Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:52, реферат
Жизнь и деятельность современного человека неразрывно связана с потреблением многочисленных видов товаров и услуг. Деловая активность людей делится на производство товаров и оказание услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей человека и динамичное развитие экономики государства.
В экономике страны сферы услуг и производства товаров являются органичными взаимодополняющими отраслями.
Введение
Масштаб распространения сферы услуг в мировой экономике
Значение сферы услуг
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО И ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДОКЛАД
ПО ПРЕДМЕТУ: Экономика отрасли РДиГБ
НА ТЕМУ: Масштабы распространения и значение экономики сферы услуг
ВЫПОЛНИЛА: ЖАЙСАНБАЕВА Н.С
ПРОВЕРИЛА: Туебекова З.Ж.
АЛМАТЫ, 2012г.
Содержание:
Введение
Жизнь и деятельность современного человека неразрывно связана с потреблением многочисленных видов товаров и услуг. Деловая активность людей делится на производство товаров и оказание услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей человека и динамичное развитие экономики государства.
В экономике страны сферы услуг и производства товаров являются органичными взаимодополняющими отраслями.
Одним из видов человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей посредством услуг является сервис. Сервисная деятельность представляет область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.
В структуре мировой рыночной
экономики наряду с рынками товаров,
капиталов, рабочей силы существует
рынок услуг. Рынок услуг представляет
сложную систему, включающую разнообразные
элементы, основной функцией и задачей
которых является удовлетворение потребностей
населения в услугах. В основе
рынка услуг лежит обширная и
быстрорастущая часть мирового хозяйства
– сфера сервиса. В мировой
экономике сфера сервиса
В условиях современной экономики роль сферы сервиса определяется следующими условиями:
- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;
- сфера сервиса неуклонно
увеличивает свою долю в
- за счет сферы
сервиса сокращается время
Масштаб распространения
сферы услуг в мировой
Сфера услуг завоевывает
в последние десятилетия все
более устойчивые позиции в мировой
экономике. Для многих стран характерны
увеличение объемов производства услуг,
возрастание доходов от сервисной
деятельности, повышение занятости
в этой сфере, расширение экспорта и
импорта услуг. Изменения, происходящие
в сервисном секторе, столь существенны
в мировом масштабе, что современная
экономика удостоилась
Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в ВВП обозначилась в развитых странах в 1960–1970-х гг. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП.
К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила 3/4 ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%). На долю сервисной индустрии более 50% ВВП приходится практически во всех государствах Западной Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, в Гонконге (90%) и Сингапуре (69%). Для таких стран высокий уровень развития сферы услуг, как правило, гармонично обеспечивается самыми разнообразными видами сервисной деятельности: финансово-кредитными и образовательными, бытовыми и туристическими,
медицинскими, телекоммуникационными и прочими услугами.
Вместе с тем следует отметить существенное увеличение доли занятых в сервисном секторе по сравнению с соответствующим значением для промышленного производства. Наиболее высокая занятость в сфере услуг в США (79% занятого населения), Нидерландах (78%), Великобритании (76%), Швеции (76%), Люксембурге (76%), Канаде (76%), Австралии (75%), Франции (74%), Бельгии (74%), Дании (74%) и некоторых других странах.
Высокий уровень развития
сектора услуг свойствен и
значительному числу
Речь идет главным образом о странах, обладающих уникальными
природными ресурсами, и (или) странах, на территории которых находятся образцы всемирного культурного наследия. Превалирующую роль в их экономике играют, как правило, туристическая сфера, финансово-кредитная система, транспорт и некоторые другие отрасли индустрии услуг.
Столь активное развитие сферы услуг в мире обусловлено влиянием целого ряда факторов, среди которых К. Лавлок, один из всемирно признанных авторитетов в области управления сервисными организациями, выделяет пять основных:
•политика государства;
• тенденции бизнеса;
•развитие информационных технологий;
•социальные изменения;
•интернационализация сферы услуг.
Значение сферы услуг
В современном обществе сфера
услуг становится важнейшей составляющей
хозяйства страны и важным фактором
ее экономического развития. Все
большая доля национальных и мировых
ресурсов перемещается в данную сферу,
все большая часть доходов
направляется на удовлетворение потребностей
населения посредством
По мере развития общества,
роста производительных сил происходит
определенное развитие сферы услуг.
