Машиностроительная отрасль Казахстана.Тенденции её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом.
Следовательно, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения. Это позволит повысить степень механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда в отраслях экономики республики.

Работа содержит 1 файл

Машиностроительная отрасль Казахстана.docx

— 41.79 Кб (Скачать)

Машиностроительная  отрасль Казахстана.Тенденции её развития.

 

 

         Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом. 
      Следовательно, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения. Это позволит повысить степень механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда в отраслях экономики республики. 
      Основанием для разработки Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы является пункт 5 Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - ГПФИИР), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302. 
      Программа нацелена на модернизацию существующих предприятий высокотехнологичным и современным оборудованием, создание новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции международного стандарта, для развития и кооперации связей всех существующих машиностроительных отечественных предприятий. 
      Программу следует рассматривать, как: 
      Программу для начала восстановления и развития отрасли на новом качественном уровне, направленном на выпуск той конкурентоспособной продукции, которая определена на основе проведенных маркетинговых исследований, увеличения объемов ее производства и нахождения стабильных рынков сбыта; 
      Программу ускоренного развития действующих машиностроительных предприятий за счет реконструкции, модернизации, технического перевооружения и внедрения передовых зарубежных технологий производства и менеджмента управления предприятиями; 
      Программу постоянного совершенствования качества продукции на основе освоения наиболее эффективных, научно-технических и технологических разработок, направленных на создание новых видов машин, технологий и оборудования.

         В настоящее время машиностроение Казахстана охватывает следующие виды экономической деятельности: производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производство компьютеров, электронной и оптической продукции; производство электрического оборудования; производство машин и оборудования, не включенных в другие категории; производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов; производство прочих транспортных средств; ремонт и установка машин и оборудования. 
Основная задача машиностроительной отрасли Казахстана: максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. 
Машиностроительный комплекс включает 13 подотраслей: железнодорожная, нефтегазовая, горношахтная и металлургическая, автомобилестроение, сельскохозяйственная, электрооборудование и т.д. 
Самыми приоритетными подотраслями машиностроения Республики Казахстан были определены:

  • машиностроение для нефтегазовой промышленности;

Приоритетность развития отечественного нефтегазового машиностроения обусловлена тем, что нефтегазовый сектор является крупным потребителем машиностроительной продукции. 
Предприятия Казахстана осуществляют выпуск различного сложного оборудования для бурения, ремонта скважин, добычи, подготовки, транспортировки, переработки нефти и газа, что позволяет освоить производство морских платформ.

  • машиностроение для горнорудной и металлургической промышленности;

Наиболее перспективными группами отечественной продукции  в горно-металлургическом машиностроении являются: самоходное буровое и погрузочно-транспортное оборудование, гидравлические и пневматические перфораторы, редукторы, ленточные  конвейеры, сталеплавильное оборудование, широкая номенклатура прокатного оборудования, производство запасных частей и др.

  • железнодорожное машиностроение;

Внутренний спрос Республики Казахстан на продукцию железнодорожного машиностроения формируется основным потребителем грузовых вагонов и  локомотивов - акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Согласно планам компании, до 2014 года ежегодно будет закупаться порядка 1,4 - 5,2 тыс. вагонов и 100 локомотивов, а также производиться капитальный ремонт имеющегося парка вагонов и локомотивов.

  • сельскохозяйственное машиностроение;

Рынок сельскохозяйственных машин и оборудования Казахстана в настоящее время практически  полностью занят импортной продукцией. Наибольшую долю отечественные производители  занимают в сегменте сельскохозяйственных машин (доильные комплексы, машины для  переработки сельскохозяйственной продукции и т.д.), в сегменте «компоненты  и запчасти» — более 50%, наименьшую — в сегменте комбайнов и навесного  оборудования. 
Наибольший потенциал для развития сельскохозяйственного машиностроения в Республике Казахстан находится в сегментах зерноуборочных комбайнов 3 и 4 класса, колесных тракторов, навесного оборудования и машин для переработки зерновых и кормовых культур.В Республике Казахстан имеются условия по созданию навесного оборудования, максимально адаптированного к климатическим условиям различных регионов

                                     

  • электрооборудование

 

      Среди существующих производств  наибольшим потенциалом обладают  производства аккумуляторов и  трансформаторов, занимающие больше  трех четвертей от экспорта  электрооборудования Республики  Казахстан в 2008 году (рисунок 3). 
      Кроме этого, в Республике Казахстан производятся: 
      аппаратура для переключения или защиты электрических цепей; 
      конденсаторы электрические; 
      электродвигатели; 
      изолированные провода и кабели (в т.ч. оптоволоконные) и др.

