Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:05, реферат
Мануфактура - (позднелат. manufactura, от лат. manus -- рука и factura -- изготовление), форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествующая крупной машинной индустрии. Данный тип производства возник в странах Западной Европы в середине XVI в. и господствовал до последней трети XVIII в. Предпосылками для образования мануфактуры стали: рост ремесла и товарного производства, появление мастерских с наёмными рабочими, накопление денежных богатств в результате первоначального накопления капитала.
Введение……………………………………………………...……………………3
ГЛАВА 1. Возникновение мануфактурного производства……………..…......4
ГЛАВА 2. Мануфактурное производство в Западной Европе............................7
ГЛАВА 3. Мануфактурное производство в России...........................................11
Заключение...............................21
Список литературы.................22
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………..
ГЛАВА 1. Возникновение мануфактурного производства……………..…......4
ГЛАВА
2. Мануфактурное производство в Западной
Европе........................
ГЛАВА
3. Мануфактурное производство в России........................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Мануфактура - (позднелат. manufactura, от лат. manus -- рука и factura -- изготовление), форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествующая крупной машинной индустрии. Данный тип производства возник в странах Западной Европы в середине XVI в. и господствовал до последней трети XVIII в. Предпосылками для образования мануфактуры стали: рост ремесла и товарного производства, появление мастерских с наёмными рабочими, накопление денежных богатств в результате первоначального накопления капитала.
Цель
данной работы – рассмотреть развитие
мануфактурного производства в странах
Запада и в России.
ГЛАВА 1. ВВОЗНИКНОВЕНИЕ МАНУФАКТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кооперация,
основанная на разделении труда, приобретает
свою классическую форму в мануфактуре.
Как характерная форма
Мануфактура возникает двояким способом.
В первом случае в одной мастерской под командой одного и того же капиталиста объединяются рабочие разнородных самостоятельных ремёсел, через руки которых последовательно должен пройти продукт вплоть до того, пока он не будет окончательно готов. Так, например, карета была первоначально общим продуктом работ большого числа независимых ремесленников: тележника, шорника, портного, слесаря, медника, токаря, позументщика, стекольщика, маляра, лакировщика, позолотчика и т. д. Каретная мануфактура объединяет всех этих различных ремесленников в одной мастерской, где они работают одновременно и во взаимодействии друг с другом. Конечно, карету нельзя позолотить раньше, чем она сделана. Но если одновременно производится много карет, то часть их может непрерывно подвергаться золочению, в то время как другая часть проходит более ранние фазы процесса производства. Пока мы остаёмся ещё на почве простой кооперации, которая находит готовым свой человеческий и вещный материал. Но скоро наступает существенное изменение. Портной, слесарь, медник и т. д., раз он занимается только каретным делом, теряет мало-помалу привычку, а вместе с тем и способность заниматься своим старым ремеслом в его полном объёме. С другой стороны, его односторонняя деятельность в пределах этой суженной сферы приобретает теперь наиболее целесообразные формы. Первоначально каретная мануфактура представляла собой комбинацию самостоятельных ремёсел. Постепенно производство карет разделяется на различные особые операции, каждая из которых является исключительной функцией одного рабочего и совокупность которых выполняется союзом таких частичных рабочих. Именно так, в результате комбинирования различных ремёсел под командой одного и того же капитала, возникли суконная мануфактура и целый ряд других мануфактур.
Но
мануфактура возникает и
Для
правильного понимания
Для мануфактуры характерны три формы: рассеянная, смешанная и централизованная. В рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжал их сырьём, орудиями производства. Мелкий производитель фактически находился на положении наёмного рабочего, получавшего заработную плату, но продолжавшего трудиться в своей домашней мастерской. Смешанная мануфактура сочетала исполнение отдельных операций в централизованной мастерской с работой на дому. Подобные мануфактуры возникали, как правило, на базе домашнего кустарного промысла. Наиболее развитой формой была централизованная мануфактура, которая объединяла наёмных рабочих в одной мастерской. Мануфактура вела к специализации рабочих и разделению труда между ними, что повышало его производительность.
ГЛАВА 2. МАНУФАКТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
Свидетельством разложения феодального строя и развития новых форм хозяйствования можно считать появление мануфактур (с лат. “ручное производство”), которые вплоть до конца XVIII века оставались основной производственной единицей во многих странах Западной Европы. Известно, что в ремесленных мастерских в силу недостаточного развития технической базы и специализации труда все изделия, как правило, создавались целиком — от заготовительной стадии до готового продукта. Мануфактуры же представляли собой капиталистическое предприятие, где использовались те же орудия труда, что и в ремесленном, но производство (хотя оно и было ручным) основывалось на широком разделении труда. Рабочие выполняли лишь отдельные операции, и это способствовало значительному повышению производительности труда. Детализация операций и совершенствование ручного инструмента в мануфактуре достигали такой высокой степени, что подводили к созданию рабочего механизма машины, а тем самым и к машинному производству. В мануфактурах использовался наемный труд. Она была свободна от цеховых ограничений и регламентов, что также способствовало развитию производства. Организаторами мануфактур были лица, владевшие необходимыми денежными средствами, — купцы, ростовщики.
