Масштабы распространения и значение экономики сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

Жизнь и деятельность современного человека неразрывно связана с потреблением многочисленных видов товаров и услуг. Деловая активность людей делится на производство товаров и оказание услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей человека и динамичное развитие экономики государства.
В экономике страны сферы услуг и производства товаров являются органичными взаимодополняющими отраслями.

Содержание

Введение
Масштаб распространения сферы услуг в мировой экономике
Значение сферы услуг
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

По мере развития общества.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО И ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ДОКЛАД

ПО ПРЕДМЕТУ: Экономика  отрасли РДиГБ

НА ТЕМУ: Масштабы распространения и значение экономики сферы услуг

 

 

 

 

 

                 ВЫПОЛНИЛА: ЖАЙСАНБАЕВА Н.С

                 ПРОВЕРИЛА: Туебекова З.Ж.

АЛМАТЫ, 2012г.

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Масштаб распространения сферы услуг в мировой экономике
  3. Значение сферы услуг
  4. Заключение
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь и деятельность современного человека  неразрывно связана с  потреблением многочисленных видов  товаров и услуг. Деловая активность людей  делится на производство товаров  и оказание услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей человека и динамичное развитие экономики государства.

В экономике страны сферы  услуг и производства товаров  являются органичными взаимодополняющими отраслями.

Одним из видов человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей посредством  услуг является сервис. Сервисная  деятельность представляет область  человеческих взаимоотношений, где  формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.

В структуре мировой рыночной экономики наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг. Рынок услуг представляет сложную систему, включающую разнообразные  элементы, основной функцией и задачей  которых является удовлетворение потребностей населения в услугах. В основе рынка услуг лежит обширная и  быстрорастущая часть мирового хозяйства  – сфера сервиса. В мировой  экономике сфера сервиса выступает  главным фактором повышения уровня качества жизни.

В условиях современной экономики  роль сферы сервиса определяется следующими условиями:

- в сфере сервиса постоянно  создаются новые рабочие места;

- сфера сервиса неуклонно  увеличивает свою долю в валовом  внутреннем продукте страны;

   - за счет сферы  сервиса сокращается время обслуживания  домашнего хозяйства, что повышает  качество жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масштаб распространения  сферы услуг в мировой экономике

 

Сфера услуг завоевывает  в последние десятилетия все  более устойчивые позиции в мировой  экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной  деятельности, повышение занятости  в этой сфере, расширение экспорта и  импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, столь существенны  в мировом масштабе, что современная  экономика удостоилась определения  «сервисная», или «экономика услуг».

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в ВВП  обозначилась в развитых странах  в 1960–1970-х гг. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, сервисный  сектор составляет около 70% мирового ВВП.

К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила 3/4 ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%). На долю сервисной индустрии более 50% ВВП приходится практически во всех государствах Западной Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, в Гонконге (90%) и Сингапуре (69%). Для таких стран высокий уровень развития сферы услуг, как правило, гармонично обеспечивается самыми разнообразными видами сервисной деятельности: финансово-кредитными и образовательными, бытовыми и туристическими,

медицинскими, телекоммуникационными  и прочими услугами.

Вместе с тем следует  отметить существенное увеличение доли занятых в сервисном секторе  по сравнению с соответствующим  значением для промышленного  производства. Наиболее высокая занятость в сфере услуг в США (79% занятого населения), Нидерландах (78%), Великобритании (76%), Швеции (76%), Люксембурге (76%), Канаде (76%), Австралии (75%), Франции (74%), Бельгии (74%), Дании (74%) и некоторых других странах.

Высокий уровень развития сектора услуг свойствен и  значительному числу государств, не принадлежащих к группе высокоразвитых. Так, например, доля сферы услуг в  ВВП составила в 2007 г. в Иордании 65%, в Тунисе — 62, на Ямайке — 60, в  Парагвае — 54%. Примечательно, что в  сфере услуг таких стран нередко  доминируют отдельные сервисные  отрасли.

Речь идет главным образом  о странах, обладающих уникальными

природными ресурсами, и (или) странах, на территории которых находятся образцы всемирного культурного наследия. Превалирующую роль в их экономике играют, как правило, туристическая сфера, финансово-кредитная система, транспорт и некоторые другие отрасли индустрии услуг.

Столь активное развитие сферы  услуг в мире обусловлено влиянием целого ряда факторов, среди которых  К. Лавлок, один из всемирно признанных авторитетов в области управления сервисными организациями, выделяет пять основных:

•политика государства;

• тенденции бизнеса;

•развитие информационных технологий;

•социальные изменения;

•интернационализация сферы услуг.