 

  • автомобилестроение

 

. Значительная часть спроса  удовлетворяется за счет импорта  машиностроительной продукции - объем внутреннего производства  составил 14 млрд. тенге (менее 5 % от  спроса). 

Для объективного анализа  развития и определения дальнейшей стратегии развития машиностроения Казахстана необходимо четкое определение  ее сильных и слабых сторон, а  также существующих возможностей и  угроз. 
      В приведенной ниже таблице 6 представлены основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы машиностроения Казахстана. Для определения дальнейших мер необходимо устранение негативных факторов, предотвращение угроз, и одновременное усиление позитивных факторов, использование возможностей.

Таблица. SWOT - анализ состояния  машиностроения

Сильные стороны:

1. Растущий внутренний  спрос в первую 
очередь со стороны смежных отраслей. 
2. Наличие транспортной и 
энергетической инфраструктуры в 
основных промышленных кластерах. 
3. Наличие производственной 
инфраструктуры крупных предприятий. 
4. Имеющиеся предприятия 
машиностроения.

Слабые стороны:

1. Относительно небольшой  объем внутреннего 
рынка даже в перспективе. 
2. Дефицит квалифицированных кадров, в том 
числе из-за оттока специалистов за границу. 
3. Низкий уровень конкурентоспособности 
продукции машиностроения Казахстана (по 
причине высокого износа основных фондов, 
низкой загрузки мощностей и т.д.).

Возможности:

1. Расширение рынка в  связи с 
вступлением в Таможенный союз с 
Российской Федерацией и Республикой 
Беларусь. 
2. Трансферт технологий за счет 
создания совместных предприятий с 
компаниями Европы и США, являющихся 
технологическими лидерами в 
определенных сегментах и нишах 
(используя возможности кризиса). 
3. Развитие внутристрановой и 
международной кооперации, в том числе 
использование близости к России и Китаю 
как к одним из крупнейших в мире 
поставщиков сырья и компонентной базы 
низких переделов.

Угрозы:

1. Затяжной характер мирового  кризиса, который 
приведет к падению цен и спроса на сырьевые 
товары, что в свою очередь приведет к 
сокращению внутреннего спроса Казахстана на 
машиностроительную продукцию. 
2. Конкуренция со стороны предприятий 
машиностроения других стран. 
3. Старение квалифицированных кадров.


 

 

 

Основные  проблемы развития отрасли

 
      Развитию машиностроительной отрасли Республики Казахстан препятствуют следующие проблемы: 
      1) высокий уровень изношенности оборудования (43-80 %), препятствующий повышению эффективности производства; 
      2) низкая конкурентоспособность машиностроительной продукции, узкая номенклатура и низкая доля потребления продукции казахстанского машиностроения; 
      3) низкое техническое состояние активной части промышленно-производственных фондов и незначительный уровень инновационной активности в отрасли; 
      4) неполное использование имеющихся производственных мощностей; 
      5) инвестиционная непривлекательность отрасли и недостаточность оборотных средств у предприятий; 
      6) недобросовестная ценовая политика крупных металлургических производителей по отношению к машиностроительным предприятиям; 
      7) дефицит квалифицированных кадров в сфере производства и управления предприятиями; 
      8) недостаточная развитость инфраструктуры машиностроительного комплекса: утрата значительной части инфраструктуры (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытно-экспериментальных баз, центров испытаний и технического контроля), отсутствие организаций по стандартизации, сертификации т.д.; 
      9) низкий уровень кооперационных связей между машиностроительными предприятиями республики с предприятиями стран ближнего зарубежья и с ведущими мировыми производителями аналогичной продукции; 
      10) несовершенство нормативных правовых актов в сфере государственных закупок в части отсутствия долгосрочных контрактов; 
      11) отсутствие механизма технологического прогнозирования; 
      12) низкая доля в производстве продукции наукоемких, высокотехнологических изделий с высокой добавленной стоимостью; 
      13) многие предприятия продолжают выпускать продукцию в единичных размерах и мелкими партиями, что негативно отражается на экономических показателях предприятий (в цене), что является причиной импорта аналогичной по сортаменту и качеству продукции; 
      14) отсутствие современных систем менеджмента качества предприятий, слабый маркетинг и менеджмент управления производствами; 
      15) низкий уровень послепродажного сервиса машиностроительной продукций; 
      16) отсутствие информации о планах технического перевооружения недропользователей нефтяных и других компаний и организаций.    