Переход к мануфактурам был предопределен объективным ходом развития промышленности. Обычно купец-капиталист выступал на первых порах в роли скупщика. Он скупал сырьё и перепродавал его ремесленнику, скупал товары ремесленника для дальнейшей продажи и часто ставил менее обеспеченного ремесленника в зависимое от себя положение. Особенно часто установление такой экономической зависимости было связано с отпуском ремесленнику сырья, а иногда и инструментов в кредит. Мелкое ремесленное производство утратило способность к дальнейшему совершенствованию, поскольку отдельным ремесленникам становилось все труднее находить средства на приобретение дорогостоящих орудий труда и сырья.
На эти цели им приходилось брать деньги в долг у купцов, ростовщиков или крупных предпринимателей. Сначала ремесленники еще сохраняли мастерские и продукцию в своей собственности, но все чаще они должны были в счет долга отдавать готовую продукцию кредитору по договорной цене, которая, как правило, была ниже рыночной. Это приводило к усилению их зависимости от купцов и ростовщиков, поскольку выплачивать кредиты становилось все труднее.
Такому попавшему в кабалу к скупщику или даже прямо разорившемуся ремесленнику приходилось уступать (частично или полностью) право собственности на свою мастерскую кредиторам. Ремесленнику ничего другого не оставалось, как продолжать работать на купца-капиталиста, только уже не в качестве самостоятельного товаропроизводителя, а в качестве человека, лишенного средств производства, т.е. ранее свободные мелкие предприниматели становились просто наемными работниками. Этот процесс и послужил исходным пунктом зарождавшейся в период разложения средневекового ремесленного производства капиталистической мануфактуры. Происходило формирование так называемых рассеянных мануфактур, которые можно считать ранней формой капиталистического производства. Сельские ремесленники, выпускавшие шерстяные и льняные ткани, металлические изделия, обувь, посуду и другую продукцию, уже не могли оставаться самостоятельными производителями и работали в основном на скупщика, которому было выгодно размещать заказы на изготовление каких-либо полуфабрикатов (например, колес для карет) в мелких мастерских. Сборка готовой продукции (карет) чаще всего осуществлялась в одной мастерской, где наемные работники трудились под руководством собственника предприятия.
Рассеянная мануфактура представляла собой такой тип предприятия, где купец-предприниматель использовал труд мелких ремесленников-надомников, снабжая их сырьем и сбывая производимые ими изделия. Этот тип мануфактуры больше всего был распространен в текстильном деле в тех местах, где не действовали цеховые ограничения. Часто первичную обработку выполняли надомники (например, прядение), после чего в мастерской мануфактурного типа производились наиболее ответственные операции, например, крашение и отделка готовых тканей. Это был тип смешанной мануфактуры.
Мануфактуры
возникли в Европе в XIV—XVI века, в
городах-республиках Италии, а затем
в Нидерландах, Англии, Франции и
других странах. Во Флоренции это
были шерстоткацкие и
Рассмотрим более подробно вопрос о первых мануфактурах, которыми можно считать предприятия по производству сукна во Флоренции, появившиеся еще в XIV—XV века. К этому времени произошло окончательное разделение цехов на сильные, богатые («старшие», «большие») и бедные («младшие», «малые»). На основе нескольких «старших» цехов и сформировались текстильные мануфактуры, среди которых выделялись следующие: Лана (производство тонкого сукна), Калийала (производство грубого сукна) и Сета (производство шелковых тканей).
Известно, что флорентийское (а также фландрское) сукно являлось экспортным товаром, на который существовал огромный спрос в Европе. Но цеховая система не могла достаточно надежно монополизировать эту отрасль производства. Цеховые корпорации были не в силах осуществлять контроль за сбытом сукна на ярмарках и внешних рынках. Следовательно, нужна была иная форма организации производства и сбыта продукции.
Закупка шерстяного сырья и его доставка на предприятия сосредоточились в руках купечества, поскольку для этих торговых операций требовались значительные капиталы, имевшиеся только у купцов. Крупные оптовые скупщики шерсти — члены цеха суконщиков закупали сырье в Англии, Испании и других странах. Эти скупщики одновременно являлись и собственниками мастерских, где наемные рабочие очищали, мыли, сушили, чесали шерсть, которая потом попадала в мелкие надомные мастерские, производившие пряжу. После этого пряжу продавали в ткацкое производство, затем — в окончательную обработку (стрижку, окраску). Таким образом, процесс производства делился на отдельные стадии, проходившие на различных специализированных предприятиях с применением наемного труда.
Передача полуфабрикатов с одной стадии на другую осуществлялась купцами или посредниками. Готовую продукцию продавали внутри страны или за рубежом те же скупщики сырья, которые выступали в качестве организаторов данного процесса производства. Тем самым рассеянные мануфактуры содействовали развитию рыночного хозяйства.
Уже в 1330-х годах во Флоренции было от 200 до 300 крупных суконных мастерских, где ежегодно вырабатывалось до 1,6 млн м дорогого тонкого сукна. На предприятиях по переработке шерсти трудилось около 30 тыс. человек. Несколько тысяч работников было занято в мастерских по окраске и отделке шерстяного волокна. Следует подчеркнуть, что именно эти мастерские послужили основой для создания суконных мануфактур.
Ряды наемных работников пополнялись как за счет разорившихся крестьян, так и за счет подмастерьев, а также мелких ремесленников, не выдержавших конкуренции со стороны крупных предприятий. Во Флоренции происходила дифференциация горожан на «жирный» народ (прообраз будущей буржуазии) и «меньшой» (основа пролетариата). Аналогичные процессы проходили и в других городах Северной Италии: Болонье, Лукке, Перудже.