 

 

 

 

 

              Значение сферы услуг

В современном обществе сфера  услуг становится важнейшей составляющей хозяйства страны и важным фактором ее экономического развития.  Все  большая доля национальных и мировых  ресурсов перемещается в данную сферу, все большая часть доходов  направляется на удовлетворение потребностей населения посредством потребления  различного рода услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных  технологий. В настоящее время  роль услуг, как одного из важнейших  секторов экономики, очень велика и  актуальна. Это связано с усложнением  производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального  спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без  существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

По мнению некоторых авторов,  в настоящее время именно сфера  услуг представляет собой ключевой фактор развития человеческого капитала и на этой основе экономического роста. Поэтому исследование условий и  закономерностей возрастания роли сферы услуг в современной  экономике является чрезвычайно  актуальным.                                       

С переходом на систему  национальных счетов сфера услуг  стала рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики, по которому, наряду с производством  товаров и другими видами экономической  деятельности, обеспечивается статистическое наблюдение и подготовка статистической информации для сопоставлений на внутригосударственном и международном  уровне.  

В настоящее время сфера  услуг играет определяющую роль в  экономике развитых стран. Наибольшая доля сферы услуг в структуре ВРП развитых стран в 2003 г. зафиксирована в США - 80%. Далее идут страны Западной Европы с показателями 67-71%.  
          Рост активности в сфере услуг носит стабильный характер и увеличение вклада сферы услуг в формирование ВВП развитых стран за вторую половину ХХ в. составило 30-50%.  
         Интересно отметить, что, во-первых, в развитых государствах Европы доля сферы услуг в ВВП приблизительно равна, и, во-вторых, темпы ее роста замедляются. Следовательно, существует определенное (возможно, оптимальное) соотношение между производственным и непроизводственным секторами экономики, находящееся на уровне 70%.  

Более быстрый рост сферы  услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно уже сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.  

В современных условиях значение сферы услуг проявляется в:

    • Она выступает важным сектором национального и мирового хозяйства;
    • Играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
    • Оказывает все возрастающее значение на функционирование и развитие самого материального производства;
    • Способствует увеличению свободного времени;
    • Создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества;
    • Выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
    • Обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны. 

В целом, сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено во многом тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики. 

По имеющимся данным, в 80-90-е гг. XX в. доля третичного сектора,  как по некоторым подходам именуется сфера услуг,  в валовом внутреннем продукт развитых стран мира составляла 63 %,  а в развивающихся странах – 49 %.  При этом в США доля занятых в сфере услуг превысила 50 процентный рубеж в 1955 г., в Великобритании –  в 1960 г.,  во Франции – в 1970 г.,  в Японии – в 1975 г.,  в ФРГ и Италии – в 1980 году,  а в России – в 1995 году.

В настоящее время в США на сферу услуг приходится около 80 %  рабочих мест, 74 %  ВВП и сосредоточено 40 % основных производственных фондов. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63 % ВВП и 62 % занятых. В Японии – 59  и 56 %  соответственно.  По данным МВФ (Международный валютный фонд), в начале XXI в. все виды услуг составляют около 70 % стоимости всего результата мирового производства.

В современной экономике  услуги выступают полноправными  объектами мировой торговли. Из-за неосязаемости услуг этот вид  внешнеэкономических отношений  иногда называют невидимым экспортом  и импортом. При этом экспорт и  импорт услуг может носить как  самостоятельный характер, так и  сопутствовать торговле продуктами промышленного производства на мировом  рынке (например, страховые, юридические, банковские и тому подобные услуги).

По данным ВТО (Всемирная Торговая Организация), в 2006 г. объем экспорта коммерческих услуг в мире составил $2766 млрд., а импорта—$2627 млрд., в то время как в 1980 г. соответственно $365 и $402 млрд. Мировым лидером в области торговли услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг в 2006 г. равнялась 14,4% и 11,7%.

 

Роль  услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

  • научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
  • развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
  • повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, сфера сервиса является одной из динамично развивающихся отраслей экономики.

И ее роль сферы услуг проявляется в:

    • Она выступает важным сектором национального и мирового хозяйства;
    • Играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
    • Оказывает все возрастающее значение на функционирование и развитие самого материального производства;
    • Способствует увеличению свободного времени;
    • Создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества;
    • Выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
    • Обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. - М.: Аспект Пресс, 2004.

Сфера услуг: проблемы и перспективы  развития. Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 1. Формирование сферы услуг.- М.: Вега Интел XXI, 2000.

Сфера услуг: проблемы и перспективы  развития. Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 2. Экономика предприятий сферы услуг. - М.: Кандид, 2001.

Информация о работе Масштабы распространения и значение экономики сферы услуг