительства
В заключение следует отметить следующее.
Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. Состояние спроса со стороны строительного комплекса и ценовая политика поставщиков стали основными факторами конъюнктуры рынка строительных материалов. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей – минимальные затраты на ее приобретение.
Перед
строительным комплексом (крупнейшим
субъектом конечного
В
отрасли капитального строительства
и на рынке строительных материалов
уже сейчас созрели условия для
широкого применения логических решений
в организации материальных потоков.
Перестройка экономического механизма в нашей стране повлекла за собой изменение характера инвестиционной деятельности, в том числе в сфере капитального строительства.
В настоящее время строительство любого объекта или комплекса объектов принято организовывать по методу «управления проектом».
В работе А.К. Казанцева [9] широк и подробно изложен процесс реализации инвестиционно-строительных проектов на основе метода «управления проектом» с характеристикой и анализом всех его фаз. В соответствии с этим методом организация закупок и поставок материальных ресурсов в жизненном цикле проекта занимает ведущее место, является задачей первостепенной важности и характеризуется следующим:
-
планирование и организация
-
графики поставок
- выбор поставщиков материальных ресурсов осуществляется на основе изучения так называемых квалификационных анкет призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности поставщика;
- список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта;
-
окончательный выбор
-
учет и контроль за
Вместе с тем следует отметить, что метод «управления проектом» хорошо разработан для одного отдельно взятого проекта и не учитывает специфики, когда подрядная организация выполняет строительство определенного множества проектов исходя из своей производственной мощности.
В
настоящее время вопросы
Это
вызвано тем, что руководству
организации необходимо совмещать
противоречащие друг другу требования,
выраженные в контрактах по строительству
отдельных объектов, с требованиями
эффективного использования материально-
В этой связи эффективная организация процесса материально-технического обеспечения строительства, выбор его рациональных форм, которые должны учитывать неопределенность хозяйственных связей по поставкам ресурсов, приобретают первостепенное значение.
Руководствуясь работами ряда авторов [16, 17, 24] все разнообразие форм организации материально-технического обеспечения строительства в настоящее время можно свести в три группы.
Первая,
назовем ее автономная,
строиться на преимущественно прямых
связях с поставщиками материальных ресурсов
и организационно полностью замыкается
рамками строительной фирмы. Подобная
организация МТО строительства характерна
для достаточно крупных строительных
фирм, имеющих стабильные заказы и сохраняющих
определенную специализацию. Они, как
правило, располагают собственной сетью
экономически зависимых снабженческих
подразделений, включая и подразделения
производственно-
Вторая группа включает строительные фирмы, в равной мере использующие как прямы хозяйственные связи, так и услуги коммерческих посредников. Обычно это средние и мелкие строительные предприятия, склонные к универсализации и диверсификации производства. Они чаще всего используют лишь элементы (фрагменты) системы производственно-технической комплектации на отдельных объектах.
Третью группу образуют специализированные предприятия и организации материально-технического обеспечения строительства (включая УПТК).
Состав производственных подразделений службы МТО строительной фирмы также достаточно разнообразен и зависит в первую очередь от таких факторов как: масштабы и география деятельности фирмы; отраслевая принадлежность фирмы и продуктовая специализация; уровень кооперации в области МТО строительства и.т.п.