Наблюдается увеличение занятости
в этой сфере, рост технической оснащенности
труда, внедрение все более
По мнению некоторых авторов,
в настоящее время именно сфера
услуг представляет собой ключевой
фактор развития человеческого капитала
и на этой основе экономического роста.
Поэтому исследование условий и
закономерностей возрастания
С переходом на систему
национальных счетов сфера услуг
стала рассматриваться в
В настоящее время сфера
услуг играет определяющую роль в
экономике развитых стран. Наибольшая
доля сферы услуг в структуре ВРП развитых
стран в 2003 г. зафиксирована в США - 80%. Далее
идут страны Западной Европы с показателями
67-71%.
Рост активности
в сфере услуг носит стабильный характер
и увеличение вклада сферы услуг в формирование
ВВП развитых стран за вторую половину
ХХ в. составило 30-50%.
Интересно
отметить, что, во-первых, в развитых государствах
Европы доля сферы услуг в ВВП приблизительно
равна, и, во-вторых, темпы ее роста замедляются.
Следовательно, существует определенное
(возможно, оптимальное) соотношение между
производственным и непроизводственным
секторами экономики, находящееся на уровне
70%.
Более быстрый рост сферы
услуг реален, тем более, что появляются
новые виды деятельности и новые инвестиционные
возможности. Особенно ускоренно уже сейчас
развиваются рынки информационных и телекоммуникационных,
медицинских, интеллектуальных услуг,
связи, Интернет, рынки продажи автомобилей,
особенно иномарок. Стремительно развивается
индустрия развлечений.
В современных условиях значение сферы услуг проявляется в:
В целом, сфера услуг, ее масштабы,
структура и уровень развития занимают
сейчас особое место в оценке экономического
статуса страны. Это обусловлено во многом
тем, что резко усиливается взаимосвязь
развитости сферы услуг и уровня развития
всей национальной экономики.
По имеющимся данным, в 80-90-е гг. XX в. доля третичного сектора, как по некоторым подходам именуется сфера услуг, в валовом внутреннем продукт развитых стран мира составляла 63 %, а в развивающихся странах – 49 %. При этом в США доля занятых в сфере услуг превысила 50 процентный рубеж в 1955 г., в Великобритании – в 1960 г., во Франции – в 1970 г., в Японии – в 1975 г., в ФРГ и Италии – в 1980 году, а в России – в 1995 году.
В настоящее время в США на сферу услуг приходится около 80 % рабочих мест, 74 % ВВП и сосредоточено 40 % основных производственных фондов. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63 % ВВП и 62 % занятых. В Японии – 59 и 56 % соответственно. По данным МВФ (Международный валютный фонд), в начале XXI в. все виды услуг составляют около 70 % стоимости всего результата мирового производства.
В современной экономике услуги выступают полноправными объектами мировой торговли. Из-за неосязаемости услуг этот вид внешнеэкономических отношений иногда называют невидимым экспортом и импортом. При этом экспорт и импорт услуг может носить как самостоятельный характер, так и сопутствовать торговле продуктами промышленного производства на мировом рынке (например, страховые, юридические, банковские и тому подобные услуги).
По данным ВТО (Всемирная Торговая Организация), в 2006 г. объем экспорта коммерческих услуг в мире составил $2766 млрд., а импорта—$2627 млрд., в то время как в 1980 г. соответственно $365 и $402 млрд. Мировым лидером в области торговли услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг в 2006 г. равнялась 14,4% и 11,7%.
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.
Это объясняется следующими причинами:
Заключение
Таким образом, сфера сервиса является одной из динамично развивающихся отраслей экономики.
И ее роль сферы услуг проявляется в:
ЛИТЕРАТУРА
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. - М.: Аспект Пресс, 2004.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 1. Формирование сферы услуг.- М.: Вега Интел XXI, 2000.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 2. Экономика предприятий сферы услуг. - М.: Кандид, 2001.
Информация о работе Масштабы распространения и значение экономики сферы услуг