 

 Анализ действующей политики государственного регулирования развития отрасли

 
      В Законе Республики Казахстан  от 4 ноября 2003 года "О государственном  мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение" машиностроение наряду с другими отраслями отнесено к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение. 
      В настоящее время реализуется Комплекс мер по развитию отечественного машиностроения, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1115, анализ хода реализации которого показывает, что задачи, поставленные в нем в целом выполняются. 
      В целях оказания мер государственной поддержки в отрасли машиностроения Правительством Республики Казахстан принято постановление от 24 января 2008 года № 62 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2003 года № 1054" предусматривающий снижение критериев достаточной переработки товаров с 50 % до 30 %. 
      Также в целях создания конкурентоспособной продукции отечественного автосборочного производства внесены дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 355 "Об утверждении перечня казахстанских товаров, определенных в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, произведенных на территории, на которой действует таможенный режим "Свободный склад" и реализуемых на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость". 
      В результате созданных мер государственной поддержки в Казахстане созданы сборочные производства колесных и гусеничных тракторов, комбайнов, грузовых и легковых автомобилей, бытовой техники, нефтегазового оборудования и др. 
      Несмотря на проведенную работу в стране, пока не решены основные проблемы машиностроения: ее рост неустойчив, загруженность предприятий слаба, инновационная активность низкая, низка доля предприятий, выпускающих конечную продукцию и т.д.

 

 

Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

 

 

      Цель Программы 
      Основной целью Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы является максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.    

  Основные задачи Программы 
      1. Стимулирование технологической модернизации и создание новых производств. 
      2. Эффективное использование возможностей внутреннего рынка. 
      3. Поддержка и развитие экспорта машиностроительной продукции. 
      4. Обеспечение развития машиностроительной отрасли необходимыми кадрами.    

  Целевые индикаторы 
      Реализация Программы обеспечит к концу 2014 года: 
      1. Прирост валовой добавленной стоимости на 74 %. 
      2. Увеличение производительности труда в отрасли до 7 592 тыс. тенге на человека в год. 
      3. Увеличение объема производства до 588 млрд. тенге. 

Основные  направления развития отрасли

 
      Выполнение Программы будет  осуществляться посредством Плана  мероприятий по ее реализации. 
      Первый этап (2010-2011 годы) - проведение технологического аудита машиностроительных предприятий, создание отраслевых конструкторских бюро и укрепление инфраструктуры отрасли. 
      Цели и результаты первого этапа: 
      увеличение валовой добавленной стоимости на 10 % к 2012 году (таблица 13); 
      прирост объема производства машиностроительной продукции на 10 % к 2012 году (таблица 13); 
      увеличение производительности труда в отрасли на 64 % к 2012 году (таблица 13). 
      Второй этап (2012-2014 годы) - реализация потенциала машиностроительных предприятий, интенсивный рост. На этом этапе происходят распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и создание новых инфраструктур для поддержки отрасли, системное укрепление отрасли, освоение новых видов продукции для нефтегазового, горно-металлургического, сельскохозяйственного, электротехнического и железнодорожного машиностроения. 
      Цели и результаты второго этапа: 
      увеличение валовой добавленной стоимости на 74 % (таблица 13); 
      прирост объема производства машиностроительной продукции на 95 % (таблица 13); 
      увеличение производительности труда в отрасли в 3,5 раза (таблица 13

Для достижения показателей  результатов необходимо выполнение следующих основных мероприятий  по развитию отрасли: 
      1. Модернизация действующих предприятий с целью создания гибких производств по расширению выпускаемого ассортимента и освоение новых видов машиностроительной продукции. 
      Модернизация действующих предприятий и реструктуризация существующих предприятий будет осуществляться по результатам проведения технологического аудита машиностроительных предприятий, путем предоставления инновационных грантов на покупку/внедрение перспективных технологий, внедрения управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию производственных процессов. 
      К 2014 году будут модернизированы производственные мощности АО "Усть-Каменогорский арматурный завод", город Усть-Каменогорск. 
      Также будут модернизированы торгово-сервисные центры по обслуживанию сельскохозяйственной техники АО "АгромашХолдинг", город Костанай. 
      2. Организация крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих. 
      В рамках инвестиционных проектов вошедших в Карту индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы предусматривается реализация проектов по организации крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих, такие как: "Производство пассажирских вагонов", "Организация производства электровозов", "Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в городе Усть-Каменогорск". Основные инвестиционные проекты в отрасли приведены в приложении 2 к настоящей Программе. 
      3. Создание новых современных предприятий по производству машиностроительной

Информация о работе Машиностроительная отрасль Казахстана.Тенденции